Перейти к содержимому
Люди думали, что началась ядерная война. Как уничтожили пригород Сызрани

Люди думали, что началась ядерная война. Как уничтожили пригород Сызрани

Истории
Андрей Пономарев

За одну ночь.

20 сентября 1980 года в 1:40 ночи работникам железнодорожной станции «Сызрань-1» приспичило скатить с горки цистерны со сжиженным газом. Хотя перемещать такие емкости можно лишь при помощи тепловоза, дежурный Виктор Воронков положил на это огромный болт и велел спускать самоходом.

Помощник составителя поездов Леня Фуражкин прекрасно видел на цистернах надписи «пропан» и «бутан». По должности он имел право подойти к Воронкову и спросить, не упоролся ли он. Но исполнительный Фуражкин не сделал этого.

Если бы работяга Саня Поднебесов прицепил на рельсы дополнительные башмаки, все тоже обошлось бы. А так цистерны с горючим газом весело покатились с горки и влетели в вагон-цементовоз. Поднебесов видел, что из цистерны повалил газ, но вместо звонка дежурному и пожарке предпочел скромно ретироваться с места событий.

Газ быстро распространился по станции и накрыл соседний поселок Машинистов. В 2:15 кто-то закурил или врубил лампочку. Бум!

Еще раньше все истории появляются в телеграм-канале «Пекло»

Поселок вспыхнул почти целиком. По улицам бегали горящие люди, кто-то – прыгал в погреб, думая, что началась ядерная война. Пожарные не пытались тушить дома в центре поселка – туда было не пробиться, зато отбили от огня цистерны с селитрой, стоявшие по соседству. Иначе все вышло бы еще печальнее.

«Приехав на место, мы поняли, что здесь горит даже воздух, – вспоминала фельдшер «скорой» Наталья Субботкина. – Я видела, как одни люди выпрыгивали из окон, а по улицам бежали другие, уже объятые пламенем и кричали нам: «Возьмите моего сына, мою дочь!» Мы брали в каждую машину сразу человек по восемь, и в первую очередь стариков и детей».

А вот рассказ жителя поселка Сергея Селиверстова: «У меня на 75 процентов была обожжена кожа, и все говорили, что с такими ожогами не живут, но я почему-то тогда не умер. Боль все время была нестерпимой. А потом врач сказал мне: «Я не могу больше колоть тебя обезболивающими препаратами. Если ты не хочешь стать наркоманом, лучше пей». И я стал пить – спирт, водку или коньяк, все равно что. При смене бинтов я орал песни, иначе не мог выдержать, а после перевязки вмазывал 150 граммов спирта, закусывал – и минут через пять отключался».

В ту ночь сгорело 44 дома. Все 200 жителей поселка Машинистов попали в число пострадавших. 41 человек погиб.

Виновными назначили Воронкова, Фуражкина и Поднебесова (получили от трех до шести лет), хотя местные шептались, что на нары стоило отправить и их начальство.

Поселка Машинистов больше не существует. Сразу после расчистки территории на его месте посадили березовую рощу.

Поделиться

Аватар Андрей Пономарев

Андрей Пономарев

Автор