Перейти к содержимому

Самое известное интервью принцессы Дианы могли добыть с помощью шантажа. Как так получилось?

Дзен Виталий Халюков

А ведь это один из самых успешных материалов канала!

Некоторые интервью остаются в истории навсегда. Например, полупризнание президента США Ричарда Никсона в беседе с Дэвидом Фростом справедливо попало и во все курсы журналистики, и в Голливуд («Фрост против Никсона»). Эпизод перестал быть чьим-то материалом и стал частью мировой истории и культуры.

Примерно то же можно сказать и про интервью принцессы Дианы журналисту BBC Мартину Баширу в 1995 году. Тогда она признала, что её муж (принц Чарльз) состоит в отношениях с Камиллой Паркер Боулз.

Мартин Башир

Казалось бы, типичная светская хроника, но момент стал как хайлайтом всех фильмов про саму Диану, так и важным реликтом эпохи. Но есть серьёзная вероятность, что Башир получил информацию с помощью настоящего шантажа.

Что произошло?

На этапе переговоров Диана Спенсер не соглашалась выдавать особо жирные инсайды. И тогда Мартин Башир надавил на неё, показав поддельную выписку из банка. На фальшивке был платёж на имя главы службы безопасности графа Спенсера – брата Дианы.

То есть, Башир сделал вид, что ему уже слили нужную информацию, а Диане дают возможность разгласить её самостоятельно. До чего же крысиная тактика!

Именно так звучит история этого интервью по версии Чарльза Спенсера – брата Дианы. Он требует от BBC расследования. Канал пообещал разобраться, а вот комментарий самого Мартина Башира получить не удалось.

Мартин жив, ему 57 лет, и он продолжает работать на BBC, правда уже в качестве редактора по вопросам религии. Сейчас он страдает от осложнений коронавируса, поэтому никак не может ответить на обвинения графа Спенсера.

Почему об этом заговорили только сейчас?

На самом деле говорят уже давно. Спенсер обвинял Башира и BBC ещё в 1996 году, но тогда расследование ни к чему не привело, а тема заглохла и потерялась в инфополе. Теперь же, 25 лет спустя, граф снова поднял эту тему – и, нужно признать, это очень удачное время.

В 2020 году, когда все извиняются за всё, шансы нанести репутационный ущерб BBC выше, чем когда-либо. А значит, повышается и вероятность получения компенсации и наказания для Башира.

Непонятно только, как должны выглядеть доказательства. В 1996 году  брат Дианы утверждал, что видел поддельные документы лично. Сейчас же надеяться можно разве что на чьё-то свидетельство или (что маловероятно) чистосердечное признание Мартина Башира.

Какое это имеет значение?

Для современной публики, возможно, и никакого. Ключевые отрывки из интервью (в том числе момент, где Диана говорит «Случится что-то плохое») всё равно останутся в мировой документальной хроники. Их будут вставлять как в желтушные ретроспективы звёздных отношений, так и в серьёзные исторические фильмы о Британии 90-х.

Всё, что может измениться – статус этого эпизода для журналистики. Мартин Башир – либо профи, который круто делал своё дело и получил в награду эксклюзив на все времена, либо человек, готовый пойти на преступление ради возможности порыться в королевском белье. А это – гигантская разница.

Поделиться

Аватар Виталий Халюков

Виталий Халюков

Автор

Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.