
Максим Галкин – Поперечный своего времени. Он стал мегазвездой в 25, но остался в команде Задорнова и Петросяна
Ещё один трагический герой или всё было так задумано?
В тексте про Александра Незлобина мы посмотрели на резидента «Камеди», как на трагического героя, хотя номинально он очень успешный. Много ли таких персонажей в российском юморе? На первый взгляд кажется, что таким может оказаться и Максим Галкин. Конечно, если вы не отделяете его от российской комедии – и это только часть проблемы.

Судите сами: чувак был главным фрешменом своего времени, но в расцвете его популярности появился «Камеди Клаб», моментально превративший Галкина в унылого старика, сидящего в одной тонущей лодке с Коклюшкиным, Петросяном и всеми артистами «Кривого зеркала». Всё действительно так плохо или Галкин и так сделал, что хотел? Нужно разобраться.
Галкин начинал, как преемник Задорнова
Опустим всю нудную часть с ранней биографией Максима – скажем лишь то, что он начал выступать с пародиями ещё в МГУ, а потом засветился в Театре эстрады на концерте «Дебюты, дебюты, дебюты». После него на Галкина обратили внимания юмористы старой школы – в частности Евгений Петросян, который как раз присматривал кадры.

Но по-настоящему запустил карьеру Максима Михаил Задорнов. Галкину было двадцать четыре, когда дядя Миша уже возил его по своим концертам, представляя в качестве своего преемника. Сначала у молодого комика были только маленькие блоки, а потом он быстро дорос до сольников.
Первым бэнгером, сделавшим карьеру Галкина, стали пародии на Ельцина, Жириновского, Путина и других российских политиков. Позже образ прилипнет на всю карьеру, но тогда Максим круто выделялся на фоне стариков, читавших плесневелые сатирические монологи с листа.
А Задорнов оказался лучшим наставником, потому что он был королём старой школы. Пока остальные читали текст так, как будто находятся на пороге смерти, Михаил Николаевич вовсю юзал спецэффекты: кричал, просил задержать воздух и ходил на руках. И, что важно, писал больше нового материала, чем все старички в сумме.

С такой протекцией и таким фоном Галкин сразу стал селебой. У него была мимика, харизма и умение удачно менять свой голос. Тогда такие вещи реально работали. Во многих случаях публика смеялась не столько из-за текста шутки, сколько из-за похожей на Бориса Ельцина интонации.
Важно понимать, что всё происходило в 1999 году. В стране уже давно была хорошая комедия: отдельные номера из КВН, «Городок», «О.С.П.-Студия», «Каламбур» и другие. Но это на телике, а эстрадную сцену почему-то занимали динозавры советской школы.
И это наш первый звоночек. Вдумайтесь: Галкин и в двадцать три года выступал для дядянек и тётечек, не следящих за актуальным юмором. Но для них он был очень свежим, а все олды из «Аншлагов» и «Смехопанорам» могли показать пальцем на Максима и сказать, что их жанр не мёртв и даже выращивает новое поколение. Очень удобно!
Записал большой сольник в 25 лет и нашёл свой стиль
Получается парадоксальная ситуация. Пока где-то развивался юмор, близкий к тому, который мы знаем сейчас, Максим Галкин рвал эстрадную сцену и становился мегавездой. Примерно в то же время он начал петь дуэтом с Пугачёвой, которую знал с детства. Ради всех нас, мы оставим эту сюжетную линию за кадром. Вы и так знаете, что было дальше.
Важнее, что Галкин быстро избавился от статуса протеже Задорнова и выпустил в 2001 году первый большой сольник. Не спешл, как у нынешних стендаперов, а скорее бенефис с кучей приглашённых звёзд. Звучит как дичь, но такая практика была и в «Камеди Клабе». Я уже лет четырнадцать не могу выкинуть из головы бенефис Тимура Батрутдинова, где в конце пели: «Ти-ти-мур Каштааан». Да, такое тоже было.
В последующие годы Галкин работал по модели «один большой концерт в год». А это очень много материала. Можно сказать, что он действительно был Поперечным своего времени, став в достаточно молодом возрасте комиком стадионного значения. Что же он делал такого, что не делала старая школа? Ну, помимо того, что выглядел живым.
Можно сказать, что Галкин был самым актуальным комиком из условной советской школы. В его номерах было много политики и актуальных инфоповодов. Иногда эти темы объединялись. По телевизору постоянно крутили его номер с пародией на политиков, попавших в шоу «Последний герой».
Не так остро, как в передаче «Куклы», но это всё ещё не шутки про тёщу и шпингалеты. Пародийный Путин у Галкина призывал найти Березовского, а Ельцина дразнили пенсионером. В какой-то степени Максим и правда успевал за повесткой, оставив Петросяна и его юморески в вакууме глотать пыль. Хотя панч « – Я по гороскопу рыба! – А я пиво!» и нельзя было переплюнуть.
Появление «Камеди» отодвинуло Галкина в разряд стариков
Революция 2005 года полностью поменяла расклад в русском юморе. Главными фрешменами на годы вперёд стали чуваки из «Камеди», а Галкин вдруг стал смотреться, как те странные молодые люди, у которых есть страничка на «Одноклассниках». Это при том, что тот же Гарик Мартиросян старше Максима на два года.

Здесь у Галкина был простой выбор: либо воевать на новом поле, либо оставаться в тёплой нише. И он предсказуемо выбрал второе. Харламову, Воле и остальным было что доказывать и разрушать. А Галкин уже стал лицом из телика, любимым приличной публикой постарше, сидел на «Голубых огоньках» и снимался в новогодних мюзиклах. Да и странно представлять, что он бы зачем-то начал менять стиль, который стабильно приносит деньги и славу.
Но как раз этот момент и просится, чтобы его разыграли, как основу для трагедии. Формально для этого есть все основания. Галкин стал не первым из новых, а, наоборот, последним стариком в русской комедии. Звание вообще не по возрасту, но я не помню, чтобы он протестовал. Так что у Максима больше общего с Александром Реввой, сознательно выбравшим аудиторию престарелых мамаш, а Поперечным он пробыл совсем недолго.
Зато инерция от того успеха кормит Галкина до сих пор. Лучшее тому подтверждение – интервью у Ирины Шихман, где показывали полный зал на его концертах. Там же Максим рассказал, почему не берётся за молодёжные темы и не шутит про условного рэпера Фэйса.
«Моя аудитория даже не знает, кто эти люди», – сообщил Галкин, после чего в «А поговорить?» случился гениальный переход на сцену, где Максим представляет, как бы Лиза Монеточка пела песни Зыкиной. Чудовищное зрелище, но оно многое объясняет.
В чём настоящая трагедия Максима Галкина?
Начнём с того, что у Галкина точно есть талант, включающий в себя способности к пародии, и какой-то навык написания шуток. Идрак Мирзализаде – один из лучших русскоязычных комиков прямо сейчас, но даже он однажды написал такую же шутку, как и Максим Галкин. Делает ли это их равноактуальными? Ни в коем случае. Но Галкин точно осознаёт, что выпускает и для кого, поэтому его незачем осуждать.

Конечно, если не вспоминать жутчайшие попытки запустить что-нибудь современное. Передача «Максим Максим» – отвратительно несмешное шоу, где Галкин постоянно орал про свой замок, а все сценки напоминали худшие выпуски «Ералаша». Только вместо рыжего мальчика с веснушками – Филипп Киркоров.
Единственный кейс, где Галкин по-настоящему соприкасается с чем-то актуальным – газгольдеровское шоу «Музыкалити». Там Максим выступает посредником между молодыми ньюскульными рэперами и кем-то из старых звёзд, вроде Льва Лещенко. Взяли его как раз потому, что он был самым молодым из стариков и самым старым из молодых.
А так современные концерты Галкина – вообще не современные. Монеточка с Зыкиной – это сильно, но соваться туда совершенно незачем. Это всё ещё юморок для бабуль, у которых в комнате до сих пор висит календарь на будущий 2000 год. Но ещё раз: это был его осознанный выбор, а в плане гастрольного графика и финансов у Галкина всё лучше, чем у кого-либо из молодых комиков. И его всё ещё крутят по «Первому». Последним шумным номером была пародия на Путина и Собянина, которую даже удаляли с разных площадок.
Но на деле тут всё довольно мягко, да и мелковато это для актуального комика. И всё же есть один момент, который можно считать трагическим. Вы бы о нём даже не задумались, но это худшая судьба для артиста. Никто и никогда не мечтал стать Максимом Галкиным. Не было таких людей, которые росли бы на его выступлениях и сохранили часть этой любви в зрелом возрасте.
Во все времена, когда выступал Галкин, у молодых поколений были более актуальные кумиры. Сначала КВНщики, потом Харламов, дальше Белый, а сейчас это кто-нибудь из стендаперов или тот же Поперечный. Им хотели подражать, разыгрывали сценки. Но даже те дети, кто пытался пародировать Жириновского по галкинскому шаблону, быстро нашли себе других идолов и отвернулись. Галкин родился, чтобы развлекать стариков. И вот это действительно грустно.