Перейти к содержимому
«Папа, сдохни» – самый убедительный русский фильм в 2019 году. Такого у нас ещё не снимали

«Папа, сдохни» – самый убедительный русский фильм в 2019 году. Такого у нас ещё не снимали

Истории Николай Кубрак

Что-то на уровне Тарантино, а может даже и выше.

Парню сверлят ногу в ванной, весь дом в крови, бесперебойный мат, необъяснимая ненависть членов семьи друг к другу, мотивы вестернов и корейских боевиков в антураже типичной русской квартиры с покусанной палкой колбасы в холодильнике и смятым «Новым жемчугом» в ванной – это всё удивительным образом помещается в дебютном фильме 29-летнего Кирилла Соколова «Папа, сдохни».

Это первая русская чёрная комедия с явным уклоном в треш и B-Movie, которая выходила в широкий прокат. Сразу напрашиваются сравнения с богами жанра – Тарантино и Родригесом. Кровью и структурой повествования «Папа, сдохни» немного напоминает ранние фильмы мэтров, но Соколов идёт дальше. Поэтому его дебют понравится, прежде всего, тем, кто любит в Тарантино не только диалоги и атмосферу.

Соколов по-доброму шутит над Звягинцевым, деконструирует великую сцену дуэли из классики «Хороший, плохой, злой», делает реверансы в сторону Пак Чхан Ука и Вонг Кар-Вая, вдохновляется монтажными приёмами Аронофски, берёт лучшее у американских хорроров новой волны и делает визуальный оммаж на «Только Бог простит». Ещё раз – цитата из малопопулярного фильма Рефна в русской, блин, комедии!

Вы вправе хвалить или ругать фильм за разные его элементы, но одного отрицать нельзя – так в России ещё не снимали. От первой и до последней секунды «Папа, сдохни» – это нескончаемый визуальный оргазм. За копейки (меньше миллиона долларов) молодой режиссёр строит кадр в пространстве маленькой двухкомнатной квартирки так, словно работает в кино не первый десяток лет. Сочетание цветов, глубина кадра, операторские решения, агрессивный монтаж, неожиданные эффекты – Соколов будто показывает коллегам: не надо бояться рисковать и отдаваться творческому порыву.

«Папа, сдохни» – наглый плевок в сторону всех сомнительных ремесленников и трусов, которые думают только о том, как отбить бюджет и угодить продюсерам. Поразительно, но фильм поддержал «Фонд кино» – титр в начале и то, что случается после, выглядит как одна из лучших и самых длинных шуток этой комедии. Государство заряжает бабло на самое кровавое, грязное и бескомпромиссное высмеивание пороков современной России. Но не каждый полезет вглубь социальных подтекстов – фильм и без этого пласта очень хорош и не отпускает ни на секунду.

Повествование настолько крепко сбито и сдобрено новаторскими для русского кино сюжетными ответвлениям в стиле Мартина МакДоны, что оторваться от безумия, творящегося на экране, невозможно. В «Папе…» переплетаются и черна комедия, и B-Movie, и хоррор, и социальная драма, и детектив, и боевик. Но на выходе вместо невнятной мешанины получается талантливо структурированное зрелище, где всё на своём месте. Даже буквально: по словам Соколова, всё сняли за 30 с небольшим смен с помощью заранее сделанных раскадровок – поэтому каждый кадр выглядит как отдельное произведение визуального искусства с проработанной формой.

Одна из главных бед русского кино – категоричное деление на зрительское и авторское, на «верх» и «низ». Современная культура давно пережевала и выплюнула эту дихотомию, но у нас между этими двумя пластами лишь безуспешно плавают Быков и Крыжовников. А Кирилл Соколов нагло выбил ногой дверь в русский кинематограф, сняв плоть от плоти жанровое кино. В котором, при всём прочем, есть и глубина, и развлекалово, и просто неприличное количество экспериментов.

Распыляться на оценивание отдельных элементов – сюжета, актёрской игры, музыки – не стану, оставлю это блогерам с YouTube. Хорошее кино такого и не требует, потому что в нём всё на высшем уровне. «Папа, сдохни» – именно такое.

Тот случай, когда шёл выпить по пиву с друзьями, а попал на сумасшедшую тусу с литрами алкоголя и внезапными приключениями. От такой даже на утро остаются только приятные воспоминания, о которых хочется рассказать всем знакомым.

Поделиться

Аватар Николай Кубрак

Николай Кубрак

Автор