Перейти к содержимому
Noize MC переживет фрешменов. На его концерты будут ходить всегда

Noize MC переживет фрешменов. На его концерты будут ходить всегда

Владимир Завьялов – о непробиваемой карьере Ивана Алексеева.

В последнее время я читал несправедливо много критики в адрес Нойза. Например, телеграм-блогер Даня Порнорэп называет его творчество «иррелевантным» текущей повестке. Коля Кубрак на нашем сайте высказался еще жестче и назвал его «рудиментом хип-хопа», а его концептуальную рэп-оперу провалом.

Вообще, с определенных пор Ивана стало будто бы удобно попинать. Кажется, это наступило где-то в 2013-м. Тогда вышел альбом «Неразбериха»: на Rap.ru написали, что это «альбом человека, который перестал быть остроактуальным», потому что «к нему привыкли». Тогда же вышел Versus — в разгроме от Гарри Топора чувствовался конец эпохи винтажных онлайн-баттлов, в которых Нойз когда-то преуспевал. А еще тогда произошел неприятный конфликт с Хованским — по факту мерзкая травля Ивана: видимо просто потому, что можно.

Надо понимать, что до этого Иван в течение пяти лет последовательно в треках и в жизни находил (даже иногда сам того не желая) оппонентов и баттлил их. Доставалось первому каналу, авто местного авторитета, хейтерам, депутату на Мерсе, Шнурову, организаторам «Кубаны» и многим другим — и все это не только про песни, но и про заголовки. Но потом их, кажется, потеснили другие оппоненты — внутренние демоны и личные неурядицы. А за баталиями с ними и наблюдать вроде бы не так увлекательно, да и сами бои не всегда складывались в пользу Ивана. Тем более что на смену кричалкам и манифестам все чаще приходили взрослая созерцательная лирика, притчи-зарисовки и правила жизни.

На этом фоне в русском рэпе случился приснопамятный пятнадцатый год, после которого жанр изменился навсегда — обычно в таких случаях сложно отделаться от абсолютно злорадного желания картинно сбросить старые фигуры с доски и выжечь эпитафии. Многие слушатели и критики поддались такому искушению в случае с Нойзом.

Но стоит ли это делать? Есть крайне любопытный эпизод на эту тему: в прошлогоднем интервью критик Александр Горбачев задает Ивану вопрос с таким посылом: вот в 2012-м была большая четверка Баста-Каста-Гуф-ты, а сейчас есть ощущение, что тебя подвинули. Иван отвечает: «Никуда меня не отодвинули. У меня все в порядке, дела только в гору идут. Больше меня из рэперов сегодня собирают только Мирон, Баста и Корж». Нет никаких оснований не верить Ивану: посмотрите хотя бы его гастрольный график и масштаб площадок, которые он собирает.

Возникает логичный вопрос: как все это вяжется с отповедями его творчеству, смешанными отзывами на рэп-оперу и смещенным хайлайтом в сторону героев момента?

Да спокойно вяжется. Стоит признать очевидное: пока новые сильные переворачивали игру, а старые слабые тихо уходили в тень, Noize MC стал легаси-артистом и, если угодно, классиком жанра, которому не надо ровным счетом никому ничего доказывать.

Есть причины. Во-первых, его формула «скорострельная читка» + «опорно-двигательная рок-музыка» давно испытана, освоена и им же апроприирована: зачем переизобретать то, что работает? Да, у Нойза в карьере случались перекосы и в сторону рэпа с электронным битом, и в сторону сырого и стероидного рока, но совсем уж глобальных переизобретений и перепридумываний не было. Строго говоря, это вопрос полного соответствия ожиданиям от артиста — отсюда крепкая и преданная фан-база.

Во-вторых, у Нойза настолько богатый послужной список, что никакой слабый альбом не пошатнет его карьеру. Это у Фейса после «Пути неисповедимы» стоял вопрос карьерного выживания, а автор «Иордана», «Вселенная бесконечна» и «Выдыхай» может записать хоть три таких «Пути». В конце концов, большого артиста и отличает то, что ему позволительно выпустить неудачный альбом — таковые случались у Radiohead и U2, и ничего. Кажется, Нойз понимал это и сам, поэтому уже в статусе большого артиста рискнул и замахнулся на рэп-оперу.

В-третьих, не будем забывать о безусловно важной вещи для достатка музыкантов — концертах. В связи с этим не могу не вспомнить концерт «Я буду петь свою музыку»: после статичного и пресного Оксимирона под минус Иван пришел и со своей группой раздал рока — разница была чудовищна. Как выглядит концерт Нойза — посмотрите, например, прошлогоднюю запись большого лайва в «Мегаспорте»: это образцовый рок-концерт, каким он и должен быть. Как показывает практика, отличная концертная форма вообще продлевает жизнь любому артисту.

В-четвертых, не надо забывать и про текущее творчество. Прошлой осенью у Ивана внезапно вышел мини-альбом «No Comments»: четыре надрывных, искренних и очень личных трека, где имена не называют, но понятно более-менее все — к слову о том, может ли еще Нойз делать сильные вещи (да, может).

Вместо итога: текст, где Нойз — это «рудимент хип-хопа», завершается цитатой Оксимирона о том, что Иван «зацементировал свое лицо на горе Рашмор русского рэпа». Есть ощущение, что после следующего тектонического сдвига в русском рэпе эта гора устоит как ни в чем не бывало.

Поделиться

Аватар Владимир Завьялов

Владимир Завьялов

Автор