Перейти к содержимому
Плохой кофе, имена на стаканах и бешеный успех. За что не любят «Старбакс»

Плохой кофе, имена на стаканах и бешеный успех. За что не любят «Старбакс»

Говорим о претензиях к главной кофейной сети планеты.

Что вы представляете, когда слышите фразу «Я выпил чашечку кофе»? Для кого-то дневная кофейная норма – сорокарублёвый плевок из автомата, наливаемый в плавящийся стаканчик. Кто-то с утра варит в турке молотый кофас, купленный в ближайшем супермаркете. А третьи настолько изучили любимую кофейню, что знают привычки и имена всех бариста. И, конечно, для многих золотой стандарт – «Старбакс».

В Киеве открываются первые в Украине кофейни Starbucks: когда, где и цены  на кофе | Информатор Киев

Мощнейший бизнес, перевернувший кофейную индустрию. Есть в крупных городах каждой развитой страны. Вкус не отличается в любой точке мира, а логотип по узнаваемости соперничает с KFC и почти дотягивается до «МакДака». Все факты говорят о том, что «Старбакс» должен считаться айфоном в мире кофе, но многие всё равно его ненавидят – причём как люди из кофейной сферы, так и гражданские с улицы. Сегодня мы разберём основные претензии хейтеров.

Невкусный кофе

Сразу возникает вопрос – а с чем мы вообще сравниваем? Если с кофе из жужжалки у продавщицы на вокзале, то «Старбакс» варит напиток богов. Даже битву с хитами масс-маркета вроде Lavazza «Старбакс» выиграет, не успев вспотеть. Значит ли это, что местный кофе в полнейшем порядке? Не совсем.

Big Governments Go After Coffee -- Bad News For Starbucks

Несмотря на то, что «Старбакс» сильно помог в популяризации кофе-движа, сами напитки там не особо-то и вкусные. Зерно слабенькое и, в основном, тёмной обжарки – той самой, с которой воюют адепты specialty-кофеен. В нём невозможно почувствовать ничего, кроме усреднённого вкуса кофе с горчинкой. Что-то похожее вам могут сделать и в провинциальном заведении с подранными стенами, но вы в «Старбаксе», а значит, это должно быть вкусно.

1,375 Burnt Coffee Stock Photos, Pictures & Royalty-Free Images - iStock

Из-за этой иллюзии многие пьют старбаксовскую бодягу с таким видом, будто у них в руках не картонный стаканчик, а бокал белого полусухого. Большинство людей не понимает, что «Старбакс» на самом деле не про кофе, а про то, как быстро и с одинаковым качеством обслужить гигантскую очередь из клиентов.

Высокие цены

Несоответствие цены и качества – наверное, самая частая и большая претензия к «Старбакс». Если вам сделали невкусный напиток за 60 рублей в кафе «Ирина», то мало кто полезет писать жалобы. Это просто было ожидаемо. Но когда платишь 240 рублей за несчастный капучино, как-то хочется большего.

Сеть кофеен Starbucks повышает цены - ForumDaily

Проблема усугубляется тем, что в нормальной независимой кофейне тот же капуч может стоить вдвое дешевле. Да, у «Старбакса» ещё и нестандартные объёмы, но даже это выглядит, как издевательство. «О, говорите, у нас невкусный кофе? А что если мы нальём его вам прямо в конское ведро?»

Даже сотка за эспрессо – слишком дорого. Не знаю, как сильно зерновая логистика «Старбакса» сказывается на цене, но их прайс в любом случае далёк от адекватности. Но он всё равно есть и по нему платят. И здесь уже в дело вступает статус.

Мода на «Старбакс»

У меня есть чувство, что со «Старбаксом» в России произошло то же, что и с другими ожидаемыми вещами. Когда он только появился, люди ломились в знаменитую кофейню толпами. И только для того, чтобы прикоснуться к чему-то всемирно известному, до чего ранее не дотягивались руки.

Hey, Starbucks laptop guy, whatcha doin' over there? | SoraNews24 -Japan  News-

Помните эти потоки сторис из «Старбакса»? В первое время они означали: «Смотрите, я тоже тут. Пью то же, что и люди на Таймс-сквер в Нью-Йорке». Но потом, когда мода начала спадать, поменялось и сигнальное сообщение. В последние годы сторис из «Старбакса» говорят: «Я могу себе позволить дорогой кофе и чувствую себя хорошо». Вполне естественно, что у многих это вызывает отторжение.

Более того, в каждом провинциальном городе, куда не добрался «Старбакс», существуют местные кофейни-клоны, пытающиеся скопировать элементы логотипа, прикол с именными стаканчиками и потоковое производство. Получается всегда очень плохо, но это всё равно подчёркивает статус «Старбакса», как символа успеха.

Students disappear in Starbucks line – The Rectangle

«Старбакс» странным образом сочетает в себе бизнес-модель «МакДоналдса» и репутацию модного места, куда ходят только молодые, современные и, главное, успешные люди. И всё это никак не связано с качеством напитков. «Старбакс» делает мощнейшие кассы, основываясь только на обслуживании и репутации.

Именные стаканчики

Давайте просто как-нибудь соберёмся и совместно решим, что имена на стаканах – дурацкая идея. Можем даже составить петицию на change.org – я слышал, это обычно работает. Но серьёзно, прикол с именами был сделан исключительно для того, чтобы отличаться. Тем глупее то, что он действительно сработал.

Starbucks, сеть кофеен в Москве на метро Университет — отзывы, адрес,  телефон, фото — Фламп

Интересно, это действительно заставляет кого-то чувствовать себя круче? Когда кассир кричит «Ванильный латте для Олега», думает ли чувак: «О, да, Олег – это я!» Наверное, дело в бессознательно ощущении, что к тебе проявляют внимание. Теперь это не просто стаканчик, а ТВОЙ стаканчик. Вау!

И всё было бы круто, если бы это работало так, как задумано. На самом деле кассиры постоянно путают имена – особенно нестандартные. А это вызывает неловкие ситуации. А как быть, если в заведении сразу два Олега, заказавших одинаковые напитки?

Все, что вы хотели бы узнать о кофейнях Starbucks, прежде чем тратить на  кофе в 10 раз больше его себестоимости | Dom-TV.Com

Своими глазами я такого не видел, но могу представить два варианта: мы либо идём дальше по паспортным данным, либо условно разделяем Олегов по внешним признакам – например, на рыжего и толстого. Да и вообще, какое имя, просто выдай мне мой кофе, ладно? Я даже номерок возьму, только не нужно орать моё имя.

«Старбакс» ненавидят из-за мегауспеха

Этим видом ненависти страдают, в основном, адепты «настоящих» кофеен. Тех, где бариста расскажет о высоте произрастания зерна, вкусовых дескрипторах и коэффициентах экстракции. У персонала «Старбакса» на такую роскошь нет времени – там нужно пахать, отдавая заказ за заказом. И их точно будет много.

MCCAIM

Кофейных снобов бесит то, что «Старбакс», будучи во многом обычной сетевухой, построил мощнейший бизнес, до масштабов которого уже не дотянется никто. Такая модель бессовестно топчет их убеждения о том, что кофе – это сложный и загадочный мир, требующий особого подхода. В «Старбаксе» не варят specialty, но «Старбаксов» миллион. Делают не кофе, а деньги – и в этом смысле слог bucks в названии очень даже уместен.

И это, пожалуй, самая странная и необоснованная ненависть, потому что она завязана на зависти. А между тем, «Старбакс» до того, как стал врагом серьёзных заведух, сделал очень многое, чтобы они могли существовать. Идея о том, что можно прийти в кофейню с ноутом и просидеть весь день, была бы невозможна без «Старбакса». И это мы молчим о тысячах людей, полюбивших кофе из-за этого бренда.

Hipster Barista with Beard Pours Stockvideoklipp (helt royaltyfria)  13300616 | Shutterstock

Более того, осознанно или нет, но к «Старбаксу» всегда будут стремиться. Каждая сетевуха хочет построить бизнес, хотя бы отдалённо подбирающийся к старбаксовскому успеху. А каждая независимая кофейня на сложных щщах, сделает всё, чтобы убедить своих клиентов, что «Старбакс» – зло и иллюзия, а настоящий кофе другой. Сложно придумать более полезного врага.

Грубо говоря, «Старбакс» можно не любить за что угодно – из-за невкусного кофе по бешеному прайсу, из-за раздражающей моды или даже дурацких стаканчиков с именами. В каждой из этих причин есть своя правда. Но ненавидеть их за успех – глупо. У «Старбакса» нужно учиться тому, как строить империи. Особенно если вы собираетесь их разрушать.

Поделиться

Аватар Виталий Халюков

Виталий Халюков

Автор

Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.