Как правильно говорить – «Макдоналдс» или «Макдональдс»? Необычные истории и факты о сети фастфуда в России
Разбираем юридические документы.
Сеть ресторанов «Макдоналдс» работает в России больше 30 лет. За это время компания открыла свои точки в десятках крупных городах, накормила миллионы человек и запустила несколько эксклюзивных для нашего рынка блюд.
Оказывается, «Макдак» был готов выйти на русский рынок еще раньше — в 1970-х годах.

Блогер @imgoingforawalk порылся в юридических документах и нашел доказательства того факта, что «Макдоналдс» готовился появиться в России еще 40 лет назад. В 1977 году американское предприятие быстрого питания зарегистрировало на территории Советского Союза первый товарный знак — слово Mcdonald’s.
Что? Да! Первый ресторан Макдоналдс в Москве открылся только в 1990 году, но товарные знаки бренда охраняются у нас аж с 1970-х.
— мистер отличный парень (@imgoingforawalk) September 12, 2021
Вероятно, так компания стремилась удержать советский рынок от появления контрафактной версии Макдака до своего прибытия в Россию. pic.twitter.com/cYHCdHktJG
В течение следующих нескольких лет юристы «Макдоналдс» закрепили за корпорацией еще несколько товарных знаков. Например, знаменитый БигМак или квотер паундер (Роял Чизбургер). Видимо, тогда боссы «Мака» еще не знали, как будет именоваться пища в стране советов, поэтому регистрировали все подряд.
В 1978 году в стране, где ресторанов Макдоналдс не увидят ещё 12 лет, были поданы на регистрацию более 20 товарных знаков Макдака. Правовую охрану в СССР получили имя и образ Роналда Макдоналда, здание ресторана и названия нескольких блюд: Филе-О-Фиш, Квотер Паундер и Эг Мэкмафин pic.twitter.com/qQiudANDZk
— мистер отличный парень (@imgoingforawalk) September 12, 2021
Разумеется, под регистрацию попал и клоун Роналд Макдональд, и его друзья:

Удивительно, но на территории России был зарегистрирован торговый знак McPizza, хотя советские и российские граждане так и не оценили это блюдо. Напомним, что раньше в «Маке» можно было заказать пиццу, потом от этой идет отказались (это оказалось дорого и долго). Мы рассказывали об этом здесь.
Малоизвестный, но юридически знаменательный — товарный знак McPIZZA.
— мистер отличный парень (@imgoingforawalk) September 12, 2021
В мае 1989 Макдоналдс также подаёт заявку на регистрацию товарного знака McPIZZA. Этому знаку суждено получить регистрацию уже в 1990 году — в новом десятилетии и в новой эпохе общепита в России. pic.twitter.com/0gJoOspp4l
До появления сети в России еще оставалось несколько лет, но юристы работали. Все это делалось для того, чтобы пресечь распространение фейковых «Макдаков» на территории страны. Получилось не очень удачно — различных клонов и подражателей ловят до сих пор.
«С открытием ресторана в России „Макдоналдс” торжественно подает заявку на регистрацию товарного знака с изображением Собора Василия Блаженного», — пишет автор. Представьте, что сейчас американский фастфуд создает логотип с изображением христианского храма. Не можете? Мы тоже не можем.

С 90-х «Макдак» начинает смелее использовать кириллицу

Мне всегда было интересно, как правильно произносить название ресторана на русском языке — «Макдоналдс» или «Макдональдс»? Оказывается, можно и так, и так! «В 2010 “Макдоналдс“ смиряется с тем, что большинство россиян настаивает на наличии мягкого знака в названии бренда», — пишет блогер. При этом на сайте и в официальных документах название употребляется без мягкого знака.

Сеть ресторанов перенесла в Россию все свои слоганы, но по-настоящему прижился только один — «Вот что я люблю». Панч «Что я ем и как живу» был настолько уродским, что от него полностью отказались в 2005 году.

В конце лета стало известно, что «Макдоналдс» зарегистрировал в нашей стране торговую марку «Макдак». Вот пруф:
