
Гарик Мартиросян умер как комик. Его интервью Шихман поставило точку, но процесс начался давно
Всего лишь писатель, как Оксимирон.
Похоже, Ирина Шихман взяла главное интервью в истории современной российской комедии. Пока все бегали вокруг комиков, зачем-то называли стендап «новым рэпом» и спрашивали что-то про сетапы с панчлайнами, выпуск «А поговорить?» с Гариком Мартиросяном провёл разделительную линию между комиками и функционерами, которые плевать хотели на движуху и солидарность.
Сначала Гарик предположил, что сроки за шутки – это нормально, потом с выпученными глазами доказывал, что не может быть никакой с солидарности с «шизофрениками, маньяками, наркоманами, тварями и мерзавцами». Это он, если что, о комиках. А сам Мартиросян – не комик. «Я самоустраняюсь. Я – детский писатель».

Тех же, кто считает себя комиками и даже частью сообщества, слова Гарика разозлили и как будто объединили. Вы без труда найдёте огромное количество едких твитов – в основном, от тех, кто не имеет никаких отношений с ТНТ. Но если Мартиросян и прав в чём-то, то в том, что он действительно давно никакой комик. И сегодня мы проследим, как он перестал им быть.
Мартиросян сознательно перестал выступать на сцене «Камеди»
Да, когда-то в середине нулевых, Гарик был одной из главных звёзд «Камеди Клаба». Он участвовал в бодрых на то время миниатюрах, делал пародии и в целом воспринимался как одно из главных лиц проекта. Но время прошло, и Гарик как-то быстро превратился в солидного и сытого Гарика Юрьевича – сценариста, художественного руководителя, продюсера, но никак не активного комика.

Превращение началось в 2008 году, когда появился «Прожекторперисхилтон». Гораздо более размеренная программа, чем всё ещё хулиганский «Камеди Клаб». Образ мистера Гарика, сидящего в кресле в деловых очках и солидном костюме, просто стал важнее и тяжелее, чем образ комика. Поэтому с 2010 года Мартиросян переквалифицировался в ведущие – это не считая его закадровой работы.
Когда же он полностью перестал выступать в «Камеди», это было полностью осознанное решение. Дудю Гарик говорил, что ему больше нечего сказать зрителю «Камеди Клаб» в плане юмора, поэтому Мартиросян решил не позориться и плавно перейти к работе в офисе, а не на сцене.

Конкретно в этом решении нет ничего плохого. Мартиросян честно и здраво оценил свои комедийные способности, желание выступать и восприятие зрителей. Гарик и так был старше многих резидентов Comedy, поэтому с каждым годом всё больше напоминал комика-пенсионера. То, что Мартиросян сам отрезал себя от сцены – явный признак того, что он уже потерял запал. Но Гарик не ушёл из мира юмора.
Гарик – самый душный судья комедийных проектов
Просто задумайтесь об этом. Мартиросян, сознательно завязавший с собственным комедийным творчеством, годами оценивал чужое творчество: в «Камеди Баттле», в работе с авторами «Камеди Клаба», и даже сейчас, в передаче «Игра» на ТНТ. Он – профессиональный оценщик комедии, который знает, как её продавать.

Но в этом своём качестве Мартиросян ещё сильнее отдалился от мира комиков. Потому что ему нужно было говорить им «Нет», выступать проводником телевизионной цензуры. Потому что он превратился в начальника, при этом отказавшись от собственного творчества.

К чему это привело, вы могли увидеть в премьерном выпуске той же «Игры». Мартиросян там душно и долго (намного дольше остальных членов жюри) разбирает выступления команд, выдавая конструкции в стиле: «Я буду щепетильнее относиться к вашей команде, потому что вы – профессионалы». А что, остальные – нет?

Мартиросян – новый Юлий Соломонович Гусман в новой интерпретации КВН от ТНТ. Через пару лет никто не будет понимать, почему он вообще кого-то судит. Хотя и теперь, после интервью Шихман, появились вопросы. Так или иначе, Гарик Юрьевич во всех комедийных проектах смотрелся самым скучным и официальным членом жюри, который толкает унылые речи с постным лицом. Сможете узнать в нём бывшего топа комедии? Очень вряд ли.
Мартиросян осудил юмор раннего «Камеди»
Один из самых показательных моментов в интервью Дудя с Гариком. Юрец вспомнил классический, пусть и очень дурацкий, номер с фразой «А Нальчик?» Мартиросян сначала удивился, что такое вообще было, а потом просто отказался от этой шутки, сказав, что так делать было нельзя.
Понимаете, Мартиросян настолько засиделся в директорском кресле, что просто забыл, каким он был и что делал. Теперь он только осуждает. А ведь именно за этот юмор, моментами пошлый и глупый, ранний «Камеди» любили и смотрели вместо «Ашлага», «Кривого зеркала» и КВН.
Этот кусок диалога – явный признак того, что внутренний комик Гарика не просто умер, а уже разложился и стёрся из памяти. И вообще выпуск Дудя с Мартиросяном оказался невероятно унылым и формальным. Если запикать все имена и названия, связанные с комедией, то может показаться, что они говорят о биржевых ставках или дискретной математике. Невообразимо скучный гость, единственный шок-контент от которого – сам факт, что человек занимается комедией.
«Что было дальше?» и «Прожарка» с Мартиросяном – настоящий позор
Ладно ещё «Прожарка», хотя и она была довольно травоядной. Но вот «ЧБД» с Мартиросяном – легендарно плохой выпуск по стандартам этой программы. Во всех остальных случаях комики во главе с Сабуровым и Щербаковым оправдываются за то, что шутят слишком жёстко и прямо, а здесь они превратились в беззубых мямлей.
Нурлан, конечно, потом рассказывал Дудю, что так сложилось, у всех бывают неудачные выступления. Но выглядел тот выпуск очень стыдно. Пятеро чуваков, которые доводят звёзд до истерики, испугались своего начальника и сделали чуть ли не комплиментарный эпизод.
Аргумент «Мы просто очень уважаем Гарика» не катит. С другими звёздами комедийной старины такой атмосферы не было. Возможно, комики просто что-то знают, но нам не говорят. Например, что Мартиросян – душный и обидчивый чувак, который не умеет смеяться над собой. И в этом случае их уже можно понять.

Ужасает сам факт, что к Мартиросяну относятся не как к старшему коллеге, а как к начальственной персоне, для которой не грех и за водичкой сбегать, и пыль с пиджака сдуть. Должен ли такой человек вообще появляться в комедийных шоу? Пусть сидит за кадром и разбирается с бумажками. Комикам тогда не придётся позориться, а нам на этом смотреть. Но нет, ушедший со сцены «Камеди» Гарик продолжил карьеру успешного гостя и даже давал стендап-концерты.
Стендап Мартиросяна невозможно смотреть
И крайне тяжело найти в сети. В отличие от молодых стендаперов, выкладывающих своё творчество в открытый доступ, Гарик Юрьевич как будто стесняется. Но время от времени всплывают куски с выступлений Мартиросяна – и боже, как же они прекрасны.
Серьёзно, это самый ворчливый бумерский стендап, который вы когда-либо видели. Гарик казнит русский рэп за то, что рэп на самом деле исконно американский. Панчи там соответствующие: «Я – не работник Invitro. У меня к калу претензий нет».

Но эй, что вы хотите от человека, для которого самый актуальный рэпер – Баста? Гарик не слышал ни про Идрака, ни про Квашонкина. Понятно, что Мартиросян работает на аудиторию своего возраста, но по сравнению с условным Михаилом Шацем (который старше) комедия Мартиросяна не выдерживает никакой критики. Так может лучше завязать полностью, а не для виду?
Спич про комиков – последняя капля
Теперь Мартиросян прочно и чётко отрезал себя от коммьюнити. Заявив о том, что никакой солидарности нет, он потерял последние респекты от деятелей современной комедии. На всё, что он говорил и делал до этого, можно было закрыть глаза. Ну да, был такой комик. Устал, постарел, это бывает. Фраза «Плевать я хотел на всех комиков!» перечёркивает всё.

С момента выхода интервью получается, что Гарик Мартиросян сидит в жюри шоу «Игра», чтобы оценивать в том числе шизофреников, маньяков, наркоматов и отвратительных типов. Те, кто как-то зависит от эфиров на ТНТ, конечно, будут выражаться более мягко – но можно не сомневаться, что речь Мартиросяна оскорбила и их тоже.

Но хуже того, что Гарик такого невысокого мнения о собственном сообществе, только то, что он сказал Ирине Шихман в конце. «Всё, что мы сегодня говорили, было в разрезе юмора» и «Комиков я поддерживаю всех». Как будто всех предыдущих слов не было и можно просто отступить.

Похоже, последние ремарки добавил внутренний функционер Мартиросяна, который уже начал подсчитывать нанесенный ущерб. Но всё не так плохо. Гарик Юрьевич высказал самое главное: он больше не хочет, чтобы его считали комиком. Лучшее, что можно сделать – услышать его просьбу. Перестать звать в жюри современных проектов и перестать ассоциировать с юмором в принципе. Человек, который так относится к тем, кто двигает современную комедию, в ней просто лишний.