Перейти к содержимому
Ресторатор с Versus выпустил второй альбом, а мы его послушали. Ловите олдовый хип-хоп, казнь новой школы и оду BMW

Ресторатор с Versus выпустил второй альбом, а мы его послушали. Ловите олдовый хип-хоп, казнь новой школы и оду BMW

Дзен Виталий Халюков

Отличный телепорт из 2020-го в середину нулевых.

Некоторые до сих пор думают, что вершина творчества Александра Тимарцева – это фраза «Пошумим, б***ь!»

Это не так. Иногда Рестор пишет треки, но его первый альбом «5 бутылок водки» (2019) относился к жанру рэпа, написанного в алкогольном угаре. Его можно было воспринимать как дебютную попытку записать релиз, но не более.

А совсем недавно Ресторатор представил второй альбом под названием «Непопулярное мнение». Это уже намного более цельное и серьёзное произведение, что можно заметить даже по названию. Слово «непопулярное», полагаю, означает не то, что Тимарцев не рвёт топы треками, а отсылает к его любви к старенькому хип-хопу, которой вроде как нет места в эпохе «трряя», «скёр» и «у! а! рятататата».

Самое главное – тут много мыслей и рассуждений Рестора на самые разные темы. Вот цитата из поста-презентации:

«В отличие от первого альбома, написанного в делирии, этот был создан в моменты настигающей тоски и полного уныния, нежелания делать что-либо и попытке убежать от всего, что существует рядом».

Чем не повод послушать и пропустить через себя Санины рефлексии? Давайте прямо по трекам.

Прелюдии – максимально депрессивное интро. Трек начинается со слов «Я заметил, что давно ничто практически не радует». Тут Рестор рассказывает о депрессии и тревоге, а ещё посвящает слушателя в список своих подростковых кумиров – «На моих плакатах были Хэтфилд и Кобейн», тут же рядом упоминается и Егор Летов.

Некоторые фразы вызывают беспокойство за эмоциональное состояние Александра. Чего только стоит: «Однажды передёрнувши затвор, я распакую голову». Но уже во второй части Саня сообщает, что у него верёвка для сушки, а мыло для стирки. Так что всё вроде нормально, но он явно из тех людей, кто любит повариться в тяжёлых мыслях. И это разрушает медийный образ весёлого лысого великана со стаканом пиваса.

Назло feat. ChipaChip – беспорядочный набор символов. Кстати, вы заметили, что в альбоме нет ни одного фита с кем-то звёздным? И это при том, что Рестор лично знаком чуть ли не со всеми топовыми рэперами. Думаю, это сделано совершенно сознательно. Во-первых, это будет выглядеть, как навязывание. Во-вторых, без совместок с селебами альбом послушают только те, кому интересны мысли и творчество Рестора, а не его гостей.

Сам трек «Назло» мне не зашёл потому, что в нём сложно зацепиться хоть за что-то. В куплете Ресторатора снова много смерти и самокопаний, он говорит, что кинет камень в спину уходящему себе – но это именно неупорядоченный поток сознания. А читкой напомнило раннего ХХОСа, но это только моя личная ассоциация.

Ревность feat. Zorin – единственный трек, который вышел до альбома. Это Саня упомянул ещё в превьюхе. Все остальные семь написаны с нуля, а этот больше всего зашёл аудитории до релиза, поэтому попал в альбом скорее для баланса. Что это? Одна глобальная метафора на тему ревности. Всё в названии.

Ресторатор читает о том, как он хотел бы окружить любимую женщину стенами замка. Такое, жутковатое признание в любви. «Я развиваюсь флагом над бойницами, под ними трупами лежат твои бывшие». Если хотите, можете воспринимать это как версию «Скотта Пилигрима» в стиле классики русского рэпа.

Спасательный круг – о том, как тяжело скрывать эмоции. На мой вкус, один из лучших треков альбома. Рестор рассказывает, что более десяти лет скрывает эмоции. Он даже «не раскрывал себя перед отцом и матерью». О том, что ему тяжело показывать искренние реакции даже перед близкими, Тимарцев несколько раз говорил в разных интервью. Так что такая рефлексия читалась.

В первую очередь «Спасательный круг» подкупает искренностью. Он не только про эмоции и лицемерие, но и о других внутренних комплексах Рестора – о том, как он хотел любви публики и к чему это привело. Но это не нытьё о том, как всё плохо, потому что тут же он сообщает, что если бы мог построить всё заново, то сделал бы точно так же, как есть сейчас.

Ок, бумер – жёсткий дисс на новую школу. Опять же, суть читается в самом названии – потому что «Ок, бумер» – самый раздражающий зумер-мем из всех. Что, раньше трава была зеленей? Ок, бумер, только не забудь таблетки принять, ага. Трек Рестора именно об этом.

Он, как и весь альбом, звучит максимально олдскульно. Как будто всё записывалось году в 2004-м. Но тут подъехало объяснение концепции: «Прощай, старая школа», «Теперь музыки полно, но слушать там нечего» и главный хук: «Меня тошнит от ваших строк/ Я заряжаю жопу в новый бумерок/ И русский рэп погибнет так, как умер рок».

Но моя любимая строчка здесь вот эта: «Русский рэп – Прохор Шаляпин, я е** его старухой». Отличный панчлайн, учитывая сеттинг.

Ресторатор всегда производил впечатление как раз чувака, который до сих пор гоняет в плеере «Карате» от Смоки, «Касту» и легендарные треки с онлайнов. Вряд ли кто-то подозревал его в особой любви к Бэйби Тейпу, Моргенштерну и что там ещё сейчас популярно? Мысль вы поняли.

Поехали – рекламная ода BMW. На этом месте альбом принимает более оптимистический взгляд на вещи. «Поехали» слушается, как длинная шутка на тему бесконечных «бэх» Ресторатора. Самого Саню тут подменяет лирический герой, укладывающий женщин на заднее сидение сами понимаете какой машины. И всё это под пошлейший бит. Объяснять тут совершенно нечего.

Мания – самый жизнеутверждающий трек в альбоме. «Я умирать передумал», – сообщает нам Рестор в песне, которая уже точно смотрит в будущее с поднятой головой. Вполне можно подумать, что суицидальные мысли  и депрессия – продукты минутной (или недельной) слабости. Тут же взбодрившийся Санёк читает, что ему нравится дарить настрой, ведь он свой на сто.

Кстати, в «Мании» озвучена ещё одна причина, по которой трековое творчество Рестора так сильно отдаёт ностальгией по временам, когда русский рэп играл на лавочках с кнопочного телефона. «А мы ищем русскую надежду в западной норе». Вот так вот, Мирон Янович. Не в подглядывании за западными артистами наше спасение.

Мама – классическая лирика хип-хопа середины 2000-х. У каждого уважающего себя рэпера тех времён должен был быть трек об отношениях с родителями. Если дать послушать это человеку, который не узнает голос Рестора, он наверняка предположит, что и записано это было лет пятнадцать назад. Бит уж точно здесь именно такой.

Это ещё один признак того, что альбом Рестор писал не для продаж и славы, а для себя и единомышленников. Потому и благодарность родителям тоже укладывается в дух и концепцию альбома.

Если делать какие-то глобальные выводы по «Непопулярным мнениям», то очевидно следующее – этот альбом никогда не станет хитом, но и записан он не для этого. Просто человек – а не медийный Рестор – выпустил рефлексию в инфополе. Иногда нужно так делать хотя бы ради терапевтического эффекта.

Абсолютно всё тут звучит суперолдово, поэтому фанатам исключительно новой школы слушать этот релиз не нужно. Важно понимать, что это не тот случай, когда ваш сосед записывает подъездный рэп, потому что не осознаёт, что времена изменились. Всё – от простых битов до подачи и тем – сделано намеренно.

Кто-то обязательно посмеётся над Рестором за такой релиз, но я не вижу ни одной причины этого делать. Лучше оцените, нравится вам такая концепция или нет. Мне вот нравятся искренние высказывания, но не нравится форма – при этом я отчётливо понимаю, что кто-то сейчас послушает и кайфанёт от ностальгии по старому русскому рэпчику. Так или иначе, здорово, что Рестор переводит свои переживания в творчество.

Поделиться

Аватар Виталий Халюков

Виталий Халюков

Автор

Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.