
У шоу Екатерины Шульман * топовые просмотры. Но звезде взрослого ютуба нужен новый формат
Нужно убрать две рубрики, чтобы зарабатывать больше 9 миллионов рублей в год.
Весной 2022 года Екатерина Шульман (признана властями РФ иноагентом) стала главным центристским спикером во взрослом русском ютубе. Пока другие блогеры либо маргинализировались, либо радикализировались, Шульман каждую неделю выходила в эфир программы «Статус» и неспешно раскладывала все о законах и законопроектах.
Только в феврале и марте прошлого года ее ютуб-канал вырос на 300 тысяч подписчиков. С учетом того, что у Екатерины сейчас 1,1 миллиона фолловеров, этот буст выглядит самым крутым из всех во взрослом сегменте видеохостинга.
То же шоу «Статус» вовсе превратилось во вторую по популярности итоговую информационную передачу рунета – просмотров вторничных эфиров у Шульман больше, чем у Михаила Фишмана (иноагента) на «Дожде» (иноагент), но меньше, чем у «Редакции. Ньюс» Алексея Пивоварова (иноагента). Выпуски Шульман не попадают в тренды ютуба, зато регулярно забираются в топ русского Apple Podcasts.

Шульман отрицает собственную журналистскую карьеру и настаивает на статусе политолога. Но она объективно делает ту же работу, что и, например, Сергей Доренко в 1990-х – выступает политическим комментатором на большую аудиторию, при этом самостоятельно проводит небольшие расследования, общается с экспертами и получает инсайды из регионов России.
«Статус», по сути, не изменился со времен закрытия «Эха Москвы» и остается радиопередачей – наличие картинки никак не влияет на содержание выпусков. За семь лет Шульман никак не поменяла концепт и держит устоявшийся формат – рубрики «Не новости, но события», «Отцы», «Понятия» и «Вопросы слушателей» сохраняются даже после смерти «Эха».
И как медиаформат эти рубрики уже кажутся немного анахронизмом. Шульман как будто скрестила две разные программы в одну – если обсуждение новостей и Q&A держат зрителей в современности, то в середине Екатерина будто читает историческую лекцию, и это выбивается из формата передачи. Да, выбор понятий и отцов неслучаен и тоже комментирует текущую повестку, но все равно выглядит вставным зубом.

Политологиню в многочисленных интервью не спрашивают, какой она видит медийную карьеру. При этом, по подсчетам Ассоциации блогеров и агентств, Шульман все равно хорошо зарабатывает на ютубе – в 2022 году она получила с рекламных интеграций 9 миллионов рублей, это 750 тысяч рублей в месяц.
Вероятно, даже при таком доходе можно поднимать еще большие деньги. Для этого, вероятно, нужно создать больше рекламного инвентаря. Екатерине даже не нужно ничего выдумывать – достаточно лишь вынести «Отцов» и «Понятия» в отдельное историческое шоу, а в самом «Статусе» расширить обсуждение актуальных событий и давать больше вопросов слушателей.
В преданной фан-базе Шульман явно есть те, кто кайфует от лекций в середине выпусков, а успех ютуб-каналов Сергея Минаева и Тамары Эдельман (иноагента) определенно доказывает, что в эту нишу можно и нужно идти. Особенно когда у тебя есть раскрученное имя, площадка с 1 млн подписчиков и рекламные интеграции, которые за тебя озвучивают совершенно другие люди.