
Пора забыть классику советского кино. Смотреть «Бриллиантовую руку» и другие хиты СССР в 2021 году – моветон
Оставьте их старшему поколению.
Всем знаком типаж унылых людей, считающих своими любимыми фильмами «Бойцовский клуб» и «Начало», а главной книгой «Мастера и Маргариту». Ничего банальнее и придумать нельзя. Или можно? Хуже этого easy choice набора только непонятно откуда взявшаяся любовь ещё молодых людей к советской классике. До сих пор полно тех, кто считает «Кавказскую пленницу» вершиной комедии и пересматривает «Иронию судьбы» каждую новогоднюю ночь. Не пора ли похоронить эту ностальгию?

Уточним сразу, пока вы не взялись за вилы и факелы – этот тезис не означает, что советские фильмы были плохими. Нет, троица Никулин-Вицин-Моргунов и Папанов с Мироновым – талантливые актёры, Данелия и Гайдай заслуженно считаются легендами, а в СССР снимали много хороших фильмов. Проблема в том, что безусловная любовь к ним в современном мире означает, что вы либо врёте себе, либо ничего не смотрите. А вот теперь беритесь за оружие.
Это чужая ностальгия
Ещё один мегаважный момент: вся эта претензия мало касается людей, заставших советские времена в сознательном возрасте. Нет ничего стыдного в том, чтобы любить то, на чём ты вырос. Для старшего поколения эти фильмы эталон не по объективным причинам, а из-за возможности перенестись в потерянное детство. Их нужно жалеть, а не осуждать.

Но когда молодые люди яростно топят за чужую ностальгию, доставшуюся им в наследство от родителей – это странно. С тех же успехом можно сейчас, будучи двадцатилетним щеглиной-тиктокером с айкосом в кармане, причитать о временах, когда варёная колбаса стоила два рубля двадцать копеек. Со стороны выглядит то ли как постирония, то ли как тяжёлое психическое расстройство.
Да, на первый взгляд, у этого явления очень понятные корни. Большинство из молодых познакомилось с советской классикой благодаря влиянию родителей. А это хоть и не прямая, но тоже связь с детством и какой-то повод для ностальгии. Но он всё равно не работает.
Если вы не прожили жизнь в пузыре, то должны были смотреть, слушать и нарабатывать другой, уже свой список вечной классики. Так те, кто рос в девяностые, расстраиваются от того, как выглядят нынешние «Терминаторы» и не вполне довольны продолжением «На игле», а вот у зумеров с этими фильмами уже нет никакой связи.

И это совершенно нормальный процесс – у каждого поколения своя ностальгия. Но мы всё равно почему-то не можем отпустить советские фильмы, хоть и ситуацию с тем, как Шурик берёт тунеядца на поруки, понимаем уже очень условно. Значит ли это, что они и правда такие особенные? Очень вряд ли. Но ещё раз, на всякий случай, проговорим: «Иван Васильевич меняет профессию» – отличное кино, но считать его чем-то священным не просто странно, но и вредно.
Советские комедии уже давно не смешные
Одно из древнейших свойств юмора – завязка на актуальности. То, что ещё вчера казалось смешным, сегодня может оказаться слабоватым. Примеров тонны. Сравните восприятие голодного Comedy-2005 с современным – разные вещи, не так ли? Или сериал «Друзья», бывший главным хитом своего поколения. На фоне современных ситкомов он со своим закадровым смехом уже кажется старьём, которое можно пересматривать только из чистой тоски по прошлому.

Написать шутку, над которой будут смеяться вечно, очень тяжело. И нет ничего удивительного в том, что комедия Гайдая или даже Чаплина сейчас не выглядит актуальной. Милой, атмосферной и даже неплохой, но уж никак не соответствующей запросам современного зрителя. И это обветшание – тоже обыкновеннейший процесс.
Тем страннее смотреть, как BadComedian из обзора в обзор пытается сравнивать худшие образцы нынешнего юмора с лучшими хитами пятидесятилетней давности. Это как судить о продуктах марки «Каждый день» по советским ГОСТам. Алло, на соседней полке лежат вещи получше.

Раздражает не только несоответствие качества и эпох, но и то, что Евген, похоже, всерьёз считает советский юмор вечным эталоном – причём не столько из-за комедийной составляющей, сколько из-за моральных ценностей и героев, извлекающих жизненные уроки. Баженов – как раз один из тех, кто до сих боготворит «Кавказскую пленницу» и «Бриллиантовую руку».
Миф о пользе цензуры СССР – ужасный бред
Раз уж мы снова затронули Бэда, то он распространяет ещё одно странное мнение – цензура в кино должна быть, потому что СССР «хотя бы не снимали такую помойку, как сейчас». Этот миф гораздо вреднее, чем бессмысленный новогодний просмотр «Иронии судьбы».

Мы даже не будем начинать о том, что советская цензура стопроцентно зарезала кучу талантливых проектов. С теми, кому это не очевидно, не о чём разговаривать в принципе. Лучше разберём вторую часть этого тезиса – «зато не было таких плохих фильмов».
Правда в том, что в СССР снимали безумное количество уродливых и бездарных партагиток, о которых мы не говорим только потому, что история их не запомнила. Как и не запомнит фильмы Сарика Андреасяна, с которыми так жёстко воюет Евген. Естественный отбор очень даже распространяется на культуру.
Любить советское кино – нормально, но нужно знать меру
Важно понимать, что проблема «Джентльменов удачи», «Кавказской пленницы» и других хитов не в том, что они старые и даже не в том, что они советские. В СССР снимали довольно много крутого кино – например, фильмы ранних Михалкова и Кончаловского, Германа-старшего, Эйзенштейна, Калатозова, Муратовой и ещё кучи топовых режиссёров.

Тарковского мы даже не берем в расчёт, потому что он не столько представитель советской школы, сколько бунтарь и гражданин вселенной. Есть о чём говорить и без него. Например, «Летят журавли» 1960 года – один из любимых фильмов Стивена Спилберга.

Возникает вопрос: почему же все настоящие шедевры советского кино не получили такой статус? Ответ максимально прост. Дело в том, что это, в большинстве своём, авторское кино. А фильмы Данелии, Рязанова и Гайдая – наоборот, народное, идеально попадавшее в запросы советского зрителя. И их тоже можно ценить, но уж точно не поклоняться им, как вечной классике.
А если они действительно так хороши, то должны быть доступны для понимания всему миру, а не только носителям контекста. Но ни один вменяемый иностранец, понимающий кино, ни за что не скажет, что хиты советского мейнстрима – великие комедии на все времена. Просто потому, что у него не будет с ними культурной связи и давления старшего поколения, превратившего «Приключения Шурика» в святыню.

То есть даже у человека, не понимающего национальный колорит, получится более объективный и трезвый взгляд, чем у носителей культурного кода. Но не переживайте. Вы тоже будете не состоянии искренне полюбить обычнейшие фильмы, считающиеся классикой в США, Голландии или Венгрии.
Если вы и правда считаете классический набор советского кинозрителя гениальными фильмами, то ответьте себе на пару вопросов. Вы действительно так решили сами или так принято думать? Может, это связано с ностальгией или идеологией? Вы уверены, что следите за актуальным кино в достаточной степени? В случае, если ни один вопрос не вызвал у вас внутренних сомнений и вас при этом не зовут Евгений Баженов, вы точно что-то сделали не так.

Наслаждаться советским кино – нормально, если вы его не идеализируете. Посмотрите другие фильмы и не стесняйтесь любить то, что понравилось вам, а не вашим родителям. У каждого поколения должна быть своя ностальгическая ниша, а безумный культ советских комедий давно пора оставить в прошлом рядом с культом Сталина.