
Каким был советский фастфуд? Странные чебуреки, предшественник McDonald’s и бургеры от Сталина
Раньше было хуже.
Сегодня мы откатимся до мезозойской эры фастфуда – вспомним, как Сталин привез в СССР американские котлеты, а McDonald’s разорвал не только железный, но и чебуречный занавес.
Чебурек – советский Воппер

Пока американцы жирнели от бургеров, советские граждане поглощали «вчерашние» пирожки, гоняли в пельменные и травились адскими чебуреками. Последние – убийцы желудков – готовились по принципу «чем реже меняешь масло, тем лучше». Сначала чебурек превращался в жареный набор канцерогенов, а уже потом отправлялся в ротовую полость поклонника компартии.

В 1990 году, перед последним вздохом СССР, появилась специальная инструкция: «По жарке изделий во фритюре в предприятиях общественного питания и контролю за качеством фритюрных жиров». Там – жуткая крамола. Оказывается, после 6-7 часов жарки жир нужно сливать, а повторное использование фритюра допускается только при условии его доброкачественности. Скажите это тетям из ларечков.
Но пирожочные, столовые, чебуречные (и прочие бутербродные) – лишь жалкое подобие современного фастфуда. Убогость советских бистро идеально рифмуется с гигантскими очередями в первый McDonald’s. Государственная система общепита уступила клоуну.
Предшественники «Мака»

Привычный зумерам фастфуд добрался до Союза еще в конце восьмидесятых. За вкусовое обогащение граждан отвечала компания «Полар» с приставкой «Совместное советско-финское предприятие». Ребята обогнали американцев и вышли на рынок за два года до появления московского «Макдака».
Ларьками-прицепами завалили весь Ленинград. Продавали бургеры, хот-доги и напиток под кодовым названием африкола. Меню – на двух языках: специально для иностранных (то есть финских) туристов. Не чебуреками же их травить?


Отзывы, кстати, смешанные: кого-то не устраивало соотношение «цена-качество», а кто-то буквально влюбился в фирменный зеленый соус.
Американские революционеры

31 января 1990 года в Москве появился первый McDonald’s: с Филе-о-фишем, Биг Маком и картошкой фри. В интернете есть куча восторженных отзывов об этом дне: люди толпились в очередях, удивлялись адекватному обслуживанию и предчувствовали скорые перемены. «Макдональдс» стал символом.

«Было ощущение, как будто идешь в театр – сердце замирало. Ведь в самом центре Москвы появился островок свободы, маленький кусочек настоящей Америки».
«В конце 80-х – начале 90-х в Москве уже был дефицит товаров и большие очереди, все было серым и ободранным, поэтому контраст был разительным. Это был островок, где все красиво, нет дефицита и где все улыбаются тебе».
«Особо стоит сказать про туалет. Посетили его все, кто хотел и не хотел. У меня первое впечатление, что попал на какой-то космический корабль. Самым же чудом из чудес был механизм по выдаче жидкого, бесплатного мыла».
Сталин – первооткрыватель российского фастфуда

При удачном стечении обстоятельств расово-верный советский «Мак» мог появиться гораздо раньше – еще в довоенные времена. Иосиф Сталин искал новые способы, чтобы быстро и недорого прокормить рабочих. В Америку, где только появились первые фастфуды, отправили наркома пищевой промышленности Анастаса Микояна. Цель визита – позаимствовать нововведения заокеанского общепита. В 1937-м Микоян вернулся и привез в СССР новое слово – «хамбургер».
«Привлекло наше внимание массовое машинное производство стандартных котлет, которые в горячем виде продавались вместе с булочкой — так называемые «хамбургеры» — прямо на улице в специальных киосках. Я заказал образцы машин, производящих такие котлеты, а также уличных жаровен. В 1937 г. мы перенесли этот опыт в некоторые наши крупные города — Москву, Ленинград, Баку, Харьков и Киев».

Но от специализированных булочек отказались. Вместо них использовали обычный хлеб. То, что могло стать полноценным бургером, превратилось в «Горячую московскую котлету» – жалкий советский бутерброд. Дальше была война.