Перейти к содержимому
«Рику и Морти» пора заканчиваться. 5 причин, почему так будет только лучше

«Рику и Морти» пора заканчиваться. 5 причин, почему так будет только лучше

Дзен
Виталий Халюков

Осталось не так много времени, чтобы уйти красиво.

Как и многие, я люблю «Рика и Морти». Это один из самых умных и смешных мультов своего времени, задавший новый вектор безумия в анимации. Джастин Ройланд и Дэн Хармон отошли от концепции иронических шоу, вроде «Симпсонов» и «Саус Парка», сделав упор на сай-фай и поп-культуру.

Когда «Рик и Морти» ещё не был мировым феноменом, это было шоу от гиков и для гиков. Теперь сериал пополнил длинный список умных вещей, которые нравятся в том числе и тупым людям.

Кто-то смотрит его ради крутейших отсылок и постмодернистской игры с культурой, а кто-то ради грязных шуток и мясного экшена, но мерч у всех одинаковый. Кажется, что успех «Рика и Морти» будет продолжаться вечно, но по-хорошему заканчивать нужно уже сейчас.

На эти мысли меня натолкнуло видео Сыендука, где он использовал фразу «Конец Рика и Морти» как бессовестный кликбейт. Останавливаться действительно нужно вовремя. Но не спешите точить вилы и зажигать факелы. Сначала ознакомьтесь с аргументами.

Растягивание не идёт на пользу никому

Серьёзно, я не знаю ни одного сериала, про который можно было бы сказать, что девятый сезон лучше второго. И в 2018 году, когда стало известно, что Adult Swim заказал у создателей 70 новых эпизодов, за «Рика и Морти» стало по-настоящему страшно. Такое количество серий по сути даёт полный карт-бланш на то, чтобы скатиться и исписаться. И нет, Хармон и Ройланд не перестанут быть талантливыми авторами, но они точно успеют заскучать.

А кто заскучает точно, так это аудитория. Помните «Сцецагента Арчера»? Тоже достаточно остроумный и необычный мультсериал, где красиво обыгрывались жанровые клише. В этом году у него выходит 11-й сезон – и что, кто-то об этом говорит? Если да, то точно тише и меньше, чем о первых сезонах, когда «Арчер» был чем-то радикально новым.

Примерно то же грозит «Рику и Морти». Его продолжат смотреть, но это станет чем-то привычным и обыденным, а качество эпизодов будет снижаться с каждым годом. И это нормально. Сложно перевернуть игру больше одного раза.

Новые сезоны не оправдывают ожиданий

Да, качество серий «Рика и Морти» снижается у вас на глазах прямо сейчас. Вы просто не успели этого заметить. Первые два сезона были такими новаторскими, потому что сериал был похож только сам на себя и не шёл на поводу у зрителя. Уже в третьем стали появляться серии, снятые по формуле – тот же эпизод с пародией на «Безумного Макса» получился одним из слабейших в истории.

Но это даже рядом не стоит с ужасной серией про заговоры и ограбления из четвёртого сезона. Дэн Хармон использовал ровно эти же шутки в сериале «Сообщество», только более остроумно и менее предсказуемо. А ведь сезон ждали целых два года.

Если вы замечаете, что смотрите любимый сериал не потому, что он продолжает вас удивлять, а потому что знакомые герои делают то, чего от них ждут в новом сеттинге – это плохой знак. «Рику и Морти» пора остановиться, пока все не увидели отклеившийся ус.

А ведь у четвёртого сезона уже много разочарованных отзывов и рекордно низкие для сериала оценки на Metacritic. Если всё продолжится в том же духе, то уйти красиво может уже и не получиться.

«Рик и Морти» использует устаревший концепт

В самом начале я написал, что шоу отошло от формата «Симпсонов» и «Саус Парка». Это действительно так, «Рик и Морти» работают с культурой совсем иначе и редко идут по следам инфоповодов. Это шаг вперёд, но главную болезнь иронических сериалов «Рику и Морти» победить не удалось. Речь о постоянном повторении одних и тех же действий.

Формула почти всегда одна: герои идут на очередное фантастическое приключение, по вине кого-то из персонажей происходит чрезвычайная ситуация, а в конце оказывается, что Рик всех переиграл. Концепт хороший и весёлый, но его невозможно доить бесконечно.

Главная проблема в том, что по окончании эпизода персонажи из точки Б возвращаются в точку А, а не идут дальше. Рик Санчез – умнейший человек в мультивселенной – ничему не учится и ведёт себя одинаково. Даже когда создатели вроде бы пробуют создавать связь между эпизодами и сезонами, всё возвращается к одной и той же схеме.

Обратный пример – гениальнейший «Конь БоДжек», который в первую очередь развивал историю своих персонажей, а уже во вторую пародировал поп-культуру. БоДжек из первого сезона и БоДжек из пятого – два совершенно разных персонажа. И современные мультсериалы стараются работать именно так.

Изменились ли Рик и Морти? Не особо. Когда нам показывают, например, что Морти стал увереннее и сделал какие-то выводы, можно не сомневаться – в следующей серии от этого не останется ни следа. И чем дольше сериал продержится в эфире, тем сильнее это будет бросаться в глаза.

Создатели начинают уставать, и это чувствуется

Есть ощущение, что Ройланд и Хармон сами понимают, что «Рик и Морти» начал их ограничивать. Этим вполне можно объяснить появление нового похожего шоу – «Солнечные противоположности». Тоже сай-фай, та же рисовка  и, возможно, та же вселенная, где авторы хотят сделать что-то, чего не могли в «Рике и Морти».

К тому же их обоих явно раздражают последствия гигантского успеха. Например, Хармон не в восторге от того, что у фанатов «Рика и Морти» репутация токсичных людей. А Ройланд не любит, когда кто-то цитирует «Ваба лаба даб даб» и другие коронные фразочки Рика.

«Мы смеялись над самой идеей тупых коронных фразочек у персонажей. Изначально это было просто тупой фразой, но потом мы всё развернули, когда сказали, что это означает нечто депрессивное. Хардкорные фаны понимают иронию, вложенную в это. Но что, если многие не понимают?»

Очевидно, что мульт оказался гораздо более популярным, чем ожидали. Если бы «Рик и Морти» остались относительно нишевым продуктом, сериал бы наверняка закончился раньше, а Хармон и Ройланд – безусловно, талантливейшие люди – двинулись бы дальше, чтобы заниматься новыми проектами.

Я не хочу драматизировать и говорить, что создатели оказались заложниками собственного успеха. Наверняка они всё ещё получают кайф от того, что делают. Тем более, Хармон и Ройланд пока выдают крутые вещи.

Четвёртый сезон (пока что) слабее всех предыдущих, но эпизод про туалет – шедевр, выдержанный в духе двух первых сезонов. Но как долго это сможет продолжаться? И сколько эпизодов они будут должны по каналу с контрактом, когда запал закончится?

Зачатки усталости авторов уже чувствуются. Регулярные срачи во время производства, нестабильное качество и запуск «Солнечных противоположностей» – всё это признаки поиска новых форм. Сам факт поиска – это круто, но он бы продолжался и вне рамок «Рика и Морти». Ройланд и Хармон могли бы построить что-то прекрасное с нуля.

Уходить нужно на пике

Чем «Рик и Морти» является сейчас? Гениальным мультсериалом, который порвал с кучей канонов и установил новую планку качества. Набором безумных идей и отсылок, который влюбляют почти кого угодно и смотрятся свежо. Дайте им ещё пару-тройку сезонов, чтобы получить затянутое шоу, которое всех достало. Не хотелось бы, чтобы сериал запомнили именно так.

Мы уже упомянули «Коня БоДжека», шесть сезонов которого – возможно, тоже слишком много. Но это цельная история, поставившая точку там, где захотел её создатель. И «БоДжека» точно будут помнить как великую трагикомедию и один из главных мультфильмов эпохи. Хотелось бы, чтобы «Рик и Морти» тоже успели уйти великими.

Когда бы шоу ни закрылось, это расстроит фанатов. Но есть два типа такой грусти. Первый – «Жаль, что сериал закончился. Он был очень крутым». И второй – «Жаль, что он не закончился раньше».

К тому же в коллективном восприятии всегда есть разница между ситуацией, когда сериал пришёл к логическому завершению, и тем, когда он скатился и умер. В этом есть что-то самурайское – вовремя совершённое сэппуку благороднее, чем смерть в позоре и нищете. Возможно, этот момент настал.

Поделиться

Аватар Виталий Халюков

Виталий Халюков

Автор

Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.