Мастер криминальных комедий снова в отличной форме.
Квентин Тарантино и Гай Ричи – любимейшие в России современные зарубежные режиссёры. В тёплых чувствах к первому признавался даже Геннадий Зюганов, а второй давно стал настолько своим, что даже снял мини-фильм перед ЧМ-2018.
Корни такой популярности найти легко – оба режиссёра прославились в 90-х с бодрейшими фильмами о криминальном мире. То есть как раз в то время, когда у нас «убивали людей и все бегали абсолютно голые». Первые фильмы Тарантино и Ричи были хитами видеопрокатов – не просто каждый киноман, а каждый «нормальный пацан» обязан был это посмотреть. С тех пор почти все, кто родился, вырос или начал большую карьеру в 90-х, считает режиссёров своими корешами – прошлогодняя пресс-конференция Тарантино тому доказательство.
Но если Квентин всю карьеру держится на стабильно высочайшем уровне, то у Ричи всё сложнее. На Западе он вообще считается «британским Тарантино», который довольно быстро скатился до попкорнового мейнстрима. В России его метаморфозу восприняли даже болезненнее. В «Карты, деньги, два ствола» и «Большом куше» британец рассказывал о крутых мужиках, сдабривая всё уморительным чёрным юмором и сделав популярным идола всех пацанских пабликов – Джейсона Стэтхэма. Затем случилась Мадонна, спорный «Шерлок Холмс» и рафинированные блокбастеры. Говоря проще, Гай Ричи перестал быть нормальным пацаном и потерял всякое уважение.
Менее года назад мы казнили режиссёра, не веря в его возвращение к крутому авторскому стилю ранних фильмов. Но по итогу крупно ошиблись – Ричи втихаря снял одну из лучших вещей в своей карьере. И даже не важно, что «Джентльмены» создавались на деньги скандальной компании Miramax, а один второстепенный персонаж там явно отсылает к Харви Вайнштейну. Про своё отношение к СЖВ-трендам Ричи всё поясняет в коротком диалоге с участием чернокожего боксёра. «Моя борьба» и ярый феминизм «Аладдина» уходят на второй план – Ричи вернулся к истокам, чтобы вновь порадовать простых пацанов: от британских барыг до российских гопников.

«Джентльмены» – это, конечно, не первые фильмы Ричи и даже не «Рок-н-рольщик». Мужчине перевалило за полтинник – он помнит и любит своё дворовое прошлое, но теперь хочет поговорить не о реальных пацанах, а о настоящих мужчинах. Нет, в фильме всё ещё полно родных и понятных всем, кто рос в российской провинции 90-х, символов: старшеклассники с ножами в кармане, банды иммигрантов и боксёрская секция, которая поставляет бойцов криминальным организациям.
Но Ричи проводит чёткую черту – все юноши и подростки показаны неприглядно и кончают не очень хорошо, тогда как взрослые мужчины выглядят сплошь как модели Tom Ford и живут не по понятиям, а по этическому кодексу джентльменов. Вместо рамсов здесь подчёркнуто вежливые диалоги, а вместо насилия и жестоких убийств – поэтичные, почти шекспировские, запугивания.

Ричи снова рисует портрет Лондона, но уже совсем другого. Современная английская столица – это даже не плавильный котёл, а Вавилон: тут беспредельничают азиаты, там крысят инфу ушлые журналисты (явная критика таблоидов и намёк на Daily Mail), здесь бегают с ПМ русские амбалы, а где-то на задворках мажоры сидят на «хмуром». Разумеется, неподалёку от темнокожих подростков, толкающих траву и читающих грайм.
Каждого символа этих субкультур Ричи не просто карает руками своих героев, но и унижает, показывая своё к ним отношение. Режиссёр консервативен и топит за своих – настоящих мужчин с принципами. «Джентльмены» – это в первую очередь вариация на тему отцов и детей и очень талантливая, совсем не душная, критика миллениалов с позиции старшака.
Ко всему прочему «Джентльмены» ещё и прекрасное развлекательное кино для самой широкой аудитории. Ричи вновь подобрал плейлист, который хочется всё время репитить. Сценарий – в его лучших традициях, к которым добавлен приём «ненадёжного рассказчика» и кино в кино. А нить сложных взаимодействий героев не дают потерять яркие монологи Хью Гранта, театральные приёмы и понятные животные метафоры. Топовый визуал с клиповым монтажом и экспериментальными съёмками (план с длиннофокусного фотоаппарата, YouTube-видео, разные соотношения экрана) тоже на месте. Актёры прекрасны: Мэттью МакКонахи как никогда очарователен, Хью Грант в необычном для себя образе тащит весь фильм, а любовь зрителей нагло ворует близкий и понятный персонаж Колина Фаррелла.

Про любимый спорт Ричи тоже не забыл – одна из важнейших сцен разыгрывается на трибунах «Эмирейтс» (вы же помните ту самую рекламу?), а образ Чарли Ханнэма уж слишком напоминает Конора Макгрегора (сравнение напрашивалось ещё со времён «Короля Артура», где он копировал боевой стиль ирландца).
«Джентльмены» – это не попытка снять «как раньше», а возвращение героя, прошедшего полный приключений путь, в родной дом. Гай Ричи – это вчерашний гопник, который давно выбился в люди, завёл богатых и знаменитых друзей, покорил Голливуд и теперь может себе позволить заниматься тем, что ему нравится. Если хотя бы раз в три-четыре года он будет снимать такое кино, то все мигом забудут его неудачные блокбастеры. После такой крутой реанимации жанра криминальной комедии Ричи может работать на «Дисней» хоть до конца жизни, а мы за него просто порадуемся всем двором.