
13 самых раздражающих треков в истории русского рэпа. Баста, Oxxxymiron * и свежий рэп-шансон
Не забыли и про Ice Baby.
Русский рэп за время своего существования прошел столько эпох, что давно сравнялся по обширности лора с русским роком. Master SHEFF, Децл на MTV, гаражно-подъездные треки для пацанов и путь от надписи «Рэп – кал» на заборе до стадионного мейнстрима. Все это знают. Но в каждой из этих эпох были уникально раздражающие хиты. О них и поговорим.

Важный дисклеймер. Самые раздражающие – необязательно худшие или плохо написанные. Иногда даже признанный хит может достать сильнее, чем какая-нибудь сиюминутная помойка. Поэтому мы говорим только о мейнстримном и надоевшем.
Баста – Моя игра
Культовый трек с первого альбома Басты «Баста 1» со временем превратился в своеобразную пацанскую скрепу. Не знаете, что включить в дворовой компании с кнопочного телефона? Вот самый очевидный и безошибочный выбор. Под него принято просто понимающе кивать головой. Но почему?
Ненадолго взглянем на мир глазами фаната Басты. В том же альбомы вышли «Мама», «Город в огне», «Осень» и другие треки раннего Василия Михалыча. Все понятные, сюжетные и по-пацански душевные. А «Моя игра» – какой-то бессмысленный набор жизненных максим. «Здесь правила одни и цель одна». Какие правила? Какая цель? Непонятно. Но фанаты «Моей игры» такими вопросами не задавались, и в результате от нее стало просто невозможно отвязаться.
Многоточие – Щемит в душе тоска
Сейчас вайб раздражения от этой песни улетучился, потому что она превратилась в ласково-кринжовый ностальгический мем. «На сердце боль взгляд смотрит в небо – ждет ответа. Душа не верит в то, что нету. Тебя уже нету». Сразу понимаешь, что «Многоточие» было идеальным названием для группы. Потому что весь текст представляешь себе так: «На сердце боль… Взгляд смотрит в небо…» Драматическая аватарка у стены или на рельсах прилагается.
К самим артистам, кстати, минимум претензий, хоть и выразила свою боль группа «Многоточие» безумно косноязычно. Но когда тринадцатилетние школьники делали «Щемит в душе тоска» саундтреком своих подростковых страданий просто из-за скорбного звучания, выглядело это стыдновато. Да, а еще песня стартовала со слов: «Для всех, кто знает, что такое потеря. Для тех, кто прохавал жизнь с самого низа».
Лигалайз – Будущие мамы
Будучи одним из первых больших рэперов в России, ранний Лигалайз был трушным парнем и делал настоящий хип-хоп из каменного леса. Но в середине нулевых все поменялось. Мейнстримом стало слово «гламур», а клуб – самым модным местом на свете и сеттингом одноименного ужасающего сериала, к которому Лигалайз также был причастен. В этой атмосфере вдруг возник Лига, захотевший немного настоящей популярности.
«Будущие мамы» – эссенция всего неправильного и раздражающего в мейнстримном русском рэпе середины нулевых. Очень слабый текст с посылом «Пусть все знают, как мы отдыхаем», дурацкий R’n’B-бит и какая-то ленивая читка Лигалайза. И нет, это не ретроспективный стыд – в год выхода песни она звучала так же плохо. Лигалайз мог сделать больше, чем стать живой иллюстрацией мема «50 Cent у нас дома».
T9 – Вдох-выдох (Ода нашей любви)
Еще один мем середины нулевых. Бесконечно сопливая песня, лирические герои которой не боятся, не таят этих чувств сильных и ловят сладкие грезы на сказочных склонах. Бывает, что человек начинает писать стихи и откуда-то достает слова «взвейтесь», «иль», «мгла» и все остальное, что не использует в жизни. «Вдох-выдох» – идеальная иллюстрация этого графоманского феномена. Но в плейлисты-то это добавляли всерьез!
Слушая T9 можно было понять, почему многие ненавидят русский рэп. Абсолютное позорище под сахарный биток с пианинкой подается со смертельной серьезностью. Но каким-то непонятным образом это работало. Ребята попроще так и представляли выражение чувств. Девочки таяли, а потом они в обнимку ложились смотреть «Стритрейсеров», где любовные сцены выглядели точь в точь как клип на «Вдох-выдох».
Krec – Нежность
Продолжаем на сопливой волне. Наверняка у многих сочетание «Krec – Нежность» замерло в сознании в виде скриншота с zaycev.net. И песня действительно была популярной. На контрасте с T9 тут чувствуются более пацанистые ноты: отрывистые фразы, хрипотца и так далее. Но от этого все становится еще более нелепым!
Первый куплет Krec учит тому, что читать любовные строчки нужно тем же тоном, каким вы отвечаете на предъявы чуваков из соседнего двора. Короче, русский рэп тех времен очень плохо умел в небытовую лирику, и это чувствуется. Но выбора не было, и если в нулевых вы выглядели так же, как Фьюз, Марат и Ассаи, то и страдать должны были под «Нежность». Ассаи потом сделает большую карьеру на том же вайбе, но самая кринжовая и растиражированная песня в этом стиле родилась именно у классического питерского трио.
Guf – Ice Baby
Заканчиваем с любовной рэп-лирикой нулевых стариной Гуфом. Он всегда был гением бытописания и подсчета этажей, умел вызывать граничащую с жалостью эмпатию, и на нем одном держалась слава группы Centr. Конечно, у Гуфа хватало раздражающих треков, но любовная Ice Baby выбивалась особенно сильно.
Не из-за того, как текст о вечной любви к Айзе звучит сегодня. Не потому, что здесь Долматов терял моджо и фирменный стиль. Нет. Только из-за припева. Потому что Гуф-то сам для себя сделал все правильно, а вот когда люди с серьезными лицами включали это на телефоне и подпевали сентенцию «Айс-Айс Бэйби» без тени улыбки и не понимая отсылку к Vanilla Ice, это было стремненько.
Yanix – Цепь
Уникальный случай. Нельзя сказать, что «Цепь» Яникса играла везде, но если вы слышали ее хотя бы раз, то уже не могли выгнать из головы ту самую легендарную ошибку. Рэпер Яникс, как оказалось, не знал правило «одел/надел», а учить стишок про одежду и Надежду уже было поздно. «Одел цепь на цепь на цепь». Так Яникс стал врагом всех сторонников грамматики.
Согласитесь, не так часто ухо режет именно один конкретный момент. Но могло быть и хуже, правда? Не все помнят, что перед коварной строчкой Яникс зачитал «Кладу кэш на кэш на кэш», а ведь мог бы сказать и «Ложу кэш на кэш на кэш». Хорошо, что этого не случилось, но оригинальная версия все равно чертовски бесила.
ЛСП & Oxxxymiron* – Безумие
На этом месте мог быть затасканный до смерти «Город под подошвой». Или трек «Девочка-******» – икона для дам, от которых Мирон Янович* публично отказывался на батле с Джонибоем. Но фит с ЛСП все-таки хуже и кринжовее, причем к Олегу тут претензий нет. Он был на своем месте и в своем амплуа. А про Оксимирона так не скажешь.

Человек всю жизнь был гиком-буквоедом и построил на этом популярность, а тут вдруг сошел с ума и решил стать модным и клевым. Оба слова следует произносить со стариковским кряхтением. Получилось болезненно неуклюже. Окс превратился в ботаника, который пытается казаться крутым на тусе у бассейна и корчит из себя бэдбоя. За него было просто неловко. Ну какой «самодостаточна – самок достаточно», Мирон Янович? Вы чего?
Все-таки каждый должен заниматься своим делом, а не впадать в безумие. Но сам трек было невозможно слушать не только из-за неловкости, но и из-за гуммозного припева и незаслуженно завирусившегося мема про «Что в ее спрайте?» Вот правда, лучше включите «Город под подошвой».
PHARAOH – BLACK SIEMENS
Скр-скр-скр. Никакого хейта к Глебу Голубину и тому, чем он занимался в последние годы, но Black Siemens, с которого началась его большая карьера, и правда был невероятно бесящим треком. Медленный, повторяющийся, с этим одноклеточным битом и худшими эдлибами, какие вы только слышали. Просто кошмар.
Все, что было потом, можно как-то осмыслить и оправдать, а тут Фара взбесил всех. Наверное, и правильно сделал, потому что создал мем и положил начало Dead Dynasty. С этого момента рэперы стали дединсайдами в неформальных шмотках, а в жанре сильно поменялся расклад. Стала ли вступительная песня лучше от этого знания? Нет.
Единственное реальное достоинство Black Siemens в том, что она породила кучу забавных пародий. Хованский начал с нее рэп-карьеру, когда задиссил Fallout 4. А Слава КПСС записал довольно занятную пародию под названием Black Stalin.
L’One – Тигр
Одна из самых надоевших песен момента в истории. «Тигр» Левана Горозии бесил от первой до последней секунды. С помощью этой песни L’One запрыгнул на хайп-трейн нового рэпа из Атланты с дэбом и отрывистыми хуками. Но получился скорее мем для помойных пабликов, чем хорошая песня.
А вот если бы Леван подождал несколько лет и выпустил что-нибудь про волков… Но если серьезно, «Тигр» был удачен в том смысле, что хорошо запоминался. А это очень неприятное качество для аудитории, которой не нравится ни этот стиль, ни строчки про «Тигра», зачем-то висевшие в голове 24/7.
Элджей & Feduk – Розовое вино
Как же без него? Дико раздражающая песня, которой было уделено слишком много внимания. После выхода «Розового вина» взлетела карьера Элджея, а Федук перестал восприниматься как невнятный рэпер-околофутбольщик. А еще мир накрыло волной точно таких же треков под прямую бочку.
Хуже всего, что «Розовое вино» никак не хотело перестать дышать. Срок жизни трека давно вышел, а люди все обсуждали как Элджей с Федуком не переваривали друг друга и скандалили, чье имя должно стоять в треке первым. Кстати, должно все-таки имя Федука, потому что самые раздражающие строчки пел он, а что там делал Элджей, нужно еще восстанавливать в памяти. Что, переслушать? Нет, спасибо большое.
CYGO – Panda E
Сколько ни старался, не смог выдавить из памяти ни одно название трека в жанре кальянного рэпа, потому что все они звучат одинаково. Но кое-что смежное все-таки вспоминается. Это Panda E – самый популярный трек 2018 года во «ВКонтакте», что, наверное, многое говорит об аудитории соцсети в ее поздней итерации.
Это не закос под Desiigner, как можно было подумать, а тот трек, где «Мы бежим с тобой как будто от гепарррда, посмотри, ведь это рядом наша банда». Бессмысленный текст, но в то же время запоминающийся припев – есть ли в мире более точный рецепт раздражения? Хорошо хоть рэпер CYGO так и остался автором единственного хита, потому что второго мы бы не выдержали.
Гио Пика – Фонтанчик с Дельфином
На самом деле трек старше, чем Panda E или «Розовое вино», но Гио Пика завирусился и стал большим артистом относительно недавно. Хотя казалось, что эпоха шансона прошла очень давно. Но, видимо, нам просто хотелось так думать, потому что теперь рэп-шансон с читкой, напоминающей грубое холодное регги, – новый тренд, а сам Гио Пика – герой «Вписки».
С точки зрения текстовой ритмики в «Фонтанчике» все на слух неплохо, но самом деле ничего сложного или нового в таком построении нет. А главное – другое: мы теперь серьезно слушаем рэп про тюрьму «Черный Дельфин»? Потому что если да, то все плохо. Этап шансон-рэпа не должен был воскресать.
* – признан иноагентом в РФ.
55 главных мемов русского батл-рэпа. От считалки Оксимирона * до важности 2015 года