Перейти к содержимому
Ученик Сокурова, герой «вДудя» и будущее российского кино. Почему нужно посмотреть «Дылду» – второй фильм Кантемира Балагова

Ученик Сокурова, герой «вДудя» и будущее российского кино. Почему нужно посмотреть «Дылду» – второй фильм Кантемира Балагова

Дзен
Николай Кубрак

Запомните это имя, до того как оно станет новым арт-мейнстримом.

В прокате «Дылда» – второй фильм 27-летнего режиссёра Кантемира Балагова, за который он получил два приза в каннской программе «Особый взгляд»: ФИПРЕССИ (награда международной федерации прессы) и за лучшую режиссуру. Ниже – три причины, почему на это кино обязательно нужно сходить.

Возможно, главный российский фильм года

Для мирового кино текущий год пока выглядит очень достойным, чего не скажешь о российском сегменте. Практически все топы отдыхают или заняты съёмками, а мейнстрим по-прежнему не производит ничего выдающегося.

Уже вышедшие приличные фильмы имеют лишь локальный успех: «Ван Гоги» – заслуженно получил звание российской «Осенней сонаты», но зритель на фильм не пошёл, «Война Анны» – шедевр, но слишком камерный, «Братство» – далеко не лучший фильм Лунгина, «Папа, сдохни» удивил, но мгновенно осел в андеграунде, а «Завод» оказался очередным унылым быковским самоповтором. Из грядущего тоже вряд ли что-то взорвёт: почти все лауреаты «Кинотавра» – это слишком локальное кино для критиков и киногиков. Выстрелит наверняка только дебют режиссёра клипов «Ленинграда» Анны Пармас – драмеди «Давай разведёмся» уже прочат народную любовь.

https://www.youtube.com/watch?v=y8QMMmKO37w

Вот и выходит, что звание главного российского фильма 2019 года досрочно можно отдавать всего лишь второму фильму молодого режиссёра. И сразу же смело забывать все ярлыки про дебюты, молодость и ученика Сокурова. Балагов показал себя созревшим режиссёром с авторским почерком. «Дылда» не похожа ни на один фильм военной тематики, что само по себе достижение. 130 минут хрона не вызывают даже мыслей о зевоте, сюжет не позволяет написать фабулу без спойлеров, актёрские работы новичков восхищают, а достовернейшее (вплоть до газет на окнах) воссоздание эпохи реквизиторами заслуживает отдельного уважения.

Балагову удалось снять фильм на сложную тему, который, тем не менее, вряд ли породит срачи – даже ЛГБТ-линия подана аккуратно, уместно и ненавязчиво (вполне возможно, что её там и нет вовсе). Любители сложного авторского кино оценят «Дылду» за драматургию и живописность, а для более широкой аудитории этот фильм наверняка покажется памятником подвигу женщин фронта и блокадного Ленинграда.

Этот душераздирающий фильм о подругах, вернувшихся искалеченными с войны, безжалостной и порой абсурдной смерти, постблокандном голоде и вере в чудо
совершенно точно вызовет эмоции даже у самого закаменевшего зрителя.

Урок киноязыка

Учиться правильно читать кино проще всего именно на первых работах талантливых режиссёров – они сами только пробуют кадр на вкус и нащупывают свой собственный стиль. Поэтому отслеживать закономерности и хитрые подтексты зрителю будет чуть проще – автор ещё не утяжеляет пространство и не бросается в бесконечный самоанализ.

«Теснота» отпечатывалась в глазах по-матиссовски яркими синими, красными и зелёными тонами. А «Дылду» Балагов пишет преимущественно четырьмя цветами: жёлтым, красным, белым и зелёным. Тяжело поверить, но эти сочетания присутствуют практически в каждом кадре, превращая любой скриншот в картину. Исключение – лишь одна сцена в кульминации, намеренно выполненная в холодных бело-синих тонах и в пространстве «вакуума», как заявил сам режиссёр.

Каждый прочтёт эту цветопись по-своему. В скрещении красного и жёлтого видится та самая «ржавчина жизни» (цитата Роднянского из «вДудя»), которая в разных сценах будто намеренно затмевается зелёным – символизируя, вероятно, победу жизни над смертью и войной. Даже внешний вид актрис будто бы подбирался в соответствии с цветовой гаммой (обратите внимание на волосы и кожу), что регулярно подчёркивается одеждой, тонами которой они символично поменяются в концовке.

«Дылда» – это история, полностью рассказанная цветом. Поэтому улавливать драматургию и основные смыслы можно даже без звука. Балагов в этом смысле именно что художник. Но и в аспекте звука работа так же крайне интересна для внимательного просмотра. Звон в ушах контуженной главной героини становится лейтмотивом фильма, а радиопостановки в советских коммуналках – отличный пример использования аудио-визуального контрапункта: играя в самые драматичные моменты, постановки вступают в смысловое противоречие с визуальным контекстом фильма.

Балагов создал новый послевоенный мир, до того не виданный в кино. Здесь нет ни Сталина, ни Ленина, ни каких-либо политических символов. Зато крайне дотошно показан быт, а пространство больше походит на современную инди-драму, чем на фильм о последствиях войны.

Но даже в такой уникальной работе можно разглядеть пусть и надуманные, но реверансы в сторону великих режиссёров. Суета ленинградских коммуналок поначалу очень напоминает позднего Германа, в цветовой блеклости некоторых кадров прослеживается влияние Сокурова, а концепция отдельных сцен позволяет назвать «Дылду» чуть ли не анти-«Мечтателями».

Если вы только собираетесь учиться пониманию киноязыка, то «Дылда» – отличный способ для старта. В фильме зарыто намного больше, чем упомянуто выше. Зато не так глубоко и пафосно, как у многих великих ветеранов.

Новое большое имя в российском кино

Можно сколько угодно говорить, что Дудь скатился, но он совершенно точно зовёт не самых популярных людей далеко не просто так. Если за личностью нет потенциала или крутой истории, во «вДуде» она точно не появится. А ради интервью с Балаговым блогер сгонял и в Нальчик, и в Канны, сделав фактически полноценную документалку.

Авансы дают критики и жюри, но уж точно не ажиотажные фигуры интернета. Появление во «вДуде» – прежде всего, признание человека довольно широкой аудиторией. Имя Кантемира Балагова всё чаще мелькает в медиа и вполне заслуженно. Он показывает миру, что даже в самых неожиданных уголках России есть суперталантливые люди, готовые говорить что-то новое на доступном всем языке.

«Дылда» – как раз отличный пример универсального кино, которое по достоинству оценят даже насмотренные иностранцы. А, судя по первым наградами и отзывам западных критиков, за пределами России уже замечают, что у нас растёт новый большой режиссёр. И у вас есть уникальная возможность с самого начала следить за его развитием.

Второй фильм Кантемира Балагова определённо удался, а значит клише про «экзамен сдал» можно забыть. Теперь это большой автор с узнаваемым стилем. Новых премьер от него будут ждать не только в России, но и за границей, а участие в основном конкурсе фестивалей тоже не за горами. Поддержка главного продюсера страны – Александра Роднянского – своеобразный знак качества для режиссёра. Второго Звягинцева, конечно, не ждите, зато есть вариант не хуже – первый Кантемир Балагов, который имеет все шансы встать в ряд великих имён российского кино.

Поделиться

Аватар Николай Кубрак

Николай Кубрак

Автор