
Собрали раздражающие типажи.
Походы в магазин нередко становятся не просто частью повседневной рутины, но и вызывают серьёзный стресс. Причин для этого может быть много. Иногда виноваты вы и ваше плохое настроение, а иногда раздражающие люди вокруг, причём как работники магазина, так и коллеги-покупатели.

Чтобы всё было справедливо, мы решили столкнуть друг с другом бесячих персонажей из каждого лагеря в формате «стенка на стенку». В списке только узнаваемые типажи тех, кто готов в любую секунду испортить вам поход в магазин. В первую пятёрку (или «Пятёрочку») попали кассиры и другие сотрудники, а после мы перейдём к не менее раздражающим покупателям. Поехали.
Стажёр на кассе

Пожалуй, наименее заслуживающий критики персонаж из нашего списка – хотя бы потому, что ещё не успел как следует нагрешить. Стажёр на кассе обладает суперспособностью растянуть тридцатисекундную операцию на три минуты, регулярно подзывая наставника или забывая пробить что-то на вашей ленте.
Звучит недолго, но потеря времени на ровном месте всё равно раздражает. Как и ощущение того, что вы – тренировочная груша. Конечно, всё могло быть хуже. Например, на мне несколько раз учили студентов-медиков, что куда более долго, унизительно, а иногда и болезненно.
Злиться на стажёра не нужно ни в коем случае, иначе он эволюционирует в кого-то из покемонов, идущих следом по списку. Помните – медлительный и неуверенный стажёр гораздо лучше уверенной мрази, которая точно понимает, что делает.
Королева Рынка

Вот, кстати, яркий пример. Дородные тётки, не стесняющиеся грубить клиентам, отвечающие на просьбу заменить товар злобным: «А чем вам этот не нравится?» Такой темперамент характерен скорее для рынка или бомжатского продуктового, чудом пережившего наплыв мини-маркетов. Но бывает и так, что Королева Рынка материализуется на кассе вполне приличных магазов.
Всё, от взгляда до жестов, даёт несчастному покупателю понять – ему здесь не рады. Я, честно говоря, до последнего времени был уверен, что такую ментальность вытравили, но нет. Когда в ближайшем супермаркете у меня не оказалось мелочи, противная тётка на кассе заявила: «Нужно завести!» Сразу стали понятны две вещи. Во-первых, я чётко осознал, кто здесь хозяин. Во-вторых, лучше я отнесу свои деньги в другой магазин.
Болтушка

Типаж, противоположный Королеве Рынка, но не менее чудовищный. Приветливые продавщицы, заводящие с клиентом непринуждённую беседу, тоже должны были остаться в далёком прошлом. Иногда это действительно что-то безобидное, вроде радостного возгласа: «Ой, вы, наверное, копилку разбили, да?!», когда я, помня уроки прошлого пункта, щедро отсыпал кассирше мелухи.
Но вот чего никто не любит, так это когда чужие люди комментируют ваши покупки. Меня не интересует, понравился тётеньке на кассе этот сыр или нет, и есть ли у её племянника такая же кепка. Я хочу, чтобы все мои темы разговора с кассиром ограничивались тремя вещами: пакет, сумма, сдача. Чек можете оставить.
Прима

К чести Болтушки, она хотя бы заинтересована в вашей жизни. Чего нельзя сказать о следующем экспонате. Примой могут быть как мальчики, так и девочки. Мы тут, в мини-маркете у дома, не сексисты. Обычно это молодые люди, всем своим видом показывающие, как они ненавидят свою работу.
И я понимаю, что они вряд ли пошли на кассу от хорошей жизни, но эй, я-то тут при чём? Да, уверен, что тот факт, что ты работаешь в магазине – какая-то страшная ошибка. И да, у меня тоже были отстойные работы, но почему, когда я говорю, что карта не прикладывается, в ответ я вижу закатанные глаза? Не думаю, что с таким подходом Прима продвинется дальше кассы.
Ещё забавнее, когда моё появление заставляет прерваться работника магазина, расставляющего товар. В этот момент он смотрит на меня, как на врага, а в глазах читается: «Как же достали эти покупатели. Вот бы их не было вообще и начальству бы не осталось, чем платить мне зарплату».
Бро

Господи, как же я ненавижу, когда на кассе стоит Бро, представляющий собой мужской подвид Болтушки. Обычно это чувак примерно моего возраста, зачем-то устанавливающий между нами неформальные отношения. Он обращается на «ты», а все ответы сопровождает расслабленными комментариями. «Да, без проблем», «Найдём», а однажды было «Да вообще изи». Воу-воу, чилл, мэн!
Ещё Бро задаёт вопросы, на которые никогда не хватит духу у Болтушки. Например, что означает моя татуировка. А учитывая, что мы с ним вдруг оказались так близки, он считает, что вправе требовать особого к себе отношения. Если протянуть такому чуваку слишком крупную купюру, он скорчит расстроенную мину и по-братски попросит поискать что-нибудь мельче.
Терпеть не могу подобных людей в абсолютно любой сфере. Проблема Бро-кассира в том, что он преувеличивает свою роль в экономических отношениях между магазином и покупателем. Дружеские подмигивания не добавляют ему очков. И как только кассиров заменят на компьютеры, кто-то, может, и вспомнит добрым словом душевную Болтушку, но скучать по Бро не будет ни один клиент.
Покупатель-скандалист

Переходим к представителям лагеря напротив. Кассиры, как мы только что выяснили, могут раздражать, но нам всё равно следует уважать и жалеть людей, занимающихся настолько унылым и монотонным трудом. Кричать на кассира, даже плохонького – последнее дело. Поэтому покупатели-скандалисты редко вызывают симпатию.
Я видел все возможные ситуации. Кто-то решил, что его обсчитали. Кто-то недоволен медлительностью стажёра. Кого-то бесит, что не пробивается штрих-код, а кто-то настойчиво требует, чтобы ему продали алкоголь после одиннадцати. Но я ни разу не видел, чтобы скандалящий покупатель был прав.
Наверное, такое тоже случается, но гораздо чаще мы видим, как неприятный человек срывается на беззащитного продавца. Задерживая при этом очередь, что немаловажно. Скандалить в магазине – стыдно. Лучше придите домой и напишите гневный текст, но, пожалуйста, не будьте скандалистами.
Тормоз

Осторожно, некоторые люди – ловушки! Под Тормозом я подразумеваю не только тех, кто набрал сто видов товара, а потом отменил один, оставив тем самым работу кассы. Нет, Тормоз многолик. Он задумчиво загораживает витрину, к которой вы хотите подойти. Он застревает в текстурах, стоя в узком проходе. Он не может открыть ящик, куда положил пакет. Он везде.
Самый опасный и экзотический подвид Тормоза обитает возле экспресс-касс в больших супермаркетах. Придурок даже не удосуживается посмотреть, что здесь обслуживают только людей с одной корзиной или определённым количеством товара.
Однажды я стал свидетелем того, как семейство таких чудаков судорожно перекладывало тонны покупок из тележки в корзины. Как будто это так работает. Разумеется, это растянулось на целую вечность.
Люмпен

Здесь всё просто. Записываем в эту категорию всех пьяных, грязных и вонючих, с кем нам посчастливилось делить очередь. Я бесконечно благодарен карантину за дистанционные пометки на полу, но, к сожалению, Люмпену обычно нет до них никакого дела. Ну линии и линии, мне тут надо чекушку пробить.
Обидно, что если вдруг я выйду в магазин, не почистив с утра зубы, то внутренняя вежливость заставляет соблюдать дистанцию чисто автоматически. Люмпену такие понятия незнакомы. Подлейшим образом он оказывается ещё и неуклюжим, ухитряясь задеть, обтереться, а то и случайно потрогать что-нибудь из моих товаров. Вежливые персонажи из этой категории, конечно, извиняются. Приятно, но осадок остаётся. Вполне может быть, что не только в голове.
Брутал

Брутал – это бабуин с самой красной задницей в стае. Он толкается, грубит и вламывается в очередь размашистой походкой. На окружающих смотрит с доминантным презрением, а лучше бы следил за движениями своей тележки.
Брутал, судя по всему, ещё и очень занятой человек. У него слишком мало времени, чтобы попросить вас отойти. Вместо этого он бесцеремонно отодвинет вас, прокладывая путь, как ледокол. Максимум – он сообщит о своих намерениях дежурным «Можно?» прямо в момент контакта. В такие минуты Брутал чувствует себя шаром для боулинга, выбивающим страйк.
Опасно, когда Брутал оказывается по совместительству ещё и скандалистом. Становится страшно за кассира, хотя до реального членовредительства при мне никогда не доходило. Единственный похожий случай был, когда чувак толкался с охранником, пытавшимся его обыскать.
Мудрец

Вот кто действительно раздражает, так это непрошенные советчики. В случае с кассиром вы хотя бы знаете, что скоро всё закончится. Зато когда с вами заводит диалог кто-то из покупателей, это действительно страшно. Обычно Мудрецами оказываются бабушки и дедушки, пытающиеся помочь вам с выбором товара, или, комментирующие уже выбранный.
В качестве защиты от Мудрецов, я обычно использую комбинацию из наушников и капюшона – двух атрибутов, ясно указывающих, что я не хочу общаться ни с кем и никогда. Но на кассе приходится разоружаться, чтобы слышать кассира. И вот тут вы и беззащитны перед Мудрецом.
Самый дикий случай был, когда соседний мужик попросил меня передвинуть штуку, отделяющую товары на ленте. Я сказал: «Да, конечно», он поблагодарил, а потом почему-то начал рассказывать мне какой-то случай из своей биографии. Всё, что мне оставалось делать – кивать и надеяться, что очередь подойдёт быстрее.