
Как раскрутить Telegram-канал с нуля в 2022 году. И сколько на нем можно зарабатывать
Павел Городницкий – о вынужденном трансфере.
Инстаграм заблокирован – люди ломанулись покорять телеграм, но не знают, как это сделать: привычные инста-форматы не работают в мессенджере. Пришло время рассказать, как красиво переехать на новую платформу и можно ли там навариться.
Почему мне стоит доверять?
Первый канал («Палач») завел еще в 2016 году, сейчас администрирую несколько проектов – от того же «Палача» до скромного ресурса про русские сериалы. В 2017-м на VC выходил мой текст о рекламе в телеграме – его неплохо прокликали. Не хвастаюсь своей экспертностью, но могу чем-то помочь чисто за счет опыта. Еще у меня есть подробное видео из 2021 года – там я рассказываю о конкретных тематиках, ценах и так далее. Пост, который вы читаете, – слегка упрощенная и актуализированная версия этого 50-минутного видоса:
Стоит ли заводить канал в 2022 году?

Однозначно. Судя по всему, в РФ продолжат нормально работать только VK и Telegram. Первая соцсеть почти государственная, там куча правил, мутнейшая монетизация (реально странная рекламная политика), умная лента и прочие бюрократические нюансы.
Зато в телеграме – свободный рынок, никакой комиссии и никакой умной ленты. Минусы тоже есть – например, все каналы находятся в неком пузыре, рекомендаций не существует. Но глобально в телеграме всё равно лучшие условия для тех, кто умеет выдавать качественный и востребованный контент.
Как раскручивать канал с нуля?
Думаю, сейчас тактика ровно одна: сначала сесть и написать хотя бы подробный приветственный пост (лучше – еще 2-3 содержательных поста), а затем пригласить всех подписчиков из других соцсетей. Это даст хоть какой-то минимальный буст. Самое важное – не лениться. Одно дело, когда ты просто пишешь «Вот, теперь буду писать в телеграм», и человек переходит на пустое место. Другое дело, когда по ссылке уже есть полезный контент – это всегда мотивирует подписаться и следить дальше.
Опять же, приятнее всего – набрать первую соточку подписчиков, а потом постить и видеть, что твою заметку прочитало 50+ человек. Ради первой соточки можно идти на что угодно, вплоть до обстукивания телефонной книжки с просьбой подписаться. Вообще скажу так: знаю кучу каналов, которые годами балансируют в районе 1000 подписчиков и не парятся. Даже 1к (если они настоящие) гарантируют классное профильное сообщество – это я вам обещаю. Так что профит может быть не только материальным.
Можно ли раскрутиться бесплатно?
С раскруткой без денег всегда было тяжеловато, но теперь будет еще сложнее – спасибо конкуренции. Правда, сейчас появится целая куча каналов на 100-500 подписчиков. Ваша задача – найти таких же неофитов (хотя бы через TGstat – отличный сервис, там все просто). После этого можно предложить взаимопиар тем, кто хотя бы немного подходит по тематике. А дальше потихоньку набирать первую аудиторию.
Но я, если честно, скептичен. Если у вас не было мегааудитории в заблоченных соцсетях, то и тут она не возникнет из пустоты. Мой любимый пример – канал «Ночь в клетке». Там роскошные и редчайшие истории про ММА (единоборства, если что, дико популярны), но автор вообще не вкладывался в раскрутку. Понятно, что основная площадка для «Ночи» – «ВКонтакте» (около 50к), но если бы канал в телеграме хоть как-то продвигался, там было бы больше 10 тысяч, а не меньше двух.
Можно ли раскрутиться платно?
Разумеется. Нужно! Причем даже с минимальным количеством подписчиков. Задача простая – садитесь, придумываете близкую для себя тему, а дальше прописываете заголовки и темы первых постов. Причем желательно не общими словами (допустим, «Как худеть» в тематике ЗОЖ), а максимально конкретно, экспертно и фактурно. Смотрите на свои посты со стороны – вот вы бы подписались на такое? Или контент бесполезный, вторичный и только для того, чтобы был?
Так вот, когда у вас есть 10 постов, нужно пойти в тот же TGStat или любой другой сервис (TGStat мне не занес, сорри) и найти пачку каналов по вашей тематике. Затем выбрать 5-7 лучших и закупить там первую рекламу.
Какие бы я дал советы по закупке?
- Если чужой канальчик кажется вам хоть капельку подозрительным в плане ботов – не заносите деньги. Как проверять каналы на ботов? Иногда их помечают сами сервисы, но в целом всё видно по просмотрам, реакциям и так далее. Прошу прощения, что кратко, но выявление ботов в телеграме – реально отдельная тема.
- Если у вас небольшой бюджет, поставьте максимальную планку – условные 2 тысячи рублей за пост. Торговаться – дурной тон, но сейчас начались сложные времена, так что можно и деликатно посбивать прайс.
- Ищите каналы, где больше 3к и меньше 10к просмотров в среднем на пост. Там, как показывает жизнь, лучшая ценовая политика.
- Раскидывайте рекламу на разные дни, чтобы она не примелькалась тем, кто подписан на несколько каналов по одной теме.
- Постарайтесь подгадывать выход своего очередного поста к выходу рекламы. Иногда можно примагнитить подписчиков жесткой актуалочкой.
Как оформлять посты в канале?
Элементарно – можно пользоваться как маркдауном, так и обычным форматированием. Абзац, пустая строка, абзац. Главное – не писать длинные посты сплошным текстом, их банально тяжело читать. Еще важно помнить, что лимит по знакам – 4к символов на один пост, этого вполне достаточно.
Если честно, минусов по сравнению с инстаграмом я практически не вижу: точно так же можно прикреплять фотки, тоже есть комменты, есть разные реакции. Не хватает только сторис, но уж как-нибудь переживем. К тому же они могут появиться в ближайшее время.
Как оформлять рекламный пост?

Здесь поговорим о том, как продвигать свой канал на других каналах. Раньше я был догматичен в этом плане, а сейчас скажу так: создавайте пост, который, как вам кажется, привлечет максимальную аудиторию.
Хотите кликбейт? Пожалуйста. Хотите гифку? Тоже можно. Хотите предметно расписать, о чем ваш канал? Вообще идеально. Дам лишь один четкий совет: внутри рекламного поста постарайтесь минимум дважды пролинковать свой канал. То есть дать ссылку и через @(названиеканала), и через ссылку вида t.me/названиеканала. Это увеличивает эффективность.
Какие каналы сейчас взлетят?
Точно не новостные – их и так уже слишком много. Все пишут, кто ушел из России, кто приостановил тут деятельность, кто подал в отставку и кто попал под санкции (напоминаю, на дворе март-2022).
Остального людям сейчас жестко не хватает. Подумайте, чем можете удивить: условно, делать обзоры оставшейся косметики, преподавать китайский, постить советы по релокации (хотя этого уже тоже полно). В общем, любой плюс-минус отвлекающий контент сейчас может зайти. Задача – ярко, сочно и заметно его подать.
Что с видео?
Понятно, что телеграм – не ютуб, но выбора у нас нет. По факту вся функциональность тут на месте: и потоковое воспроизведение, и таймкоды, и ускоренный/замедленный просмотр, и комменты с реакциями. Не хватает только монетизации, но что поделать?
Что с тикток-видео?
Тут сложнее – с короткими роликами лучше топать в ВК Клипы. Дело в том, что алгоритмы тиктока позволяли всяким пляскам набирать миллионы просмотров – в телеграме с этим значительно тяжелее. Хотя все звездные тиктокеры все равно имеют каналы в качестве резервной площадки, ворваться в этот сегмент будет в разы тяжелее. С другой стороны, талантливые видосы все равно будут прилично расходиться органически, а вы увидите, сколько они собирают (есть статистика пересылаемых из канала постов).
Конкурсы – нормальный способ раскрутки или нет?
Механика, если кто не знает, такая: на свой страх и риск берем рандом-бота и устраиваем розыгрыш. Условия такие: есть приз, за него сражаются подписчики канала, победитель определяется случайным образом.
Тут дам три совета:
- Всегда тестируйте рандом-ботов, половина из них – с дикими багами. У нас было такое, что мы сердечно извинялись перед людьми, так как подлейший бот разослал сообщения о победе пяти подписчикам (приз был один).
- Не разыгрывайте вещи дешевле 100 баксов – это просто правило хорошего тона. Либо разыгрывайте какие-то артефакты (условную футболку Мбаппе, которую правда носил Мбаппе).
- Продвигайте свой конкурс на других каналах (с некоторыми можно даже объединиться и сделать условием подписку на оба канала), но не рассчитывайте, что после розыгрыша не будет оттока. По опыту уходят от 10% до 40% тех, кто подписался строго ради конкурса. Не знаю, много это или мало, просто факт.
Сколько нужно подписчиков, чтобы зарабатывать на рекламе?

Я бы сказал, от 3-5 тысяч просмотров одного поста (в среднем). Но в исключительных случаях может хватить и тысячи подписчиков.
Как зарабатывать на канале?
Соберем все способы – по себе знаю, что очевидные варианты иногда вываливаются из головы. Итак, что можно делать?
- Продавать рекламу (я бы выставлял прайс из расчета 50 копеек за гарантированный просмотр). То есть вполне реально раскрутить канал до стабильных 5 тысяч просмотров и продавать по 20 рекламных постов в месяц. Вряд ли вам помешают лишние 50 тысяч. Но все, безусловно, зависит от тематики.
- Собирать донаты (актуально после фактической смерти твича). Здесь советую что-то российское, типа Бусти или ДонэйшнАлертс. Либо крипту. Ну, вы поняли.
- Искать работу (пример: репетитор находит учеников, программер/маркетолог получает оффер).
- Подключаться к CPA-сетям (по вашей ссылке оформили подписку на Кинопоиск – вы получили деньги).
- Приводить посетителей туда, где реклама еще есть (условный Яндекс.Дзен).
Как спасти канал от угона?
Жуликов сейчас будет много, поэтому три совета. Первый: сначала получайте деньги, потом ставьте рекламу. Второй: не регистрируйтесь во всяких уникальных системах, где ваш щедрый рекламодатель-жулик проводит оплату – это обман. И третий совет: не добавляйте ботов в админку. В нынешних условиях их взламывают и постят от вашего имени всякую дичь (загуглите историю КроссерБота).
Встроенная реклама телеграма – эффективный вариант?
Слышал очень разные отзывы, но для оформления нативных постов нужен либо солидный депозит (в районе 2 млн евро), либо выход на те рекламные агентства, которые уже оформили тот самый депозит. В среднем отзывы такие: охваты норм, эффективность посредственная. То есть пока не вижу смысла запариваться, но если что-то изменится (моя информация актуальна на начало февраля), я подготовлю дополнительный пост.
Если вам вдруг понравился текст, подписывайтесь на мой личный канал – там иногда бывают посты про медиа.
Побег инстаблогеров в телеграм – позор. Ивлеева и ее коллеги засоряют площадку