Почему Jah Khalib – незаметный герой 2018 года. Он тихо собирает Ледовый и рвет всех в чартах
ДзенВладимир Завьялов о хитмейкере из Казахстана.
Если поставить в один ряд слова «Казахстан» и«рэп», наверное, десять человек из десяти первым делом вспомнят про Скриптонита, а не про Джа Калиба.
С одной стороны, это даже справедливо: когда в 2015 году Адиль в числе прочих навсегда менял русский хип-хоп, его соотечественник Бахтияр смотрел на это как наблюдатель. Альбомы Джа Калиба вы не найдете в годовых топ-10 ни у The Flow, ни у, скажем, «Тихого места».
С другой стороны, совершенно иная картина откроется, если, например, открыть актуальный топ Apple Music — там у Джа Калиба два альбома в топ-10, а один из них этот топ и возглавляет. Или посмотреть прошлогодний топ — та же картина. Или взглянуть на гастрольный график и уровень площадок — это два десятка городов, московский «Мегаспорт» и питерский «Ледовый».
Справедливо? Давайте разбираться.
Для начала нужно уяснить одну мысль: 2018-й — однозначно поворотный год в истории русской поп-музыки. Загляните в топы: условную Лободу и Билана теснят люди, которых вы вряд ли знаете и не факт, что запомните — Rauf&Faik, Rasa, Cygo.
У них есть характерная черта: они появились ниоткуда с одним хитом, резко выстрелили, а вот что дальше — громадный вопрос. Где, например, сейчас группа Gazirovka, которая прошлой зимой пела про бакарди из тачек и кальянных? Вполне вероятно, что исполнителей песен про гепарда, фонарь и детство ждет такая же участь.
Что важно: у этих песен (помимо повального освоения прямой бочки) есть одна характерная черта — это очень раскованная поп-музыка. Да, она про любовь — но в том числе и любовь к порокам и веществам.

Еще раньше у Jah Khalib вышел альбом «Все, что мы любим». Именно там была песня, где в припеве конкретизируется, что любим. У песни случилась удивительная судьба — от саундтрека великого сериала про Диану Шурыгину до в целом постыдной самоцензуры с кексом и компотиками.
Но нам интересно другое: помимо всего прочего эта песня стала символической отправной точкой для той поп-музыки, которую мы видим в топах сейчас. Я написал выше, что Бахтияр смотрел как наблюдатель на то, как меняется хип-хоп — это не совсем правда. Пока Мирон, Скриптонит, Яникс и другие меняли жанр, Джа Калиб думал, как его подоходчивее донести и монетизировать.
И придумал. «Если что, я Баха» — это пособие о том, как примирить вроде бы маргинальный «лирический вк-рэпчик» про секс и вещества (который вообще-то существовал, но находился в жанровом гетто) со звуком новой школы и поп-мелодиями, да еще и украсить все это характерным восточным орнаментом.
Отсюда же можно вести очевидную магистральную линию к Мияги и Эндшпилю, Cygo и группе Hamm Ali & Navai и менее очевидную (но легитимную) — к Элджею.
Подводить ответ на вопрос заголовка под мысль о том, что Джа Калиб все придумал раньше всех, будет слишком просто. И тут нам приходит на помощь интервью Дудю. А именно — та часть, где казах показывает роскошную студию у себя дома и рабочий процесс, происходящий там.
Еще более показательно в этом смысле раннее интервью The Flow. Цитата: «У меня музыкальное образование — я саксофонист. Сейчас учусь в консерватории, специальность — продюсирование музыкантов, продвижение артистов и все подобное. Саксофон у меня был основным инструментом, а фортепиано – второй дополнительный, обязательный у каждого музыканта. Чтобы он умел по клавишам «ходить».
Обладает ли таким бэкграундом условный Cygo или группа Rasa? Вряд ли. Нужно понимать, что у Джа Калиба есть огромное преимущество перед многими рэп- и поп-коллегами. Он — музыкант.
Как следствие — отличный мелодист, хитмейкер и универсал, который может сделать не только рэп для машин и кальянных, но и поп-хит для радио и телека. Отсюда — успех сначала «Лейлы», а потом и «Медины». Кстати, о концертах — в то время, когда, например, для Оксимирона совсем необломно петь в том же «Ледовом» под минус, Джа Калиб выступает с живой группой.
Да, это музыка, от которой поморщится условно считающий себя образованным слушатель. Пресловутые кальянные и тачки — это не столько художественное преувеличение, сколько и правда частые локации для его песен. Но Джа Калиб — это действительно заслуженный и легитимный хедлайнер лирического рэпа в его обывательском понимании. И уж точно долгосрочный.