
Мэддисон обвинил игровых журналистов в продажности из-за скандала с Horizon. Илья прав или снова троллит?
ДзенМэд даже рассказал о своих проплаченных обзорах.
Скандалы в игровой индустрии давно стали нормой жизни, но ситуация с дорелизными обзорами на Horizon Forbidden West оказалась действительно смешной. Игровые журналисты, получившие копию игры до выхода, написали практически одинаковые рецензии. Там используются одни и те же слова, а символом кейса стала повторяющаяся в каждом обзоре аналогия с Mass Effect 2. Геймеры предсказуемо возмутились, а на их защиту встал один известный мужчина честной судьбы – Илья Мэддисон.
Он записал сразу несколько соло-подкастов: обвинил журналистов в продажности, тупости и дурновкусии. Похоже, Илью действительно задела ситуация с Horizon. В рунете привыкли, что каждое заявление Мэда может оказаться троллингом, но в подкастах он, как правило, выражает настоящие мысли. Казнь Гоблина, новых «Терминаторов» и информация о проблемах со здоровьем выходили именно в этой форме. Что же не так с Horizon Forbidden West по версии Мэддисона?
В чём заключается скандал?
Геймеров смутило, что новый эксклюзив от Sony получил невероятно высокие оценки практически от всех медиа и авторов, которым выслали дорелизную копию Forbidden West. Скоро выйдет топовая игра? Может быть. Но пользователи заметили, что почти в каждой рецензии появляется сравнение Horizon с Mass Effect 2, а также словосочетание «идеальный сиквел».

В сети созрела теория, что звёзды игрожура работали по присланным издательством инструкциям или даже методичкам. Звучит как дурацкая теория заговора. А сами авторы рецензий говорят, что им поступали пожелания от издательств и намёки на то, какие стороны Forbidden West стоит осветить. Но их никто не заставлял хвалить игру.

Подобные вещи в индустрии происходят часто. Точно так же в продажности обвиняли тех, кто похвалил The Last Of Us 2. Как будто игроки реально не могли поверить в то, что у кого-то может оказаться другой вкус. Тем более, что мнения критиков и зрителей расходятся очень часто. В киносфере проблему идеально подсвечивают метрики на сайте Rotten Tomatoes. И тут в дело вступил Мэддисон.
Мэд не поверил во взятки, но указал на важную проблему рецензий
Толпа линчевателей с факелами часто склонна к преувеличенным выводам. Если вы почитаете комментарии в любой дискуссии по Horizon Forbidden West, то обязательно найдёте конспирологические обвинения игрожурналистов во взятках. Аргументы классические: в редакцию по-любому занесли чемодан с деньгами.
Чтобы верить в такие сценарии, нужно сильно удариться головой. Да, Sony – богатая компания, а на второй Horizon делается большая ставка, но неужели они готовы закидывать чемоданами даже самые незначительные конторы? Особенно в России. Очень странный аргумент.
Мэддисон несколько раз подчеркнул, что тоже не верит в чемоданы. По мнению Ильи, всё происходит намного проще. Он заметил: как только российский игрожур вышел из мрака девяностых и ранних нулевых, в нём практически исчезли плохие оценки. В современном мире 7 и 8 баллов из десяти считают плохим показателем, хотя раньше даже оценка 6 означала «выше среднего, кому-то понравится».

Такие перемены Мэд связывает с тем, что у всех крупных игровых контор уже появились российские представительства. И когда рецензентам бесплатно посылают ААА-тайтлы, приглашают на мероприятия и в целом относятся по-приятельски, им становится неловко уничтожать игры жёсткими текстами.
Журналистам хочется сделать приятное в ответ и не потерять право получать дорелизные эксклюзивы и возможность писать рецензии раньше остальных. Если они казнят игру, издатель обидится и перестанет приглашать рецензента на мероприятия и высылать копии. Вот так просто.

Илья рассказал, что многие известные ему звёзды игрожура не только подружились с людьми из индустрии, но и перешли на работу в Ubisoft, Epic Games и другие конторы. А кто же будет выступать против своих корешей?
Всё это может прозвучать странно, но аргумент Мэда не открыл шокирующей правды. Такая практика существует давно. Юрий Дудь рассказывал, как эксклюзивы и хорошее отношение подменяют чемоданы с деньгами, ещё когда был спортивным журналистом.
А в качестве одного из примеров приводил президента «Краснодара» Сергея Галицкого. Миллиардер отвечал в твиттере обычным людям, охотно вступал в разговоры о клубе и всячески создавал то, что Дудь назвал эффектом «миллиарда в прихожей». Обычный человек или даже журналист, с которым коротко повзаимодействовал Галицкий, очаровывался тем, что миллиардер пообщался с ним лично. А дальше в дело вступает самоцензура.
Поэтому аргумент Мэддисона достаточно правдоподобный. Чемодан с деньгами не нужен, когда есть хорошее отношение, а вместо потраченных семи тысяч рублей человек заранее получает бесплатную пресс-копию. Такой сценарий вероятнее прямых взяток.

То, что в российском игрожуре часто продвигали откровенную дичь, известно любому геймеру с опытом. Особенно ярко всё проявлялось, когда уважаемые издания пиарили какие-нибудь российские проекты. «Наш ответ Doom 3», «Наш ответ Unreal 2», «убийца Far Cry» и прочие ответы появлялись подозрительно часто, учитывая, что большинство этих игр впоследствии оказалось позорищем.
Илья утверждает, что журналистам высылают методички
Мэддисон, как и рядовые геймеры, употребляет слово «методичка», хотя речь чаще всего идёт о банальном пресс-релизе. Издатели, помимо копий, рассылают пожелания со сторонами, к которым хотели бы повышенного внимания в обзоре. Ещё там могут быть запрещённые для разглашения детали – например, спойлеры основного сюжета.
Здесь аргументы уже более конкретные. Мэд вспомнил ситуацию, когда в 2019 году он отказался рекламировать Call of Duty: Modern Warfare из-за русофобского сюжета.
Илья говорит, что в присланных ему инструкциях призывали избегать политических подтекстов и говорить, что игра относится к кому-либо без негатива. Правда, сам документ, по словам Мэда, давно утерян. Но если бы он мог найти его сейчас, то точно показал бы: Илья и так занесён в чёрный список Activison.
Другой пример – Dying Light 2. Мэддисон уже был готов хвалить игру на стриме, но в последний момент от него отказались. Вероятно, из-за тех же чёрных списков, куда, по словам Ильи, многие боятся попасть.

Пока звучит слишком абстрактно, но кое-что конкретное можно найти в сети. На DTF был выложен пример «ревью-методички» к игре Elex 2, разрешённый для публикации компанией Piranha Bytes. Автор утверждает, что там нет ничего серьёзного.

По словам Мэда, документ к Elex 2 выглядит не так жёстко, но есть два важных момента. Во-первых, даже в нём перечислено много плюсов игры, рекомендуемых к упоминанию. А проблема в том, что современные игровые журналисты не критикуют игры, а просто пишут ленивые ревью по пресс-релизам. Во-вторых, реальные инструкции защищены NDA, а того, кто рискнёт их опубликовать, затаскают по судам.
Мэддисон рассказал о собственном продажном обзоре
Помимо уже названных Dying Light 2 и Call of Duty: Modern Warfare, Илья упомянул сотрудничество с издательством «1C СофтКлаб».
«Вы же помните этот период? Вдруг у обзорщика трэш-игр выходит обзор на Singularity! И внезапно это такая хорошая игра!»
Вот, кстати, тот самый ролик, записанный совсем уж давно. По сравнению с едким Мэдом тех времён тут чисто медовые сопли. «Такого красивого, а главного действенного минигана я в играх давно не видал», «Враги стреляют слишком вяло. Впрочем, это не минус. Игра проходится быстро и не успевает надоесть». Как уныло и беззубо!
Ещё можно вспомнить, как Илья участвовал в коллабах с Виктором Зуевым, связанным контрактными обязательствами с разработчиками и издателями «Санитаров подземелий» от Гоблина.
Посмотрите ролик, если никогда не видели. Он абсолютно великий. Мэд искренне ругает игру, но в последний момент начинает хвалить, чтобы не подставлять напарника. Зрители, правда, всё понимают и так.
Благодаря упоминанию сотрудничества с «СофтКлаб» и конкретно обзора на Singularity, аргументы Мэддисона набрали веса. Одно дело ругать остальных, оставаясь на их фоне королём, а другое – признать, что сам плотно сотрудничал с издателями и хвалил игры.
Отдельным пунктом в подкасте Ильи шли проплаченные стримы. В этом случае, говорит он, издателей нельзя поймать за руку – этот контент заказывают посредники, не связанные с игрой напрямую. А когда речь идёт о громких проектах, вроде того же Dying Light, стримеры даже не ставят спонсорскую галочку. Ведь речь об игре, о которой все и так бы говорили. Такая вот подлая индустрия.
Плохой вкус журналистов Мэд связал с консолями
Наверное, Илья не был бы собой и потерял статус ПК-боярина, если бы в очередной раз не начал травить консольщиков. Досталось PlayStation. По версии Мэда, на PS5 просто не во что играть, поэтому обзорщики и геймеры завышают оценку каждой большой игре. Тогда как в распоряжении фанов ПК есть не просто современные релизы, но и гигантская библиотека тайтлов из прошлого.
Всех, кому нравятся консоли, Мэддисон обвинил в тупости и дурновкусии. Особенно ему не нравятся современные ревьюеры, с детства воспитанные геймпадами, а не мышкой и клавиатурой. Они, по его словам, просто не могут отличить хорошие геймплей и графику от плохих.
Получается, что все, кто хвалит новый Horizon, не только боятся подвести издателя, но и могут искренне ошибаться. А основной вывод из спича Мэда заключается в том, что большинству медийных лиц в игровой индустрии вообще нельзя доверять. Те же, кому можно, рано или поздно попадут в чёрные списки.
Насколько Мэддисон серьёзен?
Настолько, насколько вы готовы ему поверить. В том, что Илью раздражает мягкий современный игрожур, нет никаких сомнений. А если Мэд занесён в чёрные списки всех остальных издателей, ему нечего терять. Но, как обычно бывает, блогер не обошёлся без лишних обобщений и преувеличений.
Первое – Илья не оставил шансов Horizon Forbidden West, хотя сам в неё не играл. Да, он делал выводы по странным ревью и первой части, но этого мало. Не помогает и то, что в его мире все, кто хвалит игру – либо идиоты, либо потеряли зубы и сотрудничают с редакцией. А что, если она кому-то действительно понравилась?
Второе – Мэд слишком категоричен в отношении консольщиков, а это нужно учитывать, когда Илья выпускает очередной гневный монолог. Отделять мнение от реальных проблем индустрии всё-таки важно.

Но то, что игровая журналистика в последние годы редко ставит плохие оценки большим играм, факт. Исключения – вещи, вроде Fallout 76 или ремейков старой трилогии GTA, где всё настолько плохо, что игру невозможно похвалить, не выставив себя посмешищем.
Такие, как Антон Логвинов, которого Мэддисон диссил в том же подкасте, давно превратились в живые мемы про «10/10». Когда человеку нравится буквально всё, а мнения в твиттере не сходятся с обзорными роликами и стримами, он теряет доверие. Тут всё закономерно.

Конкретно по Horizon Forbidden West глобальные выводы будут сделаны, когда игра выйдет и успеет немного пожить. А совпадения в ревью, судя по всему, связаны скорее с чудовищной ленью ревьюеров и привычкой дословно цитировать пресс-релизы, что является плохим признаком. Ну, либо она действительно шедевр на века и новый Mass Effect 2.

Получается, Илья Мэддисон выступил по старой схеме. Сумбурно поругал всех на свете, но (с кучей субъективных обобщений и преувеличений) подсветил жирную проблему игровой индустрии и журналистики. Даже если гигантскую её часть составляет вечный конфликт рецензентов и мнительных геймеров, живущих в разных вселенных.
«Барбоскины: Меткий удар» — лучший футбольный симулятор. FIFA и PES казнены.