
10 самых жадных игр в истории. Diablo Immortal, FIFA Ultimate Team и серия The Sims
Микротранзакции, ненужные DLC и весь Fallout 76.
Жадность – один из главных грехов видеоигровой индустрии. Иногда разработчиков обвиняют в ней из-за высокой стоимости игры, но чаще проблема в том, что покупателям недостаточно просто отдать полную цену. Геймеров заставляют выворачивать карманы в процессе, создавая сложности тем, кто предпочитает экономное прохождение.
Сегодня в нашем меню только самые жадные тайтлы – те, кто не шутит, а действительно хочет вас ограбить. Так что держите руки в карманах, потому что EA, Bethesda и другие всегда готовы подрезать чей-нибудь кошелек.
Diablo Immortal
«Монетизация вступает в дело только на поздней стадии. Наша философия заключалась в том, чтобы дать игрокам отличный геймплей и убедиться, что сотни миллионов людей смогут пройти всю сюжетную кампанию без каких-либо затрат», – так сказал президент Blizzard Майк Ибарра. И это полная чушь.

Кейс с мобильной Diablo Immortal заставил всех ненавидеть Blizzard. В вакууме игра довольно хороша. Она оптимизирована, и в ней остались традиционные сложные элементы геймплея серии Diablo. Но ее тупо нереально пройти, не выплачивая студии до смеха огромные суммы.

Diablo Immortal сбалансирована вокруг донатов. Даже на ранних стадиях игра навязчиво показывает окошко микротранзакций, а пройти по сюжету можно только до определенного момента. Потом вы упретесь в невидимую стену, пока не докачаетесь. А прокачка к тому моменту замедлится так, что выбор невелик: либо сотни часов гринда, либо деньги на бочку. По подсчетам Kotaku максимальная прокачка персонажа в Diablo Immortal обойдется игроку в 540 тысяч долларов. Нет стандартов, по которым это не перебор.
Evolve
Знаете, а ведь Evolve могла бы стать отличной игрой. Асимметричный командный экшн в режиме «охотники против монстра» – крепкий концепт, а Turtle Rock Studios постарались и над геймплеем, и над персонажкой. Но беспощадные издатели из 2K превратили Evolve в игру, засоренную микротранзакциями.

И ладно какие-то шапки и прочие косметики – мы давно привыкли, что они стоят денег. Хочешь открыть нового монстра? Пятнадцать баксов, пожалуйста. Хочешь нового охотника? Еще семь пятьдесят. И так далее. За все нужно платить. А чтобы мотивировать игроков, в Evolve разрушили баланс: платный контент стал заметно круче базового набора, который, кстати, тоже платный – игра ведь не free-to-play.

Естественно, Evolve быстро сдох, но 2K и Turtle Rock придумали, как выкрутиться. После обновы Evolve Stage 2 игра действительно перешла в режим free-to-play и слегка урезала аппетиты. Таким решением были довольны все, кроме тех, кто уже купил Evolve (и еще какие-нибудь косметики к нему) за деньги. Им, конечно, оставили весь купленный контент и дали сверху немного внутриигровой валюты. Но осадочек все равно неприятный.
Skyrim
Оригинальный TES V: Skyrim 2011 года сложно назвать жадной игрой. Некомпетентной, переоцененной, позорящей серию – это пожалуйста, но в остальном все честно. Вот полная игра с красивым открытым миром. А вот DLC, покупать которые необязательно. Но два из них – большие сюжетные линии с новыми локациями и шмотьем, а еще одно давало возможность построить дом. Не такая уж плохая сделка.

Но потом Bethesda начала выжимать из Skyrim все, что только можно. Они многократно перевыпускали одну и ту же игру без масштабных изменений. Но важнее то, что Тодд Говард и его кореша решили подзаработать на модах, созданных пользователями, продавая их через Steam. И многие наверняка не против, что модеры получили немножко кэша за свои труды. Но часть денег шла в карман Bethesda, а это очень некрасиво.

В результате недовольства платные моды ушли из Steam и появился Creation Club – по сути, то же самое, но на отдельной платформе. Теперь же у нас есть новый юбилейный Skyrim, улучшенный с помощью пользовательского контента из Creation Club. И за него нужно опять платить полную стоимость. Bethesda показала себя и жадной, и ленивой одновременно – так жестко монетизировать чужой труд нужно уметь.
Fallout 76
И пока мы не ушли далеко от Тодда вспомним, что к тегу «жадность» относится все, что связано с Fallout 76. Недопиленную игру без контента продавали за полную стоимость, а после не хотели возвращать разгневанным игрокам деньги. Мерч Fallout 76 оказывался в разы менее качественным, чем на презентациях. Перечислять такие грехи можно очень долго.

После того, как Bethesda отбилась от всех проблем с запуском, в Fallout 76 добавили battle pass – подписочный сервис и микротранзакции на штуки, не являющиеся опциональными косметиками. Вы что, ничему не научились? И нет, вопрос не к Тодду, а к тем, кто по-прежнему доверяет хоть одному слову крупных издателей.
На фоне Fallout 76 можно легчайше списать все грехи Skyrim. Да, моды могут сильно его улучшить, но это хотя бы игра, за которую не нужно платить каждые пять минут. А Fallout 76 и игрой-то можно назвать с натяжкой. Кто-то просто реализовал фанфик: что было бы, если бы в Bethesda окончательно сошли с ума.
FIFA Ultimate Team
Не будем притворяться, что FIFA – футбольный симулятор, а не гэмблинг, заманивающий лудоманов. В казино нет окон, поэтому за карточным Ultimate Team уже не видно, какие там есть режимы и что происходит с самой симуляцией футбола. EA Sports получает миллиардные доходы только за счет режима Ultimate Team. Видимо, людям действительно так нужно поймать новую карточку с Килианом Мбаппе.

Те, кому нравится идея, не понимают одного простого аспекта. В FIFA все еще могла быть система коллекционных карточек, но можно было не вытряхивать за это деньги у игроков. При полном отсутствии конкурентов футбол от EA Sports все равно был бы гигантским коммерческим успехом.

Но эй, так они заработают гораздо больше, чтобы в следующем году выпустить то же самое с незначительными изменениями. И заработать еще больше. В реальной жизни, кстати, тоже есть много игр, основанных на собирании карточек. Разница в том, что ими можно пользоваться, а потом продать и обменять. В FIFA Ultimate Team вы только тратите. А когда годичный цикл жизни конкретной части заканчивается, ваши достижения сгорают.
Sims 4
После ухода Уилла Райта, создателя Sims, из Electronic Arts и Maxis, главный проект его жизни превратился в молочную ферму, где доят геймеров. Судите сами. В Sims 2 игрок мог снести хоть все здания в городе и настроить новых так, как ему нравится. В Sims 3 у вас оставалось какое-то количество пустых участков. В Sims 4 города – отдельные DLC, которые вы, игроки, не смеете трогать своими грязными руками. И это еще не самое худшее.

Худшее в том, что некоторые новые DLC требуют предустановки старых DLC – разумеется, тоже платных. Сходство Sims с игрой в куколки перестало быть метафорой. Тут как с Barbie – нельзя купить только один набор. Обидно, потому что базовая структура Sims еще с первой части строилась на том, что перед нами большой конструктор из разных тематических модулей.
Жадины из EA и Maxis даже забрали у игроков инструмент, позволяющий раскрашивать любой предмет в игре в кастомные текстуры. Знаете, почему? Если все можно отредактировать по-своему, никто не будет покупать очередные паки с одеждой и мебелью. За этим всем можно забыть, какой революционной в свое время была идея Уилла Райта о симуляции повседневности.
NBA 2K20
Как же не хотелось ругать серию NBA 2K. Баскетбольный симулятор от 2K Sports впечатал EA Sports в октагон так, что у них лопнул бессмысленный пузырь, то есть NBA Live. До определенного момента каждая часть становилась интереснее, а сюжетом карьеры в одной из версий занимался культовый режиссер Спайк Ли. Вау! Но потом обленились и парни из 2K Sports. В NBA 2K20 появилось казино, что вызвало шторм гнева у фанатов и обзорщиков.

Нет, не аналог карточной системы из FUT, а настоящее казино. Там есть виртуальная валюта, на которую вы можете потратить реальные деньги, а потом отправиться дергать рычаг игрового автомата. Какие тут еще нужны доказательства? Очень жаль, что такие механики портят даже вполне крепкую развивающуюся серию. Нам точно не нужна еще одна EA Sports.
Dungeon Keeper
Старенький Dungeon Keeper из 90-х был новаторской стратегий от еще не превратившегося в шутку Питера Мулинье. Вы играли за злодея, что в целом не слишком типично, управляли миньонами и защищали подземелье от набегов. Очень недурно. Но ребут для iOS и Android убил все хорошее, что было в оригинальном Dungeon Keeper.

Новая игра перестала быть стратегией и механиками оказалась похожа скорее на жанр Tower Defence. И все это со стандартными (как для мобильного гейминга, так и для EA) микротранзакциями, без которых продвижение в какой-то момент становилось затруднительным. Обидно, что культовый тайтл стал очередной freemium-фермой, но тут есть еще одно важное обстоятельство.
Хитрая Electronic Arts всеми силами пыталась добиться максимального количества скачиваний, поэтому сам факт наличия микротранзакций скрывался до момента, пока вы не увидите их в самой игре. Компания фильтровала отзывы, где Dungeon Keeper получал меньше пяти звезд. Так переходится тонкая грань между жадностью и подлостью.
Star Wars Battlefront
Обе части перезапуска Battlefront от DICE скандально известны своей любовью к микротранзакциям. И это грустно, ведь Star Wars Battlefront – неплохой шутер. Но экстремально дорогой season pass за пятьдесят баксов и отсутствие одиночного режима на старте – какой-то кошмар.

Конечно, если забыть о том, как запускался Battlefront 2. Сначала Electronic Arts пообещали, что дорогих сезонных пропусков не будет. Уже здорово. Но никто в здравом уме не станет доверять EA. Так что никто не удивился, что игра предлагала геймерам либо погриндить более сорока часов, либо раскошелиться, чтобы открыть доступ к культовым персонажам «Звездных войн», вроде Люка Скайуокера.
Не говоря уже, что вся остальная игра построена вокруг лутбоксов. Но в итоге светлая сторона силы все-таки победила. Фанаты дожали больших боссов так, что студия сделала Battlefront 2 играбельным и даже завезла бесплатные (!) DLC. Держите свой порох сухим, когда рядом Electronic Arts, ага.
Crash Team Racing Nitro-Fueled
А тут-то что не так? Игра, наследница легендарного Crash Bandicoot из 2019 года, на старте собирала исключительно положительные отзывы. Все потому, что Activision придумали безумно предательский ход. Они не включили микротранзакции в игру на старте, чтобы понравиться игрокам. Вместо этого они переключили тумблер в момент, когда получили восторги от критиков, а фан-база уже купила Crash Team Racing. Так просто нельзя!

Технически-то, конечно, можно. Кто им запретит? Но войдите в положение игроков. Вы купили нормальную игру, уже начали ей наслаждаться, как вдруг в нее добавляют то, что могло отпугнуть вас от покупки. Постфактум. Подлейшая схема от Activision, скандал вокруг которой был не настолько громким исключительно потому, что Crash Team Racing – все-таки нишевая история.
12 главных игровых разочарований современности. Cyberpunk 2077, бесконечный Skyrim и смерть PES