
Как и зачем снимают самые длинные фильмы? 87 часов псих-контента и поедание денег на камеру
ДзенРассказываем, как убить все свое время.
В 2012 году ноунеймы из Швеции сняли «Логистику» – фильм длиною в 35 суток. Достижение никто не повторил: людям, кажется, наскучила нелепая погоня за рекордами. А ведь когда-то слава, деньги и жажда экспериментов мотивировали режиссеров на создание многочасового бреда. Получалось всякое, и об этом – прямо сейчас.
«Спи» и «Эмпайр» Энди Уорхола

Энди опередил время и предсказал формат унылых влогов. Он пять часов снимал своего спящего парня на камеру, а после организовал полноценный кинопоказ для девяти зрителей. Двое не выдержали и ушли, не дожидаясь финала.

Но Уорхол не отчаялся. В 1964-м художник провернул очередной эксперимент. Направил камеру на верхушку «Эмпайр-стейт-билдинга» и не выключал на протяжении шести часов. Из ярких моментов только потускневшее небо и пролетевший в середине фильма самолет. Сам Уорхол придумал сразу несколько красивых трактовок (лучшая – про очень долгую эрекцию), но очевидно, что вся крутость киноленты в ее новаторстве.
«Самый длинный и бессмысленный фильм в мире»

Экспериментальная дичь от Винсента Патуйара оправдывает свое название. В 1968-м фильм установил рекорд по продолжительности (аж 48 часов), но режиссер пошел по самому простому пути. Если тот же Уорхол действительно снимал Эмпайр-стейт-билдинг на камеру, то Патуйар всего лишь склеил рекламные ролики и куски из других картин в одно целое. Он хоть и побил никому не нужный рекорд, но так и остался ноунеймом. Благо, хотя бы честным.
«Лекарство от бессонницы»
Здесь важны предпосылки. В юности Джон Хенри Тиммис IV воровал, занимался проституцией и сбегал из дома. Недовольная мамаша отправила сыночка в психушку. Но Тиммис пережил занудные сеансы групповой терапии и преисполнился желанием творить. Сначала стал невоспетой легендой глэм-панка, а после снял фильм. На 87 часов.

Все это время в кадре находился кореш режиссера – художник, поэт и хиппарь Л.Д. Гробан. Он читал «Лекарство от бессонницы» – 4080-страничную поэму собственного сочинения. А чтобы зрителям было сложнее уснуть, повествование прерывалось сочным хэви-металом и странными порнороликами. Посмотреть эту дичь, к сожалению, не удастся: все копии шедевра были утеряны.
«Синематон»

Документалист Жерар Куран потратил на съемки около сорока лет и закончил фильм только в 2018 году. Зато снял 201 час не самого бессмысленного контента. Формат проекта максимально прост: «Синематон» состоит из беззвучных эпизодов, в каждом из которых появляется знакомый автора, либо какая-нибудь знаменитость. Поведение в кадре ограничивается только фантазией. Режиссер Терри Гиллиам, например, съел денежную купюру.
Получается громадное собрание человеческих лиц. Если нечего делать, можно включать и угадывать знакомые физиономии. Где-то в середине фильма есть эпизоды с нашими: актрисой Чуриковой и режиссером Параджановым. По отдельности все это можно посмотреть на ютуб-канале Курана.
Лав Диас и филиппинское уныние

Длинными фильмами увлекаются не только любители экспериментов, но и великие режиссеры. Если вы любите авторское кино, все это можно смотреть. В конце концов, никто не запрещает прерываться или делить картину на серии. У Беллы Тарра, например, есть шикарное «Сатанинское танго» (7 часов), а французский классик Жак Риветт снял драму «Не прикасайся ко мне». Там – двенадцать часов актерских импровизаций.

Но есть особенный мальчик – филиппинец Лав Диас. Его обожает Антон Долин и экспертное жюри крупных фестивалей, но для всех остальных Лав – синоним скукоты. Сейчас он чуть подостыл, но в середине карьеры (это были нулевые) с завидной регулярностью клепал неприлично длинные ленты о филиппинской революции. В большинстве, еще и черно-белые.
Диас уверяет: он не привлекал внимание, а отходил от голливудских условностей, чтобы создавать свободные от ограничений картины. Похоже, дяде плевать на личную жизнь своих зрителей. Да что уж там, им всем плевать.