
Как умирали российские бренды одежды? Гоша Рубчинский устал, а Кира Пластинина погрязла в долгах
Сняли одежду с трупов.
Бренды российской одежды – живучие, словно тараканы. Даже прихлопнутые многомиллионными долгами, они умудряются впихивать шмот крупным ритейлерам или сливать его в интернет-магазинах. Но мы собрали образцовое кладбище: кто-то ушел навсегда, кто-то еще дергается в конвульсиях, а кто-то превратился в зомби.
«Панинтер»

«Панинтер» – папа российских масс-маркетов. Одежда «на все случаи жизни» была придумана еще в 1989-м, бизнесменом Александром Паникиным. Но несмотря на бешеную популярность, передовые технологии и русскую душу, бренд так и не отметил тридцатилетие.

Спад начался в 2001-м. Паникин помер, и куча дешманской одежды легла на плечи его вдовы. Вместе с заботами о ее продаже. Но тетя справилась с трудностями: сократила производство и все чаще закупала готовый шмот на турецких фабриках. Душу и патриотизм променяли на рентабельность, а после смерти Галины Паникиной в 2013-м, бренд побарахтался еще пару лет и загнулся. Во многом из-за недовольства покупателей качеством сторонней одежды.
Kira Plastinina

Молочные миллионы основателя «Вимм-Билль-Данн» Сергея Пластинина пошли на развлекалово для его юной дочери Киры. В 2007-м пятнадцатилетняя девчонка получила именной бренд одежды и негласное звание самого перспективного дизайнера всея Руси.
В платьица Киры одевались все: от участников «Фабрики звезд» до виджеев с Муз-ТВ. Оно и понятно: батя вкладывал в дочурку не только знания, но и крупные бабки (говорят, пять миллиардов). Русская ноунеймиха сотрудничала с Пэрис Хилтон, открывала магазины в Америке и прогоняла шмот через Неделю моды в Милане.

Но Кира позврослела и улетела учиться в Лос-Анджелес, а ее папа перестал покрывать бесконечные убытки. К 2016-му Пластинина потеряла интерес к детской игрушке, а компания задолжала кредиторам около 500 миллионов рублей. Через год ее признали банкротом, но несмотря на это, полудохлый бренд все еще жив. От Киры осталось только имя, а от модных показов хиленький интернет-магазин.
Alexander Terekhov

А вот и первая жертва пандемии. Саня Терехов – легенда светской Москвы начала 2010-х. Его шмот носили Ксения Собчак, Рената Литвинова и Яна Рудковская. Но именной бренд дизайнера все это время принадлежал не ему, а компании «Русмода» под руководством Оксаны Лаврентьевой. Терехов был наемным работником и, кажется, не сильно парился по этому поводу.
Но в 2018-м Лаврентьеву обидели. Режиссер Константин Богомолов снял короткометражку «Кошачье сердце», посвященную десятилетию русского Tatler. В одном из эпизодов появился Терехов, а в героях картины угадывались комичные образы Лаврентьевой и ее мужа –светского писателя Александра Цыпкина. По сюжету, богатая москвичка, похожая на Лаврентьеву, подбирает бесхозного кота (Цыпкина) и несет его в свою роскошную хату.
Отношения Терехова (он же все-таки принимал участие в фильме) и Лаврентьевой испортились, и влиятельная тетя потеряла интерес к бренду. Убытки росли, а рубль падал. И пандемия добила помирающих. Пока Лаврентьева спасала бабки и жаловалась на Терехова, сам дизайнер (как и положено наемнику) прохлаждался в Таиланде и продумывал новую коллекцию. В июне у «Русмоды» закончились деньги, зарплаты снизились на 50 процентов, и топовый кутюрье подал в отставку.
Скоро Лаврентьева расформирует «Русмоду», а коматоз бренда-мертвеца продлится еще годик. Осталось распродать парочку свежих коллекций.
Camelot

«Камелоты» только прикидывались иностранцами. Брутальную обувь хоть и производили в Польше, зато под строгим контролем российских владельцев. Тяжелая подошва патриотичных ботов стала спасением для бедных скинхедов, которым не хватало на оригинальные Grinders и Dr.Martens. Но времена изменились, а вместе с ними изменилась и продукция компании.
Camelot меняли логотип, проводили странные рекламные акции, а помимо килограммовых ботинок, выпускали босоножки, джинсы и прочую дичь. Лысая молодость осталась позади, впереди – что-то нейтральное и менее пугающее. Так и жили вплоть до середины 2010-х, а потом – в могилку: без суда, следствия и громких заявлений. Остался только интернет-магазин, но я, сколько ни пытался, так и не смог положить товар в корзину.
Гоша Рубчинский

Когда я думаю о современной моде, представляю бледного гопника-дрища в оверсайз-толстовке с надписью «Россия». Спасибо Рубчинскому: он учил россиян (иностранцев, кстати, тоже) любить что-то заведомо некрасивое. Видимо, чтобы жить было чуточку легче. Смотришь на шапочку коллаборации adidas и Гоши и понимаешь, что уже видел нечто подобное на рынке. В 2005-м.

В 2018-м Рубчинскому надоело. Он прикрыл именной бренд («стало скучно» и «больше не интересно»), сосредоточился на других проектах а через год выкатил новое детище – GR-Uniforma. Без совковых надписей, но в содружестве с итальянцами из Diesel. Неподготовленный глаз вряд ли найдет серьезные отличия, но провокационных вещей стало чуточку меньше.