Перейти к содержимому
Послушал ранние треки Егора Крида. Их хвалил даже Юрий Дудь, но так ли они хороши?

Послушал ранние треки Егора Крида. Их хвалил даже Юрий Дудь, но так ли они хороши?

Дзен Иван Ковальчук

Разбираемся в любовной лирике и дерзких диссах юного Егора.

В середине 2010-х Крид был максимально далек от звания трушного рэпера. Пока поклонники жанра следили за «Версусом» и слушали Оксимирона, Егор Булаткин тусил на Black Star, пел «Мою невесту» и рифмовал омлет с обедом в треке «Самая Самая».

Но в 2019 году все тот же Егор организовал грандиозный переворот. Правда, не рэп-игры, а собственной личности. Заслуженный попсарь ушел от Тимати, залетел на 17-й Независимый баттл и в первом же треке респектнул легендам российского хип-хопа: Бабангиде, Стиму, Noize MC и Дяде Жене.

Егор Крид в клипе "Любовь в сети"

Получается, за маской сопливого романтика и кумира пубертатных дам все это время скрывался ярый фанат русского рэпа, угодивший в лапы коммерчески настроенного лейбла. «Но что было до Black Star?» – подумал я и включил ранние треки Крида. 

«Любовь в сети» – социальный хип-хоп от агрессивного Крида

Егора оформили на лейбл в апреле 2012 года. До этого Булаткин носил псевдоним KReeD, показывал треки своей маме и выкладывал низкобюджетные клипы на ютуб. В начале 2010-х его главным хитом была в меру агрессивная «Любовь в сети». Шестнадцатилетнего Егора взволновала неискренность современной молодежи. 

«Я не понимал, как люди, не зная друг друга, либо зная пять минут, могут написать: «Я тебя люблю». И поставить статус «Женат/замужем»… Я не понимал, почему слово «люблю» настолько обесценилось в мире интернета». 

Получился нетипичный для современного Крида текстовый рэпчик с матерными вставками и социальным месседжем. Егор критиковал само понятие любви (уж слишком разрушительны ее последствия) и наставлял на истинный путь несведущих ровесников. Под раздачу попали сетевые романтики и девушки, которые западают на парней постарше. Первые дарят любимым подарки из «ВКонтакте», а не букеты цветов. Вторые, по мнению Егора, и вовсе предали свои жизненные принципы.

Егор Крид в клипе "Любовь в сети"

«В любовь не играй с теми, кто тебя старше

Ты для них открываешь сердце настижь.

В любовь не играй с теми, кто тебя старше

Будет больно. очень больно, расставшись».

Строчки из трека «Любовь с теми, кто старше»

Егор дерзил, обращался к аудитории на «ты» и высказывался на волнующую его тему. За что и заслужил респект от Юрия Дудя. Интервьюер признал: в раннем творчестве Крида гораздо больше души.

Егор Крид и Юрий Дудь

«В ней [в «Любви в сети»] души и жизни настоящей гораздо больше, чем во всей той пластмассе, которую ты сочинил на Black Star. Понятно, что там клип на три копейки. Понятно, что там нет зубной пасты. Но там есть чувак, который поднимает важную в тот момент проблему».

После таких комплиментов можно подумать, что несовершеннолетний Крид был бесстрашным обличителем поколенческих пороков. Но нет: «Любовь в сети» – скорее исключение из правил.

«Вернись, прости», «Про нее» и любовная лирика

Базовую версию Крида характеризует показательный факт: в 2011-м Егор записал кавер на древний трек Тимати «Не сходи с ума» и во многом из-за этого попал на Black Star. Правда в том, что Булаткин с самого начала ориентировался на женскую аудиторию. Рандомная жертва пубертата наверняка заплачет, услышав как смазливый рэпер выстраивает размытый, но притягательный образ femme fatale в треке «Про нее». Да еще и делает это под гитарку.

«Она не подчинялась правилам, только своим, 

Искала что то светлое сквозь серость настенных картин.

И этот мир её глаза видели в светлых тонах. 

Любила дождь, туман, улыбку с каплей на глазах».

Ясно одно: Булаткин, может, и следил за онлайн-баттлами, но едва ли вдохновлялся текстами сурового Дяди Жени или едкого Бабангиды. Представить, что Егор прослушал «Мой хип-хоп» и побежал сочинять «Про нее» практически невозможно.

Оксимирона критикуют за эгоцентричность. Юный Крид, наоборот, зациклен на любовной лирике: причем во всех ее версиях. В попсовой «Нарисуй крылья нашей любви» он воспевает гармоничные отношения, в «Расстояниях» рассказывает о любви (внезапно!) на расстоянии, а в рэповом «Дневнике жизни» анализирует кризис в совместном быте некогда влюбленных людей.

Есть у Егора и «Вернись, прости» – фит с неким Тимуром Спб. Это все еще пацанский рэпчик: пусть и в самом сопливом виде. Метафоры а-ля «Вязаный мир», «Любовная тропинка от парка до подъезда» и «Жизнь – экзамен» прилагаются. Впоследствии Крид избавится от художественных оборотов и выпустит «Самую Самую» – квинтэссенцию своей романтической лирики. Но в хитовой поп-обертке.

«Пошла ты…» и злой рэп

Пожалуй, ближе всего к творчеству если не Бабангиды, то хотя бы Noize MC, подобралась драйвовая «Пошла ты…» Это жестокий рэп-дисс с элементами ганбарса. Но есть проблема: Егор прожаривал не соперника по раунду, а свою экс-возлюбленную. В 2021-м он сделает это еще раз, но уже с тиктокершей Валей Карнавал. Та, видите ли, прячет реальную себя за маской.

«И если мама спросит у тебя, из-за чего ты плачешь,

Не надо говорить, что тебя бросил мальчик.

Я просто покажу вам обеим средний пальчик,

И скажу тебе пошла ты *****, дорогая!»

Егор Крид и Тимати

«Пошла ты…» запоминается на фоне однотипной лирики, но не меняет общую картину. Крид посвятил отношениям с девушками большую часть своей «доблэкстаровской» карьеры. Но он был рэпером: хоть и подъездно-дворовым. Коммерсы из Black Star не ломали баттловую сущность Крида. Они лишь монетизировали уже знакомые Егору темы. И для этого альфа-самцу пришлось сменить неблагодарный хип-хоп на денежную попсу. Но, глядя на медийные могилки других дворовых рэперков, кажется, что Тимати и Пашу не ошиблись.

Мало?

Тогда подписывайтесь на телеграм-канал автора. Там – куча историй о российском телевидении.

Поделиться

Аватар Иван Ковальчук

Иван Ковальчук

Редактор отдела «Медиа»

Окончил оренбургский журфак, чтобы писать о поп-культуре, вести телеграм-канал «Культовые русские сериалы» и смотреть ютуб не вместо работы, а из-за нее.