Перейти к содержимому
Почему «Война Анны» – лучший российский фильм о войне за весь XXI век

Почему «Война Анны» – лучший российский фильм о войне за весь XXI век

Дзен
Николай Кубрак

Как личная драма перевесила пафос и эпик сражений.

Я не люблю и никогда не любил 9 мая. В основном из-за того, что сегодняшняя власть превратила важную дату в ежегодное путешествие в прошлое. Россия и так живёт воспоминаниями, а регулярный антураж старой советской формы, неактуальных песен и скучных фильмов всё только усугубляет.

Говорить о войне и победе, конечно же, надо. Беда в том, что у нас это мало кто умеет. Особенно это показательно на примере кино. Вспомните, был ли за последнее время хоть один вменяемый российский фильм, приуроченный к 9 мая? Индустрия будто превратила День победы в вариацию «ёлочного» Нового года, когда прокатную неделю заполняют проходные и клишированные, но масштабные проекты. Только вместо шуток и шампанского здесь непомерный пафос, зрелищность и эпик, переходящий в абсурд.

Но война – это не только сражения. Героизм на поле боя, особенно в случае Великой Отечественной войны, равен героизму в быту. 2019 год – первый за долгое время, когда нам решили об этом напомнить. На два дня в кинотеатры вернулся лучший отечественный фильм о войне «Летят журавли», а следом за ним в почти столь же короткий прокат с фестивалей наконец-то добралась «Война Анны».

Оба фильма камерные, но крайне экспериментальные: как в плане визуала, так и нарратива. Правда, в гениальной картине Михаила Калатозова всё же есть определённый масштаб, хоть и почти лишённый героического пафоса. Алексей Федорченко же сделал историю совсем минималистичной и почти бессловесной: 75 минут хронометража, одна героиня и довольно условные персонажи где-то за стеклом – настолько условные, что украинскую, немецкую и еврейскую речь даже субтитрами не переводят, а русской вы просто не услышите.

Федорченко во всём пошёл против канонов. Поместил действие российского фильма о войне в украинскую деревеньку (причём без политических намёков на сегодняшнее положение дел), полностью обошёлся без пафоса, экшна и явных напоминаний о военных действиях, а выход фильма никак не приурочивал к Дню победы и вообще не очень рассчитывал на широкий прокат. Из-за этого сложилась необычная ситуация: критики и фестивали дружно признали «Войну Анны» лучшим отечественным фильмом 2018 года, но из обычных зрителей его почти никто не видел.

https://www.youtube.com/watch?v=WT4Aj7WP39o

Картина действительно потрясающая, но, будем честными, широкая аудитория её никогда не посмотрит, поэтому в прокате «Война Анны» всего на четыре дня – с 9 по 12 мая. Любителей перестрелок и пролётов под танками в слоу-мо оттолкнёт форма. Федорченко говорит со зрителем исключительно языком кино. Даже талантливейший сценарист Наталья Мещанинова отказалась здесь от своей сильнейшей стороны – написания диалогов. Вместо этого со зрителем говорит камера, передающая весь спектр эмоций шестилетней Анны, оставшейся совсем одной в старинном камине где-то в полузаброшенной и захваченной врагами школе.

«Война Анны» по форме больше напоминает хоррор или триллер, чем военную драму. За саспенс здесь тянущиеся голодные дни, а в качестве скримеров – пробегающая крыса и выскакивающая из окна овчарка. Аналогов в военном кино вы вряд ли найдёте, Федорченко сам признавался, что ориентировался на камерные истории. Ближе всего к фильму клаустрофобические триллеры вроде «Погребённого заживо», «Спуска» или «Комнаты». Но они несравнимы с «Войной Анны» по глубине – номинально простая и медлительная история наполнена символами и явно вдохновлена классической литературой: от древних сказок до Кэрролла. Только сказка эта страшная – героиня здесь буквально восстаёт из могилы, оставляя в ней детство.

Именно потерявшими детский задор глазами шестилетней героини рассказана эта душераздирающая история. Операторскую работу, сценарий и режиссуру можно хвалить бесконечно, но «Война Анны» – это во всех смыслах фильм одной актрисы, 9-летней Марты Козловой. Режиссёр почти случайно нашёл её в фейсбуке. И, кажется, открыл гениальную актрису.

С каждым новым кадром всё больше ощущаешь, что Марта рождена для кино и смотрится на экране невероятно органично. Она выдерживает бесконечные крупные планы, что дано не каждому взрослому актёру, и строит вокруг себя не образ, а целый мир. По уровню Козлова ни в чём не уступает ни Алексею Кравченко из «Иди и смотри», ни Жан-Пьеру Лео из «400 ударов». Поэтому на всех фестивалях справедливо борется со взрослыми коллегами в номинациях за лучшую женскую роль и выигрывает.

После просмотра ни на секунду не сомневаешься в словах Федорченко о том, что войну выиграла именно эта маленькая девочка. Все 75 минут она героически выживает на экране. В этом смысле Анна, конечно, символизирует и страну, которая не просто выиграла войну, а выстрадала. Девочка воюет по-своему, но тоже со смекалкой. И соперники у неё при соизмеримости масштабов не менее страшные, чем гитлеровская армия: голод, холод, лишние шумы и пьяные немцы на по-средневековому инфернальном рождественском «карнавале».

«Войны Анны» – то самое кино, которое давно было нужно ко Дню победы. Может быть, ура-патриоты, у которых «деды воевали» и которые «могут повторить», посмотрят и поймут – нет, не могут. Ведь за подвигами и геройством всегда скрывается мерзкая суть и ужас войны – бессчётные личные трагедии и сломанные судьбы.

Поделиться

Аватар Николай Кубрак

Николай Кубрак

Автор