Перейти к содержимому
Игры во «ВКонтакте» были ужасными, но люди тратили время и деньги. Вспоминаем «Счастливого фермера», «Тюрягу» и другие хиты

Игры во «ВКонтакте» были ужасными, но люди тратили время и деньги. Вспоминаем «Счастливого фермера», «Тюрягу» и другие хиты

Дзен
Виталий Халюков

Сейчас в них играют только в геймерском аду.

Не все помнят, но ранний период «ВКонтакте» был расцветом настоящего безумия и безвкусицы. То было время загаженной стены, платных голосов, VIP-статусов и, конечно, совершенно чудовищных flash-игр, на которые люди сливали реальные деньги. Сейчас об этом сложно даже подумать, ведь у руля на старте был Павел Дуров, выстраивавший образ пророка и IT-мессии. Но весь этот трэш и правда существовал.

Сегодня сконцентрируемся именно на играх. Как на тех, что стали хитами при Дурове, так и на их наследниках. Нужно же понять, почему люди тратили реальное бабло и кучу времени на виртуальную картоху, когда им давно были доступны относительно быстрый интернет и нормальный гейминг. В меню только часть помойных хитов – все не поместятся ни в один текст.

Счастливый фермер

В памяти многих игра называется «Весёлая ферма», но это ошибка – так назывался хит студии Alawar, а это совсем другие разработчики. «Счастливый фермер» был русским клоном китайской фермы. Он появился в 2009 году и внезапно стал самым популярным приложением «ВКонтакте» на несколько лет.

Работало всё очень просто: вы получали ферму и регулярно заходили туда, чтобы выполнить разные дэйлики – собрать урожай, полить помидоры, убрать сорняки и, возможно, помочь кому-то из соседей. И чем больше у вас грядок, тем больше внимания они требуют. Плюс постепенно вы открываете новую функциональность.

С расстояния кажется, что в идее иметь свой виртуальный сад с цветами и баклажанами нет ничего плохого – просто медитативное занятие. Но ни одна вконтачная flash-игра не породила столько ненависти, как чёртов «Счастливый фермер».

Многие воспринимали это фермерство слишком серьёзно. Например, писали в личку с настойчивой просьбой помочь справиться с сорняками, а из-за подкинутых фермером-токсиком вредителей мог начаться конфликт и в реальной жизни. Особенно если пострадавший заносил донаты, чтобы как можно скорее прокачать ферму. Хочется всё и сразу? Плати деньги. 

«Фермер» был мегагромким хитом, но окончательно сдох уже осенью 2011 года. За полгода до этого перестал обновляться и китайский оригинал. Видимо, из своих идей у разработчиков была только кринжовая рекламная интеграция, дававшая возможность построить на ферме завод по производству чипсов Lay’s.

Но даже после смерти «Счастливого фермера» у него осталось много хитов с похожей функциональностью. Большая часть, конечно, переместилась в «Одноклассники», но условная «Зомби ферма» тянула деньги из школьников и стариков аж до 2018 года. А потом все опомнились и пошли играть в настоящие игры. Например, в Stardew Valley.

Вормикс

Знаете, что такое конфликт поколений? Представьте, что несколько тридцатилетних геймеров ностальгируют по временам, когда они выносили половину карты бомбой-бананом в легендарной серии Worms. А молчавший до этого двадцатилетний вдруг говорит: «В смысле, «Вормикс», да?» Так начинается поножовщина и отказываются от младших братьев.

Но да, вконтачный «Вормикс» – всего лишь позорная калька старенькой Worms: Armageddon. Смысл не изменился, но, в отличие от оригинальной игры, здесь всё интересное оружие и скины открывалось со временем или покупалось за донат.

Бесстыдное паразитирование на игре, которой на момент выхода «Вормикса» уже было больше десяти лет. И разработчики ещё имел наглость раздавать вью с рассуждениями об оригинальности.

Тут один важный момент. Я помню «Вормикс» именно подробным клоном, но игре достаточно быстро пришлось изменить визуал. Вместо украденных у Team 17 червячков персонажи превратились в каких-то забракованных «Смешариков». Точнее, червяк остался, но только в виде дефолтного скина. Видимо, всё-таки был интересный разговор с правообладателем.

И окей, хоть механика осталась более-менее та же, они всё же попытались сделать относительно оригинальную эстетику. Остаётся один вопрос: при чём теперь отсылка к червякам в названии, если воюют больше не червяки? 

Уличные гонки

Удивительный случай: игра не должна была попасть в этот список, но культовой её сделал мем «Давно тебя не было в «Уличных гонках!» Заходи!» Так выглядела напоминалка от приложения.

Что это такое? Унылая статичная игра для любителей колхозного тюнинга и душнильских бесед о тачках. Самих гонок там не было, зато был гараж, где можно покупать всякие мелкие улучшения за монетки. Что-то вроде бонусов в стиле «+ 3% к атаке по камням в ночное время суток» из MMO RPG, но проще.

По сути, это та же ферма, но для тех, кого возбуждают исключительно автомобили. Просто вдумайтесь: у этих же людей есть условная серия Need For Speed или какой-нибудь Test Drive, где полно возможностей, но им тупо хотелось больше тачек. Вот вам и «Уличные гонки». Больше сказать о них совершенно нечего, кроме того, что сообщество оказалось живучим, а игра в изменённом виде поддерживается до сих пор. Ужас.

Спросил, Увидел, Полюбил!

Tinder своего времени, который по иронии был особенно популярен среди школьников, несмотря на возрастной ценз. Обходили его крайне просто – меняя дату рождения в профиле. К моменту, когда приложение стало популярным, лично я уже давно не интересовался, что там происходит с играми во «ВКонтакте». Но задав пару вопросов тем, кто помладше, получил несколько прохладных историй о подкатах взрослых дядь к школьницам. К счастью, ни у одной из них не было финала.

Вот вам и одно из слабейших мест защиты «ВКонтакте», ага. Правда, появление такого приложения было абсолютно неизбежным. Если соцсеть предполагает возможности тюнинга в виде приложений, то какая-нибудь штука для знакомства появляется практически сразу. А тут был ещё и игровой элемент.

Естественно, с появлением отдельных настоящих приложений, в «Спросил, Увидел, Полюбил!» и его клонах отпала всякая надобность. Теперь у всех, кому это интересно, есть Tinder, Badoo и прочие аналоги. Но говорят, что некоторые реально проводили в таких социальных играх больше времени, чем в любом «Счастливом фермере».

Тюряга

Настолько же легендарная, насколько и отвратительная игра. Любовь российской публики к криминальной эстетике – отдельная грустная тема, о которой нужно писать книги, научные исследования и снимать документалки. Что может быть абсурднее, чем школьцы, проходящие виртуальный путь от салаги до камерного авторитета?

И да, в своей основе «Тюряга» – та же «Ферма» или «Ёлочка», только тюнингуете вы сидящего на нарах зэка, выполняя задания и добавляя ему побольше тюремных наколок. А функция приглашения друзей в игру звучала так: «Заложи корешей и мотайте срок вместе». Кому-то это кажется смешным или остроумным?

Кстати, некоторые олдовые скриншоты из этой игры сегодня даже нельзя постить. И всё потому, что движение АУЕ признано экстремистским. Справедливо. Но контроль за этой эстетикой как будто запоздал. 

Все эти «крайний, а не последний», «вечер в хату», набор загадок и прочий словесный мусор распространился уже слишком сильно. И «Тюряга», хоть ни к чему и не призывала, была одним из очагов. Особенно это актуально для глухой провинции, где самые отбитые с детства учили правила на крайне вероятный случай, что они окажутся за решёткой. Нет никаких сомнений, что это самая ужасная из хитовых игр «ВКонтакте» за всю историю этого явления.

Красная кнопка

А вот наконец-то совершенно другой жанр. Условно его можно назвать «игры-приколы». В ранних версиях «ВКонтакте» были распространены ещё и всякие специальные приложения, например, популярный в одно время Comedy Lab – по сути, инструмент для создания лёгких монтажных эффектов видео и фотографий. Скриншот ниже. Конечно, это полный позор и уровень «Одноклассников».

«Красная кнопка» тоже устраивала полный хохотач, но в этом всё же была какая-то минимальная доля остроумия. Перед вами были кнопка и надпись «Не нажимать». После каждого нажатия что-то происходило. Например, приложение начинало на вас ругаться или пыталось спрятать кнопку среди других, поменять цвет. А главная интрига заключалась в том, что было в конце.

А в конце, собственно, ничего. Насколько я помню, там был троллфейс или какое-то сообщение о том, что всё не это было бессмысленно. Вариации на рикроллинг, вполне в духе нулевых. Безобидная одноразовая акция.

Крадущаяся панда, затаившийся лось

Вообще во «ВКонтакте» было достаточно много файтингов. Конкретно этот стал популярен, скорее всего, из-за милой мультяшной графики и крайне простого интерфейса. Прожил он не слишком долго, но пару месяцев был железобетонным хитом.

Несмотря на всю простоту, в «Панде» можно было выстраивать какой-никакой билд. Вы либо раскачивались в единовременный урон, либо в кровотечение, либо в контратаку в случае уворота. Выглядело всё, правда, достаточно однообразно и скучновато.

Игра могла бы прожить дольше, если бы не нуднейшая механика с энергией. Когда она у вас заканчивалась, то вы не могли продолжать бои, пока не восстановится. Альтернативный путь – покупка дополнительной энергии за внутриигровую валюту. И это слишком прямолинейный способ общения с игроком. 

В том же «Счастливом фермере» вас всё-таки заставляли думать, что все решения – продукт вашей собственной воли. Вот я прополол грядки, продал урожай, полил огурцы – больше тут пока что делать нечего, пойду займусь чем-то другим. А «Крадущаяся панда» не предлагала дэйлики, а навязывала душный лимит. Конечно, такие вещи умирают быстро.

Легенда: Наследие драконов

Или как мы называем это сейчас – Raid: Shadow Legends. На самом деле у «Легенды» больше общего с «Пандой», ведь это тот же самый файтинг с постепенной прокачкой персонажа. Но безвкуснейшая фэнтези-эстетика с кучей блестяшек и уже реально большое количество мелких возможностей двигают эту игру ближе к современным мобильным донатным доилкам.

Не знаю, кто планировался в качестве основной аудитории, но особенно часто в неё играли школьники и студенты, чьи старые компы с медленным интернетом не тянули их любимые MMO RPG – Lineage и World of Warcraft. В компьютерный клуб каждый день не походишь, а тут тебе эстетически похожий, хоть и куцый тайтл прямо в браузере.

Сейчас полно мобильных игр, работающих по такой же системе. И на их фоне «Легенда» выглядит откровенно уродливым артефактом из прошлого. Но это был один из тех случаев, когда разработчики реально пытались добавить максимум фич, чтобы замаскировать нудянку, а не устраивали очередную ревизию фермы. 

Вы будете в шоке, но у «Легенды» дела идут хорошо до сих пор. Правда, уже не во «ВКонтакте», а на отдельной платформе. Люди записывают по ней стримы, устраивают сходки, делают обзоры обновлений и вообще усиленно живут прошлым. Но говорит это не о качестве игры, а скорее о массовых проблемах с психическим здоровьем. Неужели у этих людей до сих пор не появилось вменяемой альтернативы?

Контра Сити

На этом месте ещё неплохо бы смотрелся «Копатель Онлайн», вырастивший немало нестабильных зумеров. Но погружение в этот мир дешёвого клона Minecraft чревато последствиями. Тем более, что то же явление неплохо представляет «Контра Сити».

Это жутчайший сплав шакальной графики и механик из Team Fortress 2, когда-то бывшим такой же легендой для младшего поколения, как сейчас какой-нибудь Roblox. В эпоху летсплеев орды школьников записывали на пердящий микрофон именно «Контру Сити».

Конечно, это полнейший трэш и парад уродливых моделек, но её успех как будто знаменовал то, что приложения во «ВКонтакте» окончательно распрощались с эпохой ферм и упрощённых мини-игр типа «Красной кнопки». Сложно судить, хорошо это или плохо. Пытаться серьёзно анализировать откровенно детский шутер – это как будучи шестидесятилетним стариком жаловаться на TikTok. 

Нужно просто принять, что игры из «ВКонтакте» всегда были не про качество, а про яркость, доступность и недалёких пользователей с заниженной планкой. Это абсолютно отдельная фантастическая вселенная, где живут только дети и старики – всех остальных приносят в жертву. Но есть в ней что-то ностальгически наивное, напоминающее о стене, платных голосах и VIP-статусах.

Поделиться

Аватар Виталий Халюков

Виталий Халюков

Автор

Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.