
Кого из российских актёров ждут на Западе? В списке Ходченкова, Колокольников и Паулина Андреева, но нет Петрова и Козловского
Там что, следят за русским кино?
Один из самых частых вопросов в интервью со звёздами русского кино звучит так: «У тебя есть планы покорить Голливуд?» Его задают всем топам. И получают примерно одинаковую реакцию: «Да, очень хотелось бы, но вот пока не получается». Можно даже решить, что за российскими актёрами никто не следит. Но это не совсем так.

В начале июня издание Variety выкатило жирный лонгрид с таким заголовком: «12 русских талантов, готовых к мировой сцене». А Variety – не безродные ноунеймы, а важнейшее СМИ для голливудской тусовки. В список попало несколько очевидных вариантов вроде Юрия Колокольникова, но в нём даже не упоминают Сашу Петрова, Данилу Козловского и нашего фаворита Павла Прилучного.
Для этого есть свои причины. Главная из них – привязка списка к онлайн-событию Key Buyers Event, организованному «Роскино». Зарубежные рецензенты оценивали тех людей, чей контент был представлен там, а ещё сильно ориентировались на фестивали. Поэтому, помимо актёров, в списке есть перспективные режиссёры и сценаристы. Но всё равно дико интересно, кого считают достойным мирового кино. Так за кем же следят западные критики?
Светлана Ходченкова

Одна из топовых русских актрис уже светилась в Голливуде, сыграв небольшие роли в фильмах «Росомаха: Бессмертный» и «Шпион, выйди вон!», но на неё ставят по другой причине. Западная публика ждёт адаптацию «Анны Карениной» по заказу Netflix, которую перевели как Anna K. А писать её будет Роман Кантор – автор «Эпидемии», ставшей самым популярным российским сериалом платформы. Ходченкова сыграет в Anna K главную роль, и это её следующий шанс стать по-настоящему заметной актрисой за пределами России. Если зайдёт так же, как «Эпидемия», можно будет ждать предложения посерьёзнее.
Юлия Снигирь
Здесь всё ещё проще. На актрису уже обратил внимание Паоло Соррентино, снявший Юлию в сериале «Новый папа». Ещё она была в пятой части «Крепкого орешка», но об этом не вспоминает даже Variety. Зато они привели как интересный факт, что Снигирь играла Екатерину II в российском сериале «Великая». Не путать с той «Великой», где играет Эль Фаннинг. Короче, если зарубежные режиссёры не узнают о невышедшем сериале «Крымская сакура», где Юлия играла Наталью Поклонскую, то у неё всё будет в порядке.

Паулина Андреева
У жены Фёдора Бондарчука ситуация не такая очевидная. Номинально – она уже актриса Netflix, потому что снималась в научно-фантастическом сериале «Лучше, чем люди». В 2019 году стриминг выкупил права на него, но это явно не хит. Variety отмечает как плюс, что Паулина много выступала в театре, а ещё попробовала себя в роли режиссёра короткометражек, но так можно сказать про многих российских актёров. Есть чувство, что её взяли для количества и из-за всё ещё известной кинокритикам фамилии Bondarchuk.

Юра Борисов
Дудь назвал его «новым Петровым», но есть шанс, что Борисов в итоге добьётся гораздо большего. Да, в блоке о нём также перечисляют фильмы, которые ни один вменяемый западный зритель не видел – например, «Вторжение». Но глобально Борисова воспринимают как талантливого фестивального актёра – например, отмечают, что в Каннах он представлял и «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова, и фильм «Купе номер 6» финского режиссёра Юхо Куосманена. А фестивали – всё-таки неплохой путь к мировой сцене. Юру Борисова точно будут знать кинокритики.

Юрий Колокольников
Самый ожидаемый человек в списке – конечно, из-за «Игры престолов». Но не стоит обольщаться. Это у нас Колокольникова носят на руках и спрашивают, каково было играть в самом ходовом сериале поколения, а для остального мира Юрий скорее талантливый чувак, у которого может получиться, если он постарается. И это гораздо более честное описание.

Александр Кузнецов
Этого парня могли представить по тому же сериалу, что и Паулину Андрееву – не хиту Netflix «Лучше, чем люди». Но авторы статьи отмечают и его работу с Серебренниковым в «Лете», и фестивальный фильм «Кислота» Александра Горчилина. Внимательно ли их смотрели западные критики? Не факт.

Но Кузнецов сознательно продвигает себя, чтобы стать мировым актёром. Две последние его работы – французский фильм «Мой легионер», где также снимается вполне известный Луи Гаррель, а ещё датский сериал «Камикадзе» для HBO. И вот как раз из-за них у Кузнецова больше шансов получить серьёзное предложение, чем у того же Юры Борисова. Даже обидно, что о Кузнецове так мало слышно в русском мейнстриме. Видимо, нужно сходить к Дудю.
Кого ещё выделяют, кроме актёров?
Режиссёра «Серебряных коньков» Михаила Локшина – в его пользу играет и то, что чувак родился в Штатах. Филиппа Юрьева, удачно свозившего в Венецию фильм «Китобой» с Кристиной Асмус. Также в Variety обратили внимание на Евгения Сангаджиева – он играл и в «Притяжении», и в, простите, «Легенде о Коловрате», но промоутируют чувака именно как режиссёра. И правильно – он снял мощнейший сериал «Хэппи-энд» для More.tv, который как раз и следует продавать на Netflix.

Ещё восходящими талантами назвали сценаристку Любовь Мульменко, режиссёра и сценаристку Эллу Манжееву и режиссёра Ивана Твердовского. Их выделяют из-за фестивальных фильмов, но ни о каких громких тайтлах речи не идёт. Венеция, Канны, Берлин – вот на что ориентируются кинокритики из Variety.
Глобально это означает только то, что они и правда могут попасть в мировое кино, но для этого нужно делать вполне конкретные шаги. Очевидно, что в Variety в основном ориентировались на тех, кто светится на фестивалях и имеет хотя бы небольшой опыт в проектах для Netflix, HBO и большого Голливуда. Но даже сам этот список не означает, что за русскими актёрами следят как-то особенно пристально. Нет, это просто большой промо-материал к российскому кинорынку, каким его видят за рубежом.

Так, как у Ильи Найшуллера, получится точно не у всех. Зато пример Кантемира Балагова, который сейчас работает над сериальной адаптацией The Last of Us, показывает, что самым талантливым всё-таки дают возможности. Проблема в том, что большинство пунктов в списке Variety – это авансы от критиков, никак не касающиеся зрителей и реальной узнаваемости. Действительно мощные шансы сейчас только у Светланы Ходченковой и Юлии Снигирь.
На самом деле в западном кино никого не ждут, но зарубежные Антоны Долины всё же следят за перспективными проектами. И фестивальные звёзды для них гораздо интереснее, чем Петров с Козловским, которым гораздо выгоднее и логичнее никуда не уезжать и говорить в интервью: «Да, хотелось бы, но пока не получается». А на большую роль никто не позовёт просто так. Зато будет очень занятно наблюдать, кто из списка Variety действительно выстрелит, ведь о половине из них мало знают даже в самой России.