Магнус Карлсен стал чемпионом мира в четвертый раз. Почему шахматное сообщество теперь презирает норвежца?
Карлсен хоронит классические шахматы?
В Лондоне наконец закончился матч за звание чемпиона мира по шахматам. Норвежец Магнус Карлсен победил американца Фабиано Каруану в тай-брэйке с разгромным счетом 3-0.

Формат матча за чемпионство сейчас состоит из четырех этапов. Если на определенном этапе победителя определить не удалось, меняется количество времени, которое дается шахматистам для совершения ходов.
Сначала играется до 12 матчей с классическим контролем времени. Шахматистам дается 100 минут основного и 50 минут дополнительного времени (добавляется на 40-м ходу). Также игроки получают по 30 секунд за ход.
Затем рапид: до 4 матчей, в которых игрокам дается по 25 минут. Если и тут ни у кого нет преимущества, переходят к блицу.
Если и блиц заканчивается ничьей, всё в единственной партии «армагеддона», где ничья невозможна и приравнивается к победе черных.
Этап поединка с классическим контролем времени закончился беcпрецедентными двенадцатью партиями без победителя.

В рапиде Магнус ожидаемо вынес Каруану со счетом 3:0. Рейтинг норвежца в быстрых шахматах был выше аж на 100 пунктов, так что результат довольно предсказуем. Два года назад против Карякина исход также определился именно в рапиде.

Далеко не все в шахматном сообществе довольны результатом поединка и поведением Магнуса Карлсена.
В заключительной партии этапа с классическим контролем Магнус при первой же возможности предложил Каруане ничью. При этом у Карлсена было значительное преимущество по времени и более удачная позиция.

Но Карлсен не пошел на риск: ничья означала переход к рапиду, где его шансы на победу значительно увеличивались.
Как Карлсена, так и формат, начали нещадно критиковать. В числе самых возмущенных был даже бывший учитель Магнуса и легендарнейший шахматист Гарри Каспаров, который после такого предложения ничьей засомневался (как видим по итогу — зря) в шансах на победу норвежца в быстрых шахматах.
In light of this shocking draw offer from Magnus in a superior position with more time, I reconsider my evaluation of him being the favorite in rapids. Tiebreaks require tremendous nerves and he seems to be losing his.
— Garry Kasparov (@Kasparov63) November 26, 2018
Формат критикуется в первую очередь за то, что самые важные и интересные партии с классическим контролем времени при текущем количестве ничьих теряют какой-либо смысл. Люди больше недели смотрели за длинными (4-8 часов) партиями, которые по итогу не оказали совершенно никакого влияния на исход поединка.
По быстрым шахматам (как и по блицу) проводятся отдельные соревнования за чемпионство, и определение короля классических шахмат в скоростном формате выглядит как минимум странно.
Поэтому матч за чемпионство 2018 года уже успели прозвать «Похоронами классических шахмат». Формат соревнования явно надо менять. И если судить по реакции зрителей и профессиональных игроков, изменения неизбежны.
О том, что с растущим уровнем подготовки и влиянии компьютерного анализа, шахматы превратятся в заунывную мудянку, еще 20 лет назад предупреждал к тому моменту уже совершенно поехавший кукухой, но все еще гениальный Бобби Фишер.
Фишер предлагал заменить обычные шахматы собственным изобретением — шахматами 960 (или шахматами Фишера), где фигуры на первом и восьмом ряду ставятся в случайном порядке. Подготовка в таких шахматах не имеет практически никакого смысла. Но пока вариант Фишера не пользуется особой популярностью.

Так что обвинять Карлсена в трусливом поведении — глупо. Наоборот, Магнус принял совершенно правильные и спокойные решения в рамках действующих правил. На его месте так смог бы сделать не каждый.
Норвежец в очередной раз доказал, что он лучший, и равных ему нет. А предсказуемость и огромное количество ничьих — точно не его вина.