Перейти к содержимому
«Сумерки» переснимут в виде сериала. Как старый фильм подставил актеров и навсегда изменил вампирское кино?

«Сумерки» переснимут в виде сериала. Как старый фильм подставил актеров и навсегда изменил вампирское кино?

Дзен Виталий Халюков

Эдвард Каллен – крестный «Вампиров средней полосы». 

Ничего не меняется. Мы по-прежнему живем в эпоху ремейков. Только недавно говорили о сериальном перезапуске «Гарри Поттера», а теперь The Hollywood Reporter принес новость, что такая же судьба ждет франшизу «Сумерки». Книги писательницы Стефани Майер о вампирской любви тоже превратят в сериал. И это уже забавно.

«Сумерки» – настоящая икона. Причем как у хейтеров, так и у фанатов или, что вероятнее, фанаток. В фильмах собрали весь кринж нулевых, но открыли большому кино путь к аудитории девочек-подростков. А еще неплохо заработали. И все же «Сумерки» – нечто большее, чем стыдноватые диалоги, неловкая романтика, оборотни с голым торсом и сверкающие на солнце вампиры. Фильмы про Беллу и Эдварда, как бы мы к ним не относились, изменили этот мир.

Каким был первый фильм «Сумерки»?

Странным. Неуклюжим. Моментами красивым, потому что снимать пригласили фестивально-андеграундную Кэтрин Хардвик. Чудовищно написанным, потому что иначе пришлось бы выкинуть первоисточник в урну вместе с фразами про «личный сорт героина». Но он все равно стал гигантским событием и много-много раз окупил крайне земной бюджет.

До «Сумерек» романтического фэнтези в современном сеттинге просто не существовало. В 2008 году фильм обсуждали все и везде (кроме взрослых людей). Девочки скупали мерч с «Сумерками», а мальчики поделились на две компании. На трушных глупцов, которые искренне ненавидели «Сумерки», плевались от местных вампиров и на коленях просили прощения у DVD с «Блэйдом» за то, что позволили своим глазами увидеть такую мерзость. И на хитрых оппортунистов, которые использовали поход на «Сумерки» как беспроигрышный пикап-мув.

После стартового успеха «Сумерки» сразу стали франшизой, но по-настоящему культовой является только первая часть. Почему? Потому что ее сюжет в подробностях знают даже те, кто ее не смотрел. Потому что из-за шума премьерные «Сумерки» смотрели в том числе хейтеры. И потому что все части, последовавшие за первой, были намного хуже сняты, но оба культа (ненависти и обожания) уже были запущены. Как и многие важные тренды.

«Сумерки» – первое большое кино для девочек-подростков

До этого их, видимо, не воспринимали как целевую аудиторию. Уже были остроумные попытки поговорить с женской частью young adult сегмента – например, мультсериал «Дарья». Но никто не делал блокбастер для девочек. И тут «Сумерки» попали в точку.

Главная магия в «Сумерках», конечно, не существование вампиров, а тот факт, что на обычную девчонку с задней парты обращает внимание самый крутой парень в школе. Белла, если вы не заметили, вообще не компанейская дама и в ней нет ничего, что сделало бы ее популярной.

Собственно, этим и объясняется отсутствие характера у персонажа Кристен Стюарт. В пустой сосуд Беллы зрительницы могли положить собственные подростковые переживания, мечты и неуверенности. И «Сумерки» не заставляли их становиться популярными и конвенционально крутыми. Просто ставили перед фактом: ты в своей обычной серой одежде с волосами, собранными в пучок, и к тебе подкатывает мегакраш. Но у него есть темный секрет! А дальше вы знаете.

Ход простой, но не нужно его недооценивать. Вспомните, как часто мы видели реверсивную ситуацию, где красотка-супермодель вдруг тусуется с избранным омежкой? «Трансформеры» были об этом, хотя должны были быть о гигантских роботах. В каком-то смысле даже «Человек-паук» работал таким образом, но там Паркеру все-таки потребовались суперсилы.

Хотя нет, «Человек-паук» очень даже подходит. Беллу в итоге тоже кусает некий мутант, тем самым завершая ее превращение в крутую чикулю. Так что «Сумерки» – ровно тот же экспириенс, но с девочковым фокусом. Но не с феминистическим: Стефани Майер буквально лишила героиню всяческой инициативы. И ведь сработало.

После «Сумерек» вампиры в поп-культуре стали другими

Причем радикально. Кем был вампир до появления в кадре Роберта Паттинсона? Классическим монстром, как чудовище Франкенштейна или Мумия. Опасным ночным хищником из вселенной World of Darkness или героем боевика из «Другого мира». Блэйдом и его врагами. Графом Дракулой или Лестатом. Короче, вампиры были готическими и темными существами ровно до 2008 года. Пока не появился он.

Эдвард блестит на солнце. Его клыки не длиннее, чем у обычного человека. Он сталкерит и нюхает приезжую деваху. Ходит в старшую школу. Если бы писательница зашла чуть дальше и отняла у кровососов из «Сумерек» еще и суперсилу, Каллен был бы просто дарковым мажором со странностями и колхозным пафосом. И, видимо, «Сумерки» что-то сломали в поп-культуре.

Заметьте, после 2008 года мы почти нигде не видели вампиров в привычном виде. Во всяком случае, они не становились популярными. Граф Дракула лег обратно в проперженный гроб и больше не вставал. Зато появились «Дневники вампира», где персонажи пьют бурбон чаще, чем кровь, и просто ходят поддатые, переживая о своих отношениях. Прямое наследие «Сумерек», между прочим.

Или любимый многими фильм и одноименный сериал «Чем мы заняты в тени» от Тайки Вайтити (среди люмпенов известен как «Реальные упыри»). Тоже другой взгляд на вампиров. Классические клише, вроде гробов, превращения в летучую мышь и боязни солнца в нем показаны смешными, а не пугающими. И тут тоже, пусть и в комедийном ключе, исследуется тема вампиров в современном обществе.

Даже «Вампиры средней полосы» с дедовскими шуточками Стоянова – прямое следствие, что в культуре поменялось восприятие вампиров. Не в смысле, что его создатели когда-то посмотрели «Сумерки» и такие: «Погодите! Кажется, я что-то нащупал!» Просто мир изменился, и они почувствовали это, а «Сумерки» стали нулевым пациентом.

Процесс, кстати, нормальный. И происходит он не только с вампирами. У нас на глазах уже дважды поменялось восприятие супергероики. Сначала фильмы по комиксам считались бесперспективным отстоем для задротов, потом нормальным материалом для блокбастера, а затем киновселенная Marvel сделала суперов мейнстримом.

Дальше началась другая эпоха. «Пацаны», «Неуязвимый» и сериал-сиквел-ремейк опередивших время «Хранителей» с рефлексией на тему «А что если супергерои – не хорошие парни?» Потому что старое восприятие приелось, и нужно было искать новую форму. Да, и маленькая оговорка: в комиксах те же процессы произошли давным-давно, но мы говорим именно о широкой культуре. 

Сейчас намного сложнее показать вампиров такими, какими они были когда-то. И даже сделать их пугающими. Гильермо Дель Торо в сериале «Штамм», например, пришлось превратить их в адскую зомби-угрозу эпидемиологического характера. Кстати, сработало. Во всяком случае, в первом сезоне.

Конечно, культура может легко измениться еще раз. Да так, что новые версии «Интервью с вампиром» и «Королевы проклятых» покажутся нам настоящей свежатиной. Как и классический граф Дракула, который живет в жутком замке на холме. «Джон Уик», например, смотрится так круто не только из-за выдающейся постановки экшн-сцен, но и потому что мир соскучился по крутым боевикам из прошлого. Но «Сумерки» в любом случае открыли дорогу новым вампирам.

Фильм жестко ударил по ведущим актерам

Ой, бедненькие! Вдруг стали богатыми и популярными, а Робу Паттинсону не нужно было искать деньги на жилье и, возможно, настоящую работу. Какой кошмар! Такая линия рассуждений имеет право на жизнь, но сложно не признать, что «Сумерки» заключили с Кристен и Робертом дьявольскую сделку на перекрестке.

Их имена и лица узнали все, но в обмен они должны были отдать злобной Стефани Майер репутацию. Паттинсон на годы вперед стал слащавым красавчиком: вместо харизмы скулы, которыми можно нарезать колбасу для застолья. А вместо разделочной доски он мог бы использовать актерскую игру Кристен Стюарт. Ну типа она бревно – поняли, поняли? 

Примерно так эту парочку и воспринимали: он – полная противоположность Бэтмену, она – плохая актриса, которая по утрам пьет тормозную жидкость. И им пришлось много лет доказывать хейтерам, что мемы ошибаются, а они действительно умеют играть.

К 2023 году все получилось. Приличные люди знают, что Паттинсон – отличный актер, как и Кристен Стюарт. Но все равно находится публика, которая не обновляла операционку с 2008 года. Им картинка с лицом Беллы Свон все еще кажется угарной шуткой про деревянных актеров. Здесь «Сумерки» стали уже персональным проклятьем.

«Сумерки» изменили жанр young adult

Навсегда и бесповоротно, причем как в кино, так и в литературе. Произведения для подростков и молодых взрослых, конечно, имели определенную популярность и до триумфального восхождения Стефани Майер. Но в гораздо более узких кругах. Не было ситуации, когда топ книг-бестселлеров за несколько лет наполовину состоял из young adult романов одной писательницы.

До «Сумерек» в фаворе были умеренно детские произведения, вроде «Гарри Поттера», «Хроник Нарнии» и менее удачных попыток, таких как «Золотой компас» и «Лемони Сникет: 33 несчастья». После посыпалась бесконечная волна «Дивергентов», «Голодных игр» и «50 оттенков серого». Последних не существовало бы, если бы не «Сумерки».

Если зайти дальше, можно сказать, что на остатках этой волны, сильно изменившейся в процессе, к нам доехало и что-то вроде «Эйфории» с концептом «подростки придумали секс». Но это уже больше похоже на натяжку. А правда в том, что продюсеры, насмотревшись на сборы «Сумерек» и продажи мерча, крепчайше взялись за подростков и молодых взрослых.

Один плохо написанный вампирский фильм, где почти нет экшн-сцен, а режиссер и каст – ноунеймы, создал условия для масштабных перемен на рынке. Не говоря уже про дикую смесь обожания и ненависти, мемы, пародии и все остальное. «Сумерки» шикарно уловили дух времени и стали культовым кино. И все это почти никак не связано с их качеством. Феноменальный случай.

Есть ли смысл снимать сериал?

Как ни странно, да. Точнее, это даже не так важно. Ситуация с ремейком «Сумерек» сильно отличается от грядущего сериала по «Гарри Поттеру». Во-первых, никто не превращал эту историю в священный символ, а те, кто так все-таки делал, уже выросли и поняли, что Белла – бесхарактерная тюфячка, а Эдвард – абьюзер, каких поискать. Так что с точки зрения восприятия идея безопаснее. Не настолько мощная у «Сумерек» репутация.

Во-вторых, хоть первая часть франшизы и вышла в 2008 году, намного позже первого фильма о Гарри Поттере, «Сумерки» сохранились гораздо хуже. Произведение Роулинг выглядит вечной сказкой, которую можно рассказывать когда угодно. А «Сумерки» (именно как фильмы и эстетика) остались продуктом конца нулевых и начала десятых.

Слишком много там кринжового пафоса и странных сцен, вроде презентации семьи Калленов как крутого закрытого комьюнити. О, чувак едет на крыше машины, он такой классный! Ну куда это годится? Пространство для ревизии в разы шире. И есть даже определенный шанс сделать «Сумерки» менее стыдным мероприятием.

Сериал в любом случае будет интересным экспериментом по перезапуску недавней франшизы и по работе со специфическим первоисточником. Возможно, из этого выйдут очередные «Дневники вампира». А вот шансы, что сериал произведет такой же революционный эффект, как фильм «Сумерки», почти нулевые. Так что за этим можно будет спокойно наблюдать. С интересом и с безопасного расстояния.

Почему сериал по «Гарри Поттеру» – плохая идея? Проект разозлит фанатов не хуже нового «Властелина колец»

5 вещей, в которых «Футурама» была лучше, чем «Рик и Морти». Умные шутки, эмоции и фанаты

Поделиться

Аватар Виталий Халюков

Виталий Халюков

Автор

Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.