
Ретро-бои бусидо – прототип UFC на русском ТВ нулевых. Многие до сих пор думают, что их комментировал Николай Фоменко
Вспоминаем легендарное ностальгическое шоу.
Бешеная популярность UFC – уже привычное явление, но всемирным вирусом оно стало относительно недавно. У большей части современной аудитории Конора и Хабиба был другой вход в зрелищные единоборства. Для кого-то это было воскресное утро бокса, для кого-то театрализированный рестлинг по кабельному, а другие вспомнят странные ностальгические бои бусидо с летающими японцами и легендарным голосом комментатора.

Сами бои проходили с 1991-го по 1995-й, но в России их крутили в начале нулевых на канале 7ТВ, а позже повторяли на некоторых других кнопках. Но каким-то удивительным образом бои UWFI (так называлась японо-американская федерация-организатор) смотрелись так, будто нам показывали что-то актуальное. И это несмотря на то, что в кадре были волосатые борцы в трико с надписью СССР. В чём же был феномен этого спорта?
Рестлинг без актёрства и фундамент перед UFC
В отличие от американских реднеков типа WWE, в бусидо вообще не было костюмированной вечеринки, а тем более актёрского шоу с микрофонами. Нет, там действительно происходил рестлинг с нормальными правилами борьбы – судьи снимали очки за нокдауны, болевые и пропущенные приёмы. Никаких прыжков с канатов и никаких ударов стульями, а судью не мочили даже случайно.

Звучит не очень зрелищно, но на тот момент это действительно работало. Главной интригой было противостояние трёх стран, которые представляли бойцы – Японии, США и России. А если учесть, что в ринге могли сойтись, например, борец-тяжеловес с лёгким кикбоксёром, это было максимально нетипичное мероприятие.
Такой спорт выгодно выделялся и на фоне постановочного рестлинга, и на фоне бокса, где все сражаются в своей весовой и примерно похожим образом. А о боях в октагоне тогда никто и не слышал – Дэйна Уайт начал руководить UFC в 2001 году, но по-настоящему большим этот движ стал только ближе к десятым.
Так что бои бусидо оказались, по сути, первой хитовой платформой для смешанных единоборств, только с японским, а не американским колоритом. А идеологическое и национальное противостояние добавляло огня. Тот, кто принял решение крутить это по 7ТВ спустя десять лет после самих событий – безусловно, странный человек. Но он оказался прав.
Легендарного комментатора ищут до сих пор, но это не Фоменко
Да, Николай Фоменко тоже своего рода легенда и мем. Многие смотрели рестлинг не из-за разукрашенных бойцов, а чтобы услышать знаменитое: «Ой-ой-ойошеньки-йой-ой» и другие великие панчи. Тот редкий случай, когда комментатор обеспечивал честные 50% экспириенса.
Несмотря на то, что голос русского комментатора бусидо похож по тембру на Николая, это был не он. Самые безумные эзотерики даже узнавали в интонациях великого усача Михаила Кожухова из «Клуба путешественников». Безумная теория, в которую реально верили. И снова близко по звучанию, но тоже мимо.

На самом же деле бои комментировал Михаил Захаров, известный больше по хоккею и работе на «Авторадио». Он не орал, как Фоменко, а размеренно рассказывал о ходе боя и иногда шутил, например, про зебровые штаны японца Йоджи Анджо. Даже странно, что его работу вспоминают с таким теплом – фактически Захаров не делал ничего сверхъестественного. Есть какая-то ирония в том, что его запомнили за приятный тембр, но постоянно путают с другими людьми.
У каждой страны были мегазвёзды, а русский боец попал в Street Fighter
Одним из организаторов и многолетним чемпионом был Нобухико Такада – культовый боец своего времени, которого в Японии почитали не меньше, чем сейчас условного Хабиба Нурмагомедова. В отличие от большинства других японцев, Такада был одновременно крупным и быстрым, поэтому котировался и в борьбе, и на дистанции. В UWFI он практически не проигрывал, но позже в MMA смотрелся уже достаточно средним бойцом.
Но среди русской публики фаворитом был Казуо Ямазаки – чел сильно уступал Такаде по части подготовки, но крутил умопомрачительные вертухи. Думаю, не один фанат бусидо растягивал связки, пытаясь повторить что-то подобное с невидимым противником во дворе.

В американской команде выделялся жирдяй Гари Олбрайт, похожий на гигантского Алексея Андронова. Он давил субтильных японцев массой. Его принципиальные бои с Такадой – настоящее золото бусидо, смотревшееся, как хорошая спортивная драма. Другим топовым парнем из США был Супер Вэйдер – рестлер, светившийся ещё в WWF.

А русских представляли сбежавшие в 1989 году из разваливающегося СССР борцы Виктор Зангиев, Салман Хасимиков, Владимир Беркович и ещё несколько заслуженных мужчин. Самым запоминающимся и меметичным из них был Зангиев – японцы полюбили его больше всех остальных. Суровый, но харизматичный усач-осетин с волосатой грудью. Ситуация вроде той, когда поляки лепили мемы про Станислава Черчесова.
Зангиев стал настолько популярным, что героя по имени Zangief добавили в классический файтинг Street Fighter II. В этом образе Виктор Зангиев даже заимел камео в диснеевском мультфильме «Ральф». Довольно занятно, что реальный Зангиев в это время где-то спокойно учил детей вольной борьбе.
Стоит ли пересматривать бусидо сейчас?
Вряд ли. Турниры UWFI – продукт своего времени, который для русскоязычного зрителя и так прожил дольше, чем можно было ожидать. Бои бусидо выстрелили во времена, когда смешанные единоборства ещё не были рейтинговым зрелищем и когда не было вменяемой альтернативы боксу и рестлингу.
Даже топовые бои будут смотреться вяло, если включать их не из ностальгических соображений. Единоборства, как и любой спорт, развиваются как по части техники, так и с точки зрения культуры зрелищ. А учитывая, что практически ни один из участников после UWFI не стал топом в других турнирах, можно судить и об общем уровне тех боёв.
Так что бусидо – скорее приятное воспоминание, подсказывающее, что в вещательной сетке всегда не хватало чего-то вроде UFC. Похоже, что сегодня этот мир всплывает только в случае, когда какому-то олду приспичит погуглить: «А кто же всё-таки комментировал бусидо?»