
Что мы узнали из фильма про Павла Дурова? Все странности основателя «ВКонтакте» и Telegram
Атмосферная, но необязательная документалка.
24 апреля в онлайн-кинотеатре KION от МТС релизнулся фильм Родиона Чепеля «Дуров» – первая по-настоящему жирная документалка про Павла Дурова. Ожидания были титаническими. От фильма хотели, чтобы он дал возможность не просто узнать что-то новое про русского Цукерберга, но и впервые посмотреть на него, как на человека, а не говорящего проповедями биоробота. Получилось спорно – как, впрочем, и всё, чего касается Павел Дуров.

В фильме нет самого Дурова, но это не минус
Павел предсказуемо остался где-то за кадром, хотя Родион Чепель и говорил, что беседовал с Дуровым во время съёмок и даже показал ему финальную версию до релиза. Было бы очень наивно думать, что чувак, намеренно превративший свою жизнь в тайну, вдруг стал бы спикером в документалке про свою жизнь.

Весь хронометраж мы смотрим на Дурова чужими глазами – о нём говорят сокурсники, директор школы, где Павел учился, а ещё целый отряд сотрудников, инвесторов и врагов из «Роскомнадзора». Всю первую половину «Дуров» прыгает по разным периодам жизни главного героя, а ближе к концу, когда речь заходит об успехе Telegram и провале TON, возвращается к классическому линейному повествованию.

Если учесть, что это фильм не только о карьере, но и о повёрнутости Павла на приватности, то его тайное присутствие за кадром добавляет атмосферы. И вот здесь режиссёру нужно было очень постараться, чтобы не вышла мифология Павла Дурова по сценарию Павла Дурова. К счастью, критика здесь тоже есть. Мессианский вайб Нео из «Матрицы», о котором мечтает создатель «ВКонтакте» и Telegram, убил бы всё хорошее, что есть в фильме.
Дуров списывал в школе, чтобы получить медаль
С самого начала нам рисуют портрет Павла-мегакарьериста. Его школьный приятель даже иносказательно сообщил, что Дуров ещё в молодости строил цели на годы вперёд и добивался их любыми способами. В том числе и списыванием. Правда, тут есть и оправдательное уточнение – в элитной школе, где учился Дуров, успевать по всем предметам было практически нереально.

А ещё из «Дурова» сильно торчит желание провести параллели с «Социальной сетью». Не только потому, что Facebook и «ВКонтакте» сильно похожи, а и из-за схожих историй. Павел, например, тоже начинал с создания соцсети для студентов. Сначала это был Durov.com – портал истфака, а потом и других направлений, где люди обменивались информацией. После него был сайт СПбГУ. Сами решайте, так ли это похоже на приключения Цукерберга в Гарварде и корни создания Facebook, но идею Чепель практически не прятал.
Откуда у Дурова любовь к проповедям?
Если вы следите за Павлом, то знаете, что каждый его пост пишется как манифест живого божества, обращённый к наивной общественности. В фильме чётко показали, с чего это началось. Оказывается, ещё на Durov.ru выкладывались аудиоподборки с речами знаменитых исторических личностей – от Гитлера до Мартина Лютера Кинга.

Сокурсник вспоминает, что Павел слушал их вместо музыки, чтобы самому стать мощным оратором. Сложно сказать о том, насколько это вышло, но Дуров однозначно пропитался возвышенным пафосом. Помните его пост в картинках об идеальном либертарианском мире? Это как раз типичный тейк в стиле I have a dream.

Как и ещё одна пафосная деталь. На выпуском Павел, ещё не красавчик с прессом и густой шевелюрой, а обычный лысеющий паренёк, сказал, что хочет стать интернет-тотемом. Непонятно, что это значило тогда, но ретроспективно звучит очень даже пророчески.
Женщины для Павла – аксессуар
Практически всю позднюю карьеру Павла рядом с ним видят известных моделей и прочих элитных дам. Если фильм Чепеля и говорит о чём-то не иносказательно, так это о том, что Дуров сознательно выстраивал образ мачо. Тут это видно в деталях.

Это касается и конкурса красоты СПбГУ-2004, к организации которого причастен Павел, и некоторых его странных привычек. Появляясь в компании дамы на публике, Дуров недвусмысленно держал её за талию, как будто хвастаясь. А сотрудники «ВКонтакте» давно замечали, как он добавлял в друзья различных стриптизёрш, эскортниц и просто ярких девушек, не стесняющихся показывать себя.

Сначала всем казалось, что это прикол, но потом стало ясно: женщины для Павла – оружие в борьбе со стереотипами про айтишников. Программист в середине нулевых был рахитичным героем анекдотов, так что Дурову нужно было сделать всё, чтобы разрушить этот образ. Нельзя повести за собой людей, если они не завидуют тому, как ты выглядишь и с кем ты встречаешься.
Дуров – разведённый отец двоих детей
Отличный проверочный факт, показывающий, насколько хорошо у Павла развит скилл скрытности. Многие фанаты Дурова даже не подозревают, что у него есть дети и бывшая жена по имени Дарья Бондаренко. Ещё не модель, а просто университетская красотка из студсовета.

Но за этим фактом – пустота. У детей Павла Дурова нет публичных имён, как и у потомства Артемия Лебедева или Владимира Путина. Зато известно, что Дуров хотел построить первую в России по-настоящему частную школу (без денег родителей и государства) с советом директоров, куда и отправил бы детей. С этим предложением он приходил к своему учителю Георгию Медникову, но потом начались скандалы вокруг «ВКонтакте», поэтому идея загнулась.
Брат Николай Дуров – ключевая фигура для «ВКонтакте», Telegram и TON
Если искать исторические параллели, то Павел Дуров всегда был Стивом Джобсом, а брат Николай – его Возняком. Именно Дуров-старший написал основные алгоритмы для ВК, сделавшие соцсеть быстрой и доступной для юзеров. Он же создатель протокола безопасности Telegram. За каждым великим свершением Павла так или иначе стоит Николай. О нём все отзываются, как о гениальном технаре, но даже более скрытном человеке, чем Павел.

Но если «ВКонтакте» и Telegram придумал всё-таки Паша, то идея запуска блокчейн-проекта TON, похоже, полностью принадлежит Николаю. Он убедил брата, что это мегаперспективная технология, которая приблизит его мечту – технологическую криптоутопию без государственных границ.
Но эти эпизоды настолько мелкие, что аж грустно. Если Николай Дуров настолько важный и загадочный персонаж, то может это он заслуживает отдельного документального фильма? И вот там уже получится настоящее расследование, а не пересказ фактов и мнений, которые мы уже могли слышать.
В фильме много комментариев режиссёра
Моментами Родион Чепель сам садился перед камерой и дополнял то, что не смогли донести ему спикеры. Тот же инсайд про списывания в школе режиссёру пришлось пояснять самостоятельно, как и многие другие факты о Дурове. Что это – нестандартный подход или всё-таки исправление ошибок?

С одной стороны, это смелое решение, делающее «Дурова» более доступным и вносящее дополнительный контекст к закрытому образу Павла. С другой же, это явно вынужденная мера, что никогда не идёт на пользу. Не будь этого элемента, документалка воспринималась бы более гладко. Здесь же каждый зритель почувствует какую-то вымученность и то, что часть инфы о Дурове пришлось тащить насильно.
История Telegram и TON – самая скучная часть фильма
Странно это говорить, но фильм «Дуров» должен быть о Дурове. Если мы его включили, то автоматически должны были знать основные факты из биографии. А истории о приходе ОМОНа в офис «ВКонтакте», странной сделке с продажей, неудачной блокировке Telegram и провале TON и так прекрасно освещалась в прессе.

Получается явный дисбаланс между попыткой показать, что за роботичным образом Дурова скрывается пусть дико странный, но человек, и пересказом вещей, которые вся аудитория фильма и так наблюдала лично. Из-за этого вторая половина «Дурова» смотрится значительно тяжелее первой. Особенно после того, как мы уже построили ожидания личной истории. Всё-таки в начале кажется, будто кино будет о том, что Павел – живой человек, который пьёт, ест и ходит к друзьям на свадьбу.
Меняет ли документалка восприятие Дурова?
Нет, но это неплохая попытка. Павел Дуров и до, и после просмотра – своенравный, самовлюблённый и спорный, но всё-таки визионер, сделавший много крутых проектов. Работа Чепеля просто собирает все факты о нём в одном месте. Но те, кто следил за Дуровым пристально, точно будут разочарованы – по большей части, всё, что показано в фильме, уже было раскрыто в книге Николая Кононова «Код Дурова».

Главная удача «Дурова» в том, что он не показывает однозначную историю успеха. Режиссёр даже успел поиронизировать, пустив нарезку с героями фильма, называющими Павла Дурова гением. Так он показал, каким мог быть этот фильм – восхищённой биографией человека-робота без недостатков.
Критики здесь не так уж много, но она всё же есть. Возьмём хотя бы фиксацию Дурова на красивых женщинах, как символе успеха. Или истории сотрудников «ВКонтакте» о тиранической натуре начальника – всё делалось только так, как он хотел, из-за чего соцсеть не реализовала значительную часть своего потенциала. Это иллюстрирует даже коротенький эпизод с удалением треков Сергея Лазарева из аудиозаписей «ВКонтакте» просто из-за того, что Дурову так захотелось.

Из-за этого «Дурова» можно смотреть совершенно по-разному. Для фанатов это всё ещё будет история самого передового человека в рунете, практически непобеждённого и создающего будущее прямо сейчас. А критики легко увидят сложного, малоприятного человека, склонного к драматизму и сильно зависящего от чужого внимания.

Но даже это не делает фильм однозначным успехом. В нём не так много действительно новых фактов о Дурове для погружённых людей, а новички запутаются в таймлайнах и фамилиях. Плюс из-за специфики платформы KION «Дуров» с гарантией пролетит мимо гигантской части аудитории. Стоит ли бежать регаться и его смотреть? Только в том случае, если вам срочно нужно систематизировать свои знания про Павла Дурова. Для остальных это неплохая, но крайне необязательная работа, которая ничего глобально не меняет.