
Полукамбэк группы «Грибы» — огромное разочарование. Лучше бы вообще не возвращались
Владимир Завьялов — о том, что не так с Grebz.
Спустя два с половиной года после «Тает лед» вышло видео на песню «Контракты» с вывеской Grebz. Включаем, видим — те же маски, те же панамки, те же голоса под упругий бас и прыткий бит. «Грибы» вернулись? Кажется, нет. Grebz всего двое: нет третьего участника Бардаша, вместо круга в лого — почему-то квадрат, а сам Бардаш это мероприятие никак не поддерживает в соцсетях.
Что за песня «Контракты»? Тут ругаются матом, посылают на три буквы, настроены агрессивно, да и вообще действо построено по следующей формуле: давайте делать то же самое, но на серьезных щах.
Возникает вопрос: что со всем этим не так?
Смущает, что 4atty и Симптом в условиях кадровых потерь ничего не придумали для камбэка и остались работать ровно по прежним заготовкам. Два года — слишком мало, чтобы все успели соскучиться так, чтобы не изобретать вообще ничего нового. Кажется, ностальгический аттракцион — точно не про группу «Грибы».
Но это полбеды. Проблема еще в том, что эта брутально-пацанская эстетика «Грибов» транслируется слишком серьезно — и это тоже не плюс для Grebz. «[К черту] контракты, я — автор правды» – не за такие воинственные манифесты «Грибов» полюбили, а за маски-шоу, гоп-фэшн и гротескные образы. У «Грибов» все эти маски-шоу были именно что костюмированным и потешным представлением, оттого и воспринимались как эстетика, а не этика.

В этом смысле Grebz и «Грибы» различаются ровно так же, как поцык с района от модели на показе Рубчинского. Тут вполне кстати будет ремарка: Симптом и 4atty до «Грибов» делали хмурый рэпчик про мутные замуты под 90 BPM. У 4atty, кстати, был трек с Элджеем: у которого еще не линзы светились, а бошки дымились. Сейчас это стало заметно.
И вообще, «Контракты» не очень похожа на песню, которая дотянет до какого-нибудь из хитов «Грибов» просто потому, что тут особо не за что зацепиться: все о том же гудят басы, но нет хуков-магнитов и припевов-липучек.
Пожалуй, главная интрига происходящего — будет ли программное заявление от Бардаша? Grebz он не только не просаппортил, а еще и выложил у себя в сториз кусок раннего клипа Сида и Рэма — творчество которых песня Grebz и напомнила. Rap.ua сделали расследование по этому поводу — правда, вопрос о том, есть ли конфликт у Бардаша с Grebz, все равно остается открытым.
«Грибы» вспоминают как яркую, но сиюминутную вспышку: принято считать, что группа не оставила вообще никакого наследия после себя. Это не совсем так — спустя полгода после песни про лед вышло «Розовое вино», и незатейливый поп-рэп под прямую бочку стал главным трендом на долгие месяцы. Сложно не увидеть в этом заслугу «Грибов», отправивших рэп и на танцпол, и в «девятки», и на радио, а потом тихо и аккуратно исчезнувших.
Появление Grebz — грустный кейс про ожидание и реальность. По-своему красиво было бы не вернуться вообще никогда: возможно, время окутало бы краткосрочный успех группы ретроспективным клубком мифов, легенд и осмыслений через годы и через расстояния.
Еще круче — вернуться с Киевстонером и хитярой калибра «Тает лед», который снова поменяет правила игры в музыке момента. Но вышел полукамбэк с песней, которую уже послезавтра забудут — не такого мы ждали от «Грибов».