
«Убойная лига» была лучше, чем Comedy Club, но её забыли. Чем это шоу круче Харламова и Мартиросяна?
Забытый этап русского юмора.
Русский юмор сейчас находится на той стадии развития, когда мы часто сравниваем стендаперское настоящее с камедиклабовским прошлым. Но переход от одного к другому случился не сразу. На самом деле многие упускают из виду ещё одно шоу от ТНТ, давшее серьёзный толчок для развития комедии и открывшее массу новых имён. Речь об «Убойной лиге».

Проект появился спустя два года после создания телевизионного Comedy Club. Он же стал альтернативой для тех, кто устал от сценического официоза, которым заболел флагманский формат ТНТ. «Убойная лига» была следующим шагом к чему-то новому, пусть и привлекала меньшее количество зрителей. Так почему же «Убойка» лучше, чем Comedy?
«Убойная лига» давала шанс ноунеймам
Состав Comedy Club по большей части собирали из бывших звёзд КВН и их друзей. Проект взорвал так сильно, что его участники, некогда голодающие комики, быстро превратились в гламурных селеб. Попасть в Comedy – несбыточная мечта многих, кто занимался юмором в середине нулевых. Но сформированный сквад редко пополнялся новыми личностями. А когда это происходило, критерии оказывались максимально неочевидными. Незлобин, говорите. А почему он?

Младшие проекты ТНТ, «Смех без правил» и сама «Убойная лига», дарили шанс юмористам из провинции и создавали более лояльные условия, чем пафосная сцена Comedy. Там засветились Руслан Белый, Лёня Махно, Кос, Илья Соболев, дуэт «Быдло», Костя Пушкин и ещё много смешных (и не очень смешных) людей. Шутки разнились по качеству, но ощущение свежести оставалось.

Эта лёгкость распространялась и на зрительское восприятие. Человек приходил в проект, говорил с Волей и готовился шутить достаточно смешно, чтобы не оказаться на матах. «Ну, давай посмотрим, хорош ты или нет», – таков был общий вайб. Но если бы тот же юморист вдруг появился в Comedy, о нём подумали бы: «Кто ты такой и что ты делаешь на главной комедийной сцене страны? Где Галыгин с Харламовым?»
Шоу собирало лучшее из «Смеха без правил»
Часть экспириенса «Смеха без правил» – наблюдение за тем, как несмешные люди задорно и заслуженно летят на маты. Но в поисках топовых шуток вы могли попасть и на пару разочаровывающих выпусков. Например, на те, где хорошо, по мнению судей, выступали унылые Лангепас, Рустам Блютуз и Искандер Македонский. В финале было лучше, но от проекта периодически пахло помоечкой.

В «Убойку» же попадали только финалисты «Смеха без правил», а это проверенные комики с большим кредитом доверия и запасом сценического времени. За хорошие шутки они накапливали банк, который в конце забирал один участник. Один выпуск – один приз. Отличный менеджмент интриги для телика нулевых.

Концепция работала гораздо лучше, чем в «Смехе без правил». Там победителям обещали выступления в Comedy Club. Помните, как Денис Косяков, взявший первый сезон «Смеха», стал топовым резидентом проекта? Мы тоже не помним. В итоге «Смех без правил» превратился в отборочный турнир перед «Убойной лигой», где уже были все сливки.
«Убойка» показывала разный юмор
Многие участники ориентировались на КВН и Comedy Club, то есть показывали миниатюры, но жанровая палитра «Убойной лиги» была намного шире. Там находилось место монологам, экспериментам с киноотсылками, чуваку в костюме медведя и даже абсурду с кривляниями.
Был и ставропольский дуэт «Партизаны» со странным стильком, построенным на мимике и отборной бредятине. В местном аналоге «Разминки» из КВН участников спрашивали про известные конфеты, на что один из парней с неповторимым лицом заявил: «Мишка на Севере – я с ним гуляю!» Шутку не подвезли, но идиотская подача разорвала зал.
Таких участников либо ненавидели за кривляния, либо безоговорочно любили. Но было понятно, что их юмор слишком абстрактный для Comedy и других подобных проектов. А в «Убойке» – пожалуйста, развлекайтесь и ищите свою аудиторию.
Карьера, правда, сложилась не у всех топов. Лёня Махно из дуэта «Компот» был не менее культовым персонажем, чем «Быдло», «Красивые» или Белый, но исчез с телика. А жаль, ведь это один из талантливейших комиков проекта. Но не будем о грустном. Лучше подробнее пройдёмся по жанрам.
Резиденты «Лиги» построили фундамент для стендапа
Речь о Руслане Белом. Его выходы были, пожалуй, наиболее близки к современным стандартам стендапа. Гораздо ближе, чем у Незлобина и Воли в том же Comedy. Пока условный Искандер Македонский читал ванлайны с одним рефреном, Белый выдавал связные монологи. Темы, конечно, банальные: например, как нужно и не нужно врать женщинам. Но это всё равно был шаг вперёд.

Потом Белый, как мы знаем, стал Русланом Викторовичем из шоу Stand-Up и совладельцем Stand-Up Store Moscow. Через него «Убойка» косвенно повлияла на весь русский стендап.
Был там и Костя Пушкин. Он начинал с монолога учителя седьмого Б, но пошёл с этим дальше, чем Игорь Христенко. А теперь тоже является стендапером.

По сравнению с Comedy «Убойная лига» была сильнее расположена к формату «один человек и микрофон». Антон Борисов и Дмитрий Романов ковали стендаперские скиллы именно там, а зрители ждали их монологи не меньше, чем надоевшие миниатюры. Переход к эпохе стендапа начался в «Убойке», а уже потом настоящий стендап завезли одиночные герои типа Коли Куликова и Кирилла Сиэтлова.
Проект предсказал тренд на импров-комедию
Видели шоу «Импровизация»? Павел Воля исполняет роль ведущего, а участники выжимают максимум юмора из предложенных обстоятельств. Мы наблюдали за похожим проектом ещё в конце нулевых, ведь одна из основ «Убойной лиги» – способность комиков собрать миниатюру на ходу, следуя заданию жюри.
Слава Комиссаренко признавался: его дуэт «Совесть» был традиционно хорош в домашних заготовках, но редко выдавал смешные импровизации. Возможно, по этой причине мало кто запомнил, что белорусский комик был одним из участников «Убойки».
Но те, кто умел импровизировать, пожинали бенефиты. Особенно это касалось двух топовейших дуэтов – «Быдло» и «Красивые». Смирняга и Бандерас сочиняли культовые номера из воздуха, а Илья Соболев до сих пор не отошёл от «Убойки». Он устраивает безумные импровизации на собственных концертах.
Эта особенность отличала «Лигу» от Comedy. В раннем «Клабе», конечно, тоже были импровизации, но в дальнейшем шоу работало по сценарию авторов и самих комиков. Что мы видим сейчас? Импров везде. Но эта традиция началась с «Убойки».
«Убойная лига» предсказала разгоны и шоу с комиками
Не совсем так. Речь идёт о побочном проекте «Убойной ночи». Но его бы не существовало, если бы не «Смех без правил» и основная «Убойка». Мы уже писали про величие этого шоу, но не упомянуть его вновь – настоящее преступление.

На самом деле в том проекте было не так уж много реальной импровизации, а рубрику с блиц-вопросами перезаписывали раз за разом, пока не получится смешно. Но! Идея, что комики могут не только выступать со своим материалом, но и разгонять шутки в юмористическом ток-шоу возникла в рамках метавселенной «Убойной лиги».
«Убойка» воспитала тех, кого мы смотрим до сих пор
Это главное достижение, из-за которого проект можно считать переходным этапом от Comedy Club к современному юмору. Да, многие звёзды «Убойной лиги» остались в далёком прошлом. Когда я в последний раз проверял, чем занимается Лангепас, он вёл свадьбы. А Евгений Отставнов и вовсе растворился в воздухе после роли в сериале «Солдаты». Так себе карьерка, но этот парень начинал как член команды авторов, так что всегда мог вернуться за кадр.

Но гигантское количество выходцев «Убойки» до сих пор в игре, и все они делают что-то новое. А те, кто построил карьеру в Comedy Club, в основном, и продолжают выступать на той же сцене, несмотря на радикальные изменения в комедийной погоде.

Давайте считать. Руслан Белый открыл Stand-Up Store, помогает стендаперам и до недавнего времени был лицом жанра на телике. Эл Гусейнов и Владимир Бухаров из дуэта «Облачко» создали Stand-Up Club #1 и чувствуют себя прекрасно, если обстоятельства не угрожают их комикам, как было с Идраком и Сашей Долгополовым.
Слава Комиссаренко только что сходил к Дудю в статусе артиста, которого знают все. Смирняга тоже был у Юрца и считается топовым автором, без которого «Внутри Лапенко» не вышел бы на новый уровень. Илья Соболев переживает пик карьеры, выступая одновременно как резидент Comedy и независимый комик. Он и пародист, и шоумен, и главный импровизатор страны.
Костя Пушкин стал русским Стивеном Фраем и сделал «Самого умного комика» – крутой аналог QI. Там вполне современный юмор и безумная химия между самим Костей и Сашей Малым. Более интересное развитие, чем у брата Артёма, сменившего «Убойку» на «Уральские пельмени».

Роман Косицын выступает с монологами и ведёт футбольное шоу. Антон Борисов годами учил людей, что такое стендап. Ирка стала Ириной Мягковой и продвигает «Женский стендап». Дмитрий Романов берёт интервью у комиков и даёт концерты. Даже Денис Косяков не выпал из инфополя, а превратился в обзорщика КВН. Достаточно имён и регалий?

Звёзды «Убойки» не просто засветились на телевидении. Они использовали свою популярность, чтобы запустить кучу новых вещей. Да, в 2021 году странно кайфовать от миниатюр, где Лёня Махно пучит глаза и орёт, но эти люди строили юмор в стране сразу после резидентов Comedy. Поэтому «Убойная лига» – не кринжовое шоу из прошлого, а важный этап становления русской комедии. За это проект можно наградить хотя бы приятной ностальгией.