
Поперечный – средний комик, но он хорош для широкой аудитории. Новый стендап показал все плюсы и минусы Дани
Отсмотрели последний спешл Попера.
Недавно на «Палаче» хвалили раннее творчество Саши Долгополова, где есть смелые эксперименты и крутая структура. А теперь, как у «Монти Пайтона», нечто совершенно иное. Данила Поперечный выпустил новейший двухчасовой концерт под названием «СПЕШЛ фор КИДС». Я посмотрел и могу точно сказать, где место Поперечного в пищевой цепочке российских комиков.
Сразу говорю, я не хейтер Поперечного. Мне более-менее нравится его подкаст, а на интервью у Дудя Даня показал себя весёлым чуваком, с которым можно просто приятно поболтать. Но как стендап комик он бесконечно средний. Поперечный идеально занимает нишу между низкопробным юмором Щербакова и экспериментаторами со Stand-Up Club #1.

Он – стендапер-беллетрист, не делающий ничего гениального, но и не скатывающийся ниже определённой планки. Темы, поднимаемые Даней, достаточно банальные, но и не слишком стыдные. Примерно такие выступления и представляет большинство людей, когда слышит слово «стендап».
У Поперечного всегда одни и те же темы
Единственное, что происходит с набором тем Поперечного, – это поправка на новостную повестку. То есть можно не сомневаться, что если бы концерт снимался и выходил в конце года, то минут сорок было бы посвящено коронавирусу. Сферы интересов Дани из спешла в спешл остаются одними и теми же.
Шутки про политику и социалку с обязательным упоминанием Путина, немного религии, а в конце большой парт с комедией наблюдения про секс и отношения. Вот, собственно, и весь стендап. А теперь представьте, что всё это растягивается на целых два часа.
Особенно однообразно выглядят политические куски, где практически стирается грань между стендапом и митингом. «Я за легализацию лёгких наркотиков!» или «Я за легализацию проституции!» встречают аплодисментами, не дожидаясь шуток. Наверное, потому, что многие зрители пришли, чтобы соглашаться, а не смеяться.

Даже не так. Публика Попера – конечно, либералы, но они очень консервативны в своих вкусах. Вместо того, чтобы раздвинуть границы своего восприятия и попробовать посмеяться над чем-то новым, они идут туда, где гарантировано получат двадцать-тридцать панчей про власть. Зато знаешь, на что идёшь.
Интересно, что Даня сам понимает, что не столько шутит, сколько саркастически освещает социальные темы. Он даже заворачивает это в самоиронию:
«Я всё время позиционирую себя как стендап-комика. Но все понимают, что я видеоблогер. Весь этот концерт я как будто делаю реакты на ситуацию в стране».

И сам факт иронии над собой можно только похвалить, но ситуация чревата проблемами в будущем. Люди будут ходить на Поперечного так же, как ходили на Задорнова – только там слушали про русскую смекалочку и тупых америкосов, а тут – про Путина, Милонова, Жириновского и так далее. Направления разные, а подход тот же.
Спешл полон проходных шуток
Можно подумать, что если Даня так сконцентрирован на конкретных темах, то он хотя бы расскажет про них что-нибудь новое и крутое. Но он шутит про Дудя и вопрос: «Сколько ты зарабатываешь?», скрывающего ориентацию Жириновского, труп Ленина на Красной площадки и о том, что ролики Навального нужны, чтобы политики хвастались друг перед другом дорогой недвигой.

Всё это я уже где-то слышал. И вы, думаю, тоже. Каждый из этих заходов прекрасно залетит в молодой обывательской компании, поэтому Данила бесстыдно заполняет ими промежутки между рассуждениями. Это, как и комедия наблюдений в целом, ленивый и не очень оригинальный подход. А ведь когда видишь Поперечного в разговорных форматах, кажется, что он может больше.
Лучшая же часть концерта «СПЕШЛ фор КИДС» – истории из жизни. Про похороны дедушки, про бабушку и полицию, или про рискованные похождения вместе с Сатиром. Поперечный явно умеет рассказывать истории. Правда, когда события из жизни комика оказываются смешнее выдуманных шуток – это очень плохой знак.
Несмотря ни на что, Поперечный развивается
Да, в плане разнообразия тем и каких-то взрывных моментов Даня давно стоит на месте, но с каждым новым спешлом он повышает скилл редактуры. Если раньше у него встречались действительно стыдные и плохие шутки (как про голову Бодрова – кажется, в спешле «Х_Й»), то здесь таких моментов нет вообще.

Есть слабые шутки, но нет ужасных. Всё выступление держится примерно на одном уровне, который явно устраивает целевую аудиторию. Панчи Поперечного не вызывают стыд, ты просто сидишь и думаешь: «Ну да, это шутка». И, конечно, это в разы лучше легендарного стилька Алексея Щербакова или поросших мхом шутников из «Камеди Клаба».
Проблема, как мне кажется, в том, что Поперечный всегда и ориентировался на популярных комиков со средними шутками, которые поймёт почти любой человек, кроме стариков и ханжей. Тот же любимый российской аудиторией Джим Джеффрис тоже всегда работал именно в таком жанре.
В каком-то смысле это правильно. Подход Поперечного приносит популярность, потому что людей, которые иногда смотрят стендап, но не копают глубоко, гораздо больше, чем гиков. Условный Стюарт Ли никогда не имел шансов стать одним из самых популярных комиков в мире. Статус главного стендапера для интеллектуалов – его потолок.
Поэтому популярность Поперечного – явление совершенно нормальное. С ним легко отождествляться, потому что он говорит исключительно на темы, понятные каждому зрителю от шестнадцати до тридцати. Если бы не он, то кто-то всё равно заполнил бы вакуум между экспериментаторами и совсем уж тупым юмором.

А за Даню хотя бы не стыдно. Он медленно, но уверенно шлифует свой стиль, продолжая быть, наверное, самым популярным независимым комиком в России. Последний спешл не открыл в нём ничего нового, но плотно закрепил все прошлые достижения, попутно подтвердив все стереотипы. Возможно, когда-нибудь Поперечный захочет их разрушить. Но точно не в этот раз.