
Малолетние фигуристки, сноубордист-неудачник и сборная по керлингу. Как африканцы покоряют зимние виды спорта?
Еще один повод любить зиму.
Кто не видел смешные падения темнокожих лыжников, обязательно посмотрите. А теперь представьте, что за каждым кульбитом в снег стоит тру-стори о мечте, отваге и безрассудстве. Примеры – прямо сейчас.
Великий лыжник из Кении
Чуть выше – образец экзотической лыжной техники – прогулка венесуэльского атлета Адриана Солано на ЧМ-2017. Дядя пережил несколько потрясений: первый снег, первая поломка палки и первая популярность, пусть и сиюминутная.

Но Солано – всего лишь тень гениального Филипа Бойта. Тот появился на Олимпиаде-1998 и произвел фурор. Это, как первый McDonald’s в постсоветской Москве: все подходили, чтобы зафиксировать символ революции. Остановился даже легендарный норвежский лыжник Бьорн Дэли: он отложил церемонию награждения, дождался Бойта на финише и помог кенийцу вовремя затормозить.
Филип – хоть и смельчак, но не боец против системы. Он, как и его товарищи, занимался легкой атлетикой, но в нужный момент бросил все и откликнулся на странную акцию от Nike. Коммерсы приехали в Кению с единственной целью: найти темнокожего парня, который готов встать на лыжи, и вбухать в его раскрутку сотни тысяч долларов. 26-летний Бойт поднял руку, а дальше как по инерции: чемодан, вокзал, Олимпиада.
Нигерийская сборная по бобслею
Здесь важна предыстория. В конце восьмидесятых американские тренеры увидели ямайские гонки на миникарах и пришли к странному выводу: «Получается на машинках, получится и на санях». Так появилась ямайская сборная по бобслею, представители которой – лейтенант, капитан авиации, резервист и железнодорожник – попали на Олимпиаду-1988.

Глядя на их выступление, сложно понять, как ребятам удалось выжить. Зато мир получил комедию «Крутые виражи», ямайцы – сборную, а бобслеисты из экзотических стран – мотивацию. В 2016-м дамы из Нигерии вдохновились примером ямайцев и основали федерацию бобслея. А через два года поехали в Пхёнчхан, собрав 75 тысяч долларов с помощью краудфандинга.
Единственный африканский сноубордист

Уроженец Уганды Бролин Маведже уже шесть лет борется против вселенской несправедливости. В юном возрасте он покинул родную Африку и перебрался в США. Там научился сноубордингу и загорелся сверхидеей.
Паренек мечтает попасть на зимнюю Олимпиаду, выступить за сборную Уганды и стать первым африканским сноубордистом. Но каждый раз планы Бролина рушит досадное недоразумение. В 2014-м Маведже не договорился с африканскими чиновниками, а в 2018-м не прошел медобследование (аритмия, все дела). Теперь его цель – Олимпиада-2022. Осталось победить финального босса – коронавирус.
Нигерийские легенды керлинга

После удачного эксперимента с бобслеем прогрессивные нигерийцы поняли, что участие в зимних соревнованиях – хороший пиар-инструмент. Можно прогуляться по телешоу и получить парочку спонсорских контрактов, а после поехать на Олимпиаду, занять последнее место и завершить карьеру на пике. Предположу, что так выглядит стратегия нигерийской сборной по керлингу на ближайшие три года.

Болельщикам не стоит рассчитывать на награды. Технический директор сборной отмечает: главная проблема, с которой сталкивается его команда, – отсутствие льда (и денег на постройку ледовой арены). Но не расстраивайтесь: зато у керлингистов из Нигерии есть крутой логотип с Годзиллой.
Малолетние фигуристки из ЮАС

В 1960-м ребята из Южно-Африканского Союза (ныне – ЮАР) пробили окно в Америку. И пока их бедные соседи мирились с колониальным статусом, фигуристы из (практически) суверенного ЮАС разрывали зимнюю Олимпиаду в американском Скво-Вэлли. Но запомнились не столько результатами (там – места в третьем десятке), сколько новаторским подходом к отбору участниц. Ощущение, что на соревнования отправляли тех, кто не мог сопротивляться – белых девочек.
В итоге сборную представляла двенадцатилетняя одиночница Патрисия «Пэт» Иствуд и одиннадцатилетняя парница Марсель «Печенька» Мэтьюз. Все это – за десятки лет до превращения фигурного катания в детский сад и триумфаторов а-ля Липински-Липницкая.