Михаил Шац постоянно участвует в шоу с молодыми комиками. Как он там смотрится – стыдно или органично?
Старая гвардия в деле.
Юмор постоянно эволюционирует: например, в 2005 году пацаны из Comedy спокойно отложили на пыльную полку сатириков из «Аншлага» и «Кривого зеркала», кондовый «КВН» и монолог Петросяна про шпингалеты. А сейчас, в 2020 году, устаревшими выглядят уже камедиклабовцы. И это нормальный процесс.

Тем страннее видеть, как лихо вошёл в компанию комиков со Stand-Up Club №1 Михаил Шац – легендарный ведущий «О.С.П.-Студии» и «Хороших шуток». Он спокойно и на равных участвует в тех же шоу, что Саша Долгополов и Женёк Сидоров. А человеку уже 55 лет!
И либо Михаил Григорьевич всё ещё в полном порядке, либо он просто молодящийся юморист, которого зовут из-за былой славы. Какой вариант правильный? Нужно разобраться. Посмотрим, в каких именно шоу участвовал Шац и насколько он крепко там смотрелся.
Шоу историй
Формат с говорящим названием, где комики рассказывают одну большую историю, чаще всего ведущую к финальному панчлайну. Шац участвовал в нём дважды. Один раз – с историей о том, как он в Одессе разозлил Майка Тайсона.
А второй – с ответом на любимый вопрос Юры Дудя про Путина. Там была байка о стадионе «Зенита» и реальной встрече Михаила с президентом (правда, с Медведевым).
Сразу бросается в глаза, как отличается подача Шаца от современных комиков. «Друг мой был тогда водочный король, но и времена были сказочные». Сразу видно, что Шац, как и полагается питерскому интеллигенту, зачитывался Зощенко и Довлатовым, а вот Стюарта Ли, возможно, не смотрел никогда.
Но обе истории интересные, с внутренними мини-шутками. Зрители исправно смеются, провисаний нет и хочется слушать до конца. Валокордином и Виктором Коклюшкиным не пахнет.
Проверку на «Шоу историй» Шац точно прошёл. Но не будем спешить с выводами. Всё-таки это самый стандартный формат на канале, для попадания в который достаточно быть хорошим рассказчиком и иметь уникальный опыт. А Михаил всё-таки не человек с улицы, а звезда телевидения ранних нулевых и ведущий топ-класса. Слишком легко. Лучше обратимся к взаимодействию с другими комиками.
Книжный клуб и Самый умный комик
Эти форматы мы ставим в один ряд потому, что они довольно похожи по своей сути. «Книжный клуб» – разговорное шоу, где комики обсуждают книги, а «Самый умный комик» – русская версия панельной викторины «Q.I.», где вместо Стивена Фрая сидит Костя Пушкин.
Как ни странно, Михаил присутствует в последних (на момент написания) выпусках и того, и другого проекта. Что же мы видим?
Во-первых, обилие шуток про возраст Шаца. Но это было неизбежно. Во-вторых, Михаил совершенно не стесняется в более молодой компании. Он ругается матом, подкалывает коллег-комиков и не теряется на их фоне. Хотя визуально смотрится диковато – как будто Женёк Сидоров привёл на шоу отца.

Но следует помнить, что оба шоу не только юмористические, но интеллектуальные. И вот здесь эрудиция Михаила приходится максимально к месту. Важно и то, что он не переходит границы и позволяет молодым комикам устраивать абсурд. Так что тут Шац снова красавчик. Он лаконичен и уместен.
Единственный момент, за который можно зацепиться, – спор Михаила с Сашей Долгополовым про феминитивы на «Самом умном комике». Смотрится, как битва зумера с бумером в маршрутке. Но, честно говоря, на месте Шаца с лёгкостью мог бы оказаться и какой-нибудь Алексей Квашонкин. Так что это скорее про восприятие, а не про содержание.
Вечер судного дня
А вот шоу, где Шац – не просто приглашённый участник, а один из главных героев. В «Вечере судного дня» комики спорят на заданные темы, а Михаил выступает в роли судьи. Мантия и парик на месте.
Здесь уже вовсю задействованы и актёрка, и возраст Шаца. Сделать его судьёй – беспроигрышный выбор уже потому, что к нему хочется обращаться на «Вы».
В этом образе у Михаила отличная химия как с адвокатом Костей Пушкиным (в отсутствие Шаца – старший комик в клубе), так и с молодым прокурором Сашей Долгополовым. Комические конфликты образуются сами собой.

Шоу, к сожалению, перестало выходить, но именно в «Вечере судного дня» к персоне Шаца не возникало вообще никаких вопросов. Я не представляю, чтобы другой комик из Stand-Up Club №1 смотрелся бы на этом месте так же органично.
Секрет комедийной молодости Шаца не в том, что он какой-то особенный, а в умении и желании подстраиваться под молодых. Очевидно, что Михаил вряд ли бы смотрелся живо, если бы пытался копировать современный юмор. Поэтому он одновременно остаётся собой, но и не противится новому. И не боится показаться стариком.

Парадоксально, но именно поэтому Шац гораздо современнее, чем условные Харламов с Батрутдиновым, которые уже не могут вытравить из себя ТНТшный подход и просто носят за собой одну и ту же аудиторию.
Смотреть на них бывает стыдновато, а Шацу можно только респектнуть за смелость и любовь к жанру. Он потерял телевизионную популярность, но с удовольствием (это видно) поддерживает молодых комиков. Пожалуй, именно так и должны стареть юмористы.