Юра выпустил похороны легенды.
В корне всех интервью лежит один и тот же принцип: журналист задаёт вопросы, а гость на них отвечает. При этом жанр всё равно остаётся мегаразнообразным. Иногда он похож на кухонную беседу двух друзей, иногда на лекцию мастера в формате Q&A, а есть и то, что мы все любим – зрелищное противостояние с кучей словесных взрывов и выстрелов, где обязательно есть победитель и проигравший.
Когда стало известно, что новый герой «вДудя» – Александр Гордон, то виделся именно последний сценарий. Можно было легко представить, что легендарный циник из злого телика 90-х и нулевых легко размотает беззащитного Юрца, как это делали Доренко, Невзоров или Киселёв. По всем ожиданиям это должен быть сложный и хитрый гость. Но вместо битвы стратегий мы увидели, как подготовленный Дудь избивает унылого и опустившегося Гордона. Какая же грустная смерть!
В первые минуты казалось, что Гордон ещё в форме
Чем вообще известен Александр Гордон? В старых медиа он был наглым антигероем-интеллектуалом, который не стеснялся говорить правду в лицо. Он забивал священных коров, вроде Балабанова, в «Закрытом показе», был вестником пессимизма в «Хмуром утре», устраивал публичные казни в «Гордон-Кихоте» и снимал нарочито усложнённое шоу «Ночной эфир», которое смотрели только психи. Звучит очень опасно, не так ли?

Первые блоки вью поддерживают эту иллюзию. Гордон спокойно, с полуприкрытыми глазами, отбивает претензии Дудя. Особенно чётко это видно на диалоге про кино – единственном моменте, который Юра не вывез вчистую.
Александр Гарриевич защитил и своё право не любить Балабанова, и по фактам казнил первый фильм Василия Сигарева, и даже уместно разбил наивную ассоциацию Дудя, связавшего чернушное кино с программой «Мужское/женское».
«Смотрите, я ведь никогда не осуждаю тему. Когда мы разбираем кино, мне тема и сюжет не важны. Когда я говорил про «Волчок», то говорил не о том, что такое не надо показывать. Мне он показался рыхлым, стёртым и дурно смонтированным».
Красиво и безапелляционно. Причём мы ещё в начале узнали, что Гордон дал Дудю домашнее задание – посмотреть «Хмурое утро», которое считает своей лучшей работой. Чувствуете? Как будто Александр захватил инициативу и сидит, обложившись готовыми ответами на что угодно. Прям похож на себя, того самого, который унижал Задорнова, Минаева и Comedy Club.
Но потом вдруг появляется тема о том, может ли Александр Гарриевич общаться грубо не только с гостями «Мужского/женского», но и с видными людьми – например, с Жириновским. Гордон, конечно, ответил, что уже отчитывал Владимира Вольфовича. А как – загадка. «Не хватало ещё, чтобы он на меня кинулся». На понятный язык это переводится как: «Ой, я не хочу проблем».
И Марата Башарова за избиение жены Александр осудить не готов, потому что «не знает обстоятельств». Все ответы про крики на бедных провинциалов в студии за минуту превратились в классическую отмазу «Это другое». Но впереди было ещё столько стыдного.
Момент со сравнением Черчесова и Путина – позор Гордона
Редко доводится видеть моменты, когда в целом мягкий Юрий Дудь бросает оппонента через бедро, а потом добивает прыжком с канатов. Но смехотворная ошибка Гордона подарила нам этот образ – этот самоубийца попёр со спортивной метафорой на экс-главреда мощнейшего спортивного издания страны. Скажем Александру искреннее спасибо, получился один из самых красивых бадибэгов в истории шоу «вДудь».

Как же это вышло? Какое-то время Дудь расспрашивал Гордона о заказном фильме про Жириновского, тот в ответ вывалил позицию космополита: «Если Навальный заплатит, сниму и про него». Будем считать, что здесь Александр Гарриевич отбился – всё-таки он и правда никому ничем не обязан. Но дальше произошёл дикий провал.

Когда Юра спросил, как же так вышло, что его гость критикует власть, но поддерживает Путина, Гордон решил сыграть на поле Дудя, сравнив президента со Станиславом Черчесовым. Мысль следующая: его превозносили за победы и были благодарны всей страной, а потом резко разлюбили после неудачи на Евро-2020, хотя виноваты на самом деле игроки, а Черчесов не изменился. И всё заканчивалось на приторно-философской фразе: «Страна большая, а народа нет». И вот что ответил на это Дудь:
«Если вам угодно сравнение с Черчесовым, то пожалуйста. За эти три года Черчесов изменился. Пережив вот этот колоссальный успех, который был, во многом, был случаен и нелогичен, его чувство собственного величия выросло ещё больше. Он и так был тренером с высокой самооценкой, но потом вообще улетел куда-то.
И стали появляться довольно мутные схемы по поводу того, попадёт игрок в сборную или нет. Это точно не принимает катастрофический характер, но возникали истории, что некоторым футболистом крайне желательно сотрудничать с тем агентом, который является близким другом Станислава Черчесова, чтобы всё было хорошо. И это очень интересное сравнение в контексте Владимира Путина».

Юра в этом эпизоде – просто орёл. Шикарно воспользовался опытом в спортивных медиа и на лету собрал метафору, которая убила тезис, предложенный Гордоном. Но на этом диалог не закончился. Гордон попытался отступить, но не выбросил футбольную аналогию. Он сказал, что имел в виду скорее то, что в стране нет системы подготовки молодёжи – то есть, проецируя на политику, правильных кадров. И вот второй контрпанч Дудя:
«Для начала нужно создать политическую систему, в которой есть возможность разным кандидатам идти на выборы – не только тем, кто поддерживает действующую власть. Чтобы была конкуренция и чтобы в этой конкурентной среде – в английском, испанском, итальянском футболе она есть – появлялись как раз люди, которые управляли всем.
Когда есть выборы на разных уровнях: в селе, в городе, в области, в стране. Это варево неотличимо от варева футбольной жизни. Талантливые футболисты появляются там, где всё устроено нормально или относительно нормально. Появляется свой Рэшфорд, свой Доннарумма, другие футболисты, которые свои сборные тянут в полуфиналы и финалы. Так же в политике происходит».

Сильный тейк, а ответ, как говорится, убил. «Я с вами не согласен, даже не буду объяснять почему». Гордона вдруг покинули его легендарная харизма и умение формулировать аргументы. Он понял, что вчистую проиграл этот кусок диалога Дудю, из-за чего просто слился. Вынос тела состоялся именно тут, на середине интервью.
Дудь добил Александра гениальными переходами
Это должно попасть в учебники. Гордон в этом диалоге и так выглядел уставшим пенсионером, которому больше нечего сказать в принципе. Когда Дудь спрашивал, откуда в передаче фейки – он отвечал, что он просто актёр, а не автор. И признал, что частенько выпивал на работе.

Но это не произвело бы такого впечатления, если бы Дудь не построил шикарные мостики от темы к теме. Например, перед тем, как перейти к фильму про Жириновского, Юра плавно подводил Гордона к вопросу отношения к проституции. Зачем? Чтобы в стиле того же Гордона, только раннего, сказать: «Кстати, раз уж мы говорим о проституции. Фильм про Жириновского». Просто вау!
То же самое с темой алкоголизма. Дудь сначала вытряс из Гордона побольше странных мнений, поговорил о падении планки качества, потере интереса к кино, скандалах на передачах и так далее. А потом уже начал раскрывать Александра, как мрачного алкоголика. Чтобы у всех, кто помнит сильного Гордона и великие старые шоу, в голове тоже происходило своеобразное превращение.
А сильнейшим мостом стала тема, которая заехала в этот выпуск из соседнего интервью – с Сергеем Орловым. В нём Дудь был возмущён сообществом мужчин, которые травят разведённых женщин с детьми. Когда Юра сообщил, что в том же доме, где снимается вью, находятся бывшая жена Александра с детьми, Гордон ещё не подозревал, в какую ловушку он попадёт.
Юра откопал отрывок из передачи Гордона, где Александр Гарриевич высказывает мнение, что нельзя жениться на разведёнке с ребёнком, потому что она уже испортила свою прошлую семью, а её ребёнок – чужое семя. Потом в студию заводят такую даму и Гордон весело говорит: «О, прицеп!»
Если у кого ещё оставалась вера в Александра после футбольных метафор, то здесь он просто растоптал её остатки. Сначала говорил, что этот текст писали другие люди, а потом и вовсе выдал обезоруживающе-кошмарую крылатую фразу: «Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет».
Концовка выпуска: Гордон признаёт поражение
Всё, что было дальше, похоже на признательные показания. Грустный и убитый Гордон сказал, что у него уже нет сил на творчество и пойти к Дудю он согласился, потому что находится в тупике. Мы увидели его настоящего – слабого, депрессивного и разочарованного во всём человека, который остаётся в телике по инерции и ради денег. Всё смелое оказалось невостребованным. Образ циничного декадента из прошлого умер и Гордон сам всё это признал.

«Те времена прошли. В эти я не вписался. Я, как Гордон, не вписался. Как исполнитель, сотрудник «Первого канала» чувствую себя нормально, если бы не эта нагрузка. Что прошло, то прошло. Что жалеть об этом?»
Такой диагноз поставил себе сам Гордон, и это лучше и точнее всех остальных итогов. Но то, что он ни о чём не жалеет, не верится ни на секунду. Всё это он говорил, глядя в пол и разминая потные ладони. А Дудь идеально показал его превращение и нынешнее запущенное состояние.

Выпуск с Гордоном – однозначно лучшее Юрино интервью в 2021 году. Например, с Чебатковым было интересно, но там очень многое делал сам спикер. А вот настоящего Александра Гарриевича показал именно Дудь, причём в самом ручном режиме – это совершенно его заслуга. Никогда раньше интервью с человеком такого масштаба личности и интеллекта не оставляло такое грустное, но в то же время законченное впечатление. То ли Дудь так вырос, то ли Гордон опустился.