
«Ван Пис» от Netflix – первая удачная экранизация аниме. Как создатели избежали позора «Тетради смерти»?
Наконец-то адаптировали без кринжа.
Долгое время казалось, что в экранизациях аниме с живыми актерами лежит какое-то непробиваемое проклятье. Каждый раз получается плохо – «Тетрадь смерти», «Призрак в доспехах» со Скарлетт Йоханссон и «Ковбой Бибоп» от Netflix лишь доказывают это. Продюсеры вкладывают большие деньги, но получают только гнев фанатов. И тут пришел «Ван Пис», адаптированный как «One Piece. Большой куш».

Никто ни на что не надеялся, но сериал и правда хорош. Его не стыдно смотреть, даже если вам нравилось оригинальное аниме или манга Эйитиро Оды. Да, недовольные фанаты все равно останутся, но это случай, когда они в меньшинстве, а у «Ван Писа» от Netflix довольно приличные оценки. Как же создателям удалось избежать предыдущих ошибок?
В создании сериала по «Ван Пис» был смысл
О живых экранизациях «Ковбоя Бибопа» и «Тетради Смерти» так не скажешь. Хотите посмотреть их лучшие версии? Включите аниме. Это вечные истории, которые не устареют никогда, потому что они нарисованы. Адаптациям Netflix было нечего добавить к оригиналу, а вот испортить его было крайне легко. Но «Ван Пис» – немного другая история.

Аниме про пиратов под предводительством Монки Д. Луффи стартовало в 1997 году и продолжается до сих пор. На момент написания текста там 1075 эпизодов. И ладно, если вы запрыгнули на этот корабль в середине нулевых и реально смотрите онгоинг.

Если вам просто понравилось описание истории про пиратов и дающие суперсилы дьявольские плоды, то вы просто никогда не сможете нормально ее посмотреть. На это нужно слишком много времени. Даже если пропускать эпизоды, не связанные с основным сюжетом. Да и что это за просмотр такой? «Ван Пис» уже невозможно осилить с нуля.
И тут выходит сериал с живыми актерами и даем вам возможность познакомиться с этой историей с самого начала. Не быть отстающим. Более того, то, что в аниме занимает два десятка серий, в сериальном «Ван Писе» емко умещается в одну-две. И нет ощущения, что там отрезали что-то лишнее. Такой сериал дает возможность тем, кому понравился бы «Ван Пис», полюбить «Ван Пис». Пусть даже в ином варианте.

А что же «Ковбой Бибоп»? В существовании версии Netflix нет вообще никакого смысла. Она физически не сможет стать такой же красивой и стильной, из-за чего только паразитирует на оригинале, который, кстати, состоит из 26 коротких эпизодов.
Новая версия не портит сюжет аниме
Скорее она очень талантливо его пересказывает, но об этом мы еще поговорим. Главное, что ни один элемент оригинального «Ван Писа» в сериале не пострадал. Обычно история о противостоянии канона и неканона – очень плохой аргумент. Но одно дело добавить или изменить какие-то элементы, а совсем другое – полностью проигнорировать и извратить суть первоисточника, как это сделала «Тетрадь смерти» от Netflix.

Просто послушайте, как это звучит. В манге и аниме Ягами Лайт – лучший школьник Японии. Он успешный и популярный. Даже если бы этот парень не нашел убивающую тетрадку, он бы оказался в верхах. Нет такой дороги, которая была бы перед ним закрыта. Но он решил, что его моральные суждения выше, чем у других, и, убивая преступников, сошел с ума от власти. Его противостояние с Эл – не просто битва двух гениев, а большие этические дебаты с максимальными ставками.
Что же предложил вместо этого Netflix? Местный Лайт – какой-то мстительный лошок, которого бьют обычные хулиганы. Он пользуется тетрадью для мести, а потом весь фильм идет на поводу у девушки Мии, которой он просто выдал свою тайну, потому что забейте. Это не опасный гений с комплексом бога и мегаоружием, а просто вошь. Не будь местный Эл такой же тупицей, он бы раскрыл его в момент.

Из-за таких радикальных перемен «Тетрадь смерти» от Netflix возненавидели фанаты оригинала. А новые зрители не поняли, почему им должно это нравиться. Им же показали очень плохую историю с никакими героями, ужасающей моралью и нулевой культурной ценностью. «Ван Пис» не повторил эту ошибку.

Монки Д. Луффи в аниме и манге хочет найти сокровище Голд Роджера и стать Королем Пиратов, Ророноа Зорро стать величайшим мечником, а Нами спасти свою деревню. Абсолютно те же вводные актуальны для их сериальных версий. Переданы все характеры и мелкие детали поведения, а то, что делало условного Усоппа интересным персонажем в аниме, здесь работает точно так же. Ну, только нос ему как у Пиноккио не сделали.

Сюжет, дизайнерские решения, персонажи – все максимально заботливо перенесено в живой мир, насколько это вообще возможно было сделать. Человек, который смотрел только аниме «Ван Пис», может обсудить его с человеком, который смотрел только сериал, но говорить они будут все равно на одном языке. И это явный признак, что все получилось как надо.
«Ван Пису» очень повезло с главным героем
Мексиканский актер Иньяки Годой – идеальный Монки Д. Луффи. Просто без вариантов. Его живая мимика и язык тела передают весь спектр эмоций анимешного Луффи. А этого персонажа не так-то и легко сыграть. Такое сочетание непробиваемого оптимизма, наивности и упрямства редко встречается у героев за пределами аниме. И не то, чтобы у актеров было много референсов, как именно это нужно играть.

Но Годой справился. А идеальный кастинг главного героя – уже гигантский плюс. Даже создатель «Ван Писа» мангака Эйитиро Ода был мгновенно впечатлен тем, как Иньяки Годой передал придуманного им пирата в соломенной шляпе. Благодаря харизме Луффи сериальный «Ван Пис» продает себя зрителю с самых первых минут.
Сериал отлично сжимает повествование
Просто великолепно, на самом деле. На бумаге задача сжать сорок эпизодов до восьми звучит невероятно сложно. Кажется, что это нельзя сделать без потери качества. Правда, когда вспоминаешь, что арки такого же размера пытались сжать до одиночных фильмов, понимаешь, что не все так плохо. Но как же «Ван Пис» решил эту задачу?

Сериал полностью следует хронологии аниме, но с хорошей редактурой. Все лишнее, вроде свойственных жанру сёнэн бесед на пять серий во время боя, разумнейшим образом выбросили за борт. Как будто «Ван Пис» пытается передать только самое главное и эмоциональное, а контекст по ложечке подливает флешбэками.
Так пытались сделать много где, но почему-то именно «Ван Пис» добился идеального баланса. Наверное, дело в том, что первоисточник всегда был очень оптимистичным и простым по своей сути, поэтому создателям сериала было легко отрезать лишнее, не задев по-настоящему важные части сюжета.
«Ван Пис» впервые передал стиль аниме с живыми актерами
Ну, окей, отчасти это получилось у (тогда еще) братьев Вачовски в фильме «Спиди гонщик», но упрощений там было значительно больше, а еще была специфика первоисточника. Когда же мы о говорим о типичном мейнстримном аниме в общепринятом понимании, то всегда было непонятно, как вообще можно передать это в виде кино или сериала.

Тут получилось так, что визуальные эффекты сохраняют анимешную дурашливость и не боятся показаться глупыми. Например, когда Луффи растягивается или когда Багги начинает разрываться на куски и летать по цирку. Вообще визуальная стилистика себя не стесняется.

Все настолько яркое, но в то же время органичное, что сразу понимаешь – да, в этом мире не красят волосы, а рождаются сразу с цветными. Это как оживший утрированный клип – что-то вроде фильмов Уэса Андерсона, но без эффекта искусственности из-за перспективы в одной точке. При этом «Ван Пис» не пытается угодить эстетам. Он просто знает, каким он хочет быть.

Это первый раз, когда экранизация аниме в довольно большой степени сохранила эти гиперболизированные сражения с кучей мегаприемов. Здесь они раз так в пятнадцать короче, чем в аниме, но иначе бы просто не получилось. Главное, что «Ван Пису» реально удалось сохранить ощущение, что ты смотришь аниме. А значит, сериал стал первым, кому удалось преодолеть проклятье с позорными экранизациями.
Почему аниме «Человек-бензопила» так популярно в России? В 2022-м его смотрели чаще, чем свежее кино