Стать популярнее – не равно стать лучше.
Роль Юрия Дудя в развитии сегодняшнего русского ютуба огромна. Именно он показал, что жанр видео-интервью жив, открыв двери для множества талантливых людей, запустивших позже аналогичные или новые для ютуба проекты. Тренд на документалки и мини-исследования на больные для России темы тоже запустил Юра.

Но при всех заслугах и бешеной популярности сегодняшняя форма Дудя далеко не пиковая. Хотя бы потому, что в его карьере был Sports.ru, в судьбе которого Юра сейчас принимает лишь номинальное участие. Ниже – несколько доказательств, почему Дудь-спортивный журналист до сих пор круче Дудя-блогера.
От лидера жанра к одному из многих
Людям, которым интересно чуть больше, чем телик и новый номер «Спорт-экспресса» в туалете, спортивная журналистика девяностых и начала «нулевых» представлялась чем-то довольно серым и унылым. Да, были «Футбольный клуб», ProSport, «Мой Футбол» и ещё парочка исключений, но в целом был кондовый язык, существующий в мёртвых жанрах.
Что сделал Дудь? Просто заговорил человеческим и даже хулиганским (на то время) языком, раскрывая темы, выходящие за пределы спорта. Сначала в комментах воняли и шутили о вопросах (геи, деньги, договорняки), но через пару лет дружно ждали новых интервью и скандальных расследований.
Стиль Дудя и методы работы Sports.ru нагло копировали другие издания. Кто-то сдирал готовые концепты и рубрики, а кто-то – вдохновлялся подходом. Тот же «Евроспорт» во многом ориентировался именно на Дудя – неслучайно многие редакторы и авторы с ним потом сработались. А еще даже на колхозных «СовСпорте» и «Чемпионате» стали появляться «Девушки дня», мемы и интервью-подражания. В начале «десятых» Дудь стал очевидным топом спортмедиа, который уже свершил революцию и стал пророком, регулярно толкающим речи и лекции.
Обладает ли сейчас аналогичным статусом Дудь-блогер? Очень вряд ли. Да, многие будто бы правда думают, что именно Дудь изобрёл интервью, делая его фамилию нарицательной. Но Юра никакой не новатор в этой сфере, а количество его свежих фишек не сравнится с бесперебойным креативом времён спортса.
За семь лет до Дудя в интернете отжигал Минаев – причём в ещё более сложном жанре прямого эфира. А среди интервьюеров уже давно существовали признанные звёзды вроде Владимира Познера, Ильи Азара или Ксении Собчак. Дудь нагло выбил дверь в свежий для ютуба формат, но его всё чаще затмевают фактурой и умением добывать инсайды опытные профессионалы с дорогим продакшеном («А поговорить?») или ещё более «свои» парни («Вписка»).
Дудь же привычно вывозит на харизме и с переменным успехом делает документалки, которые уже уступают по масштабу конкурентам. Реальная же революция происходит довольно тихо – как на канале «ещёнепознер», намеренно делающем анти-интервью. А в классике Дудя всё чаще превосходят уже признанные титаны: к той же Собчак есть много вопросов, но даже при сравнении интервью с одними и теми же гостями (Гуф, Гнойный, Петров) разница очевидна.
От почти полной безупречности к ошибкам и провалам
Дудь – едва ли не главный топ в жанре «интервью с негодяем». Но этот статус тянется за ним как раз со времён Sport.ru, когда он уничтожал ретроградных чиновников (раз, два, три), разочаровывающих спортсменов из Госдумы, фанатов-националистов (раз, два) и первым рисовал портреты одиозных личностей, вроде Александра Емельяненко. Вершиной в этом смысле стала знаменитая перепалка с Виталием Мутко – тогда Юра впервые обратил на себя внимание самой широкой аудитории.
Александр Шмурнов однажды назвал Дудя «интервьюером-проктологом» – настолько хорошо у того получалось втираться в доверие любому человеку и доставать всю необходимую информацию. За счёт этих скиллов Юра не только срывал маски с не самых приятных людей, но и открывал новые имена. Фактически именно Дудь популяризировал жанр «откопал когда-то заметного чувака, который сейчас занимается чем-то неожиданным» (раз, два, три). Именно оттуда растут ноги выпуска из Замбии или интервью с Таиром и Незлобиным.
Другие жанры, в которых Дудь всегда был хорош, он тоже легко адаптировал под ютуб. Если сейчас «вДудь» открывает целые темы через спецов по экономике и астрофизике, то раньше нечто подобное делалось во время разговоров с агентами и скаутами. У документалок тоже есть фундамент со спортса – монументальный труд о пропаганде советских спортивных СМИ не только в очередной раз заявляет о явной нелюбви к «совку», но и показывает талант Дудя по работе с огромными пластами информации. А серия текстов о «Футбольном клубе» (раз, два, три) сделана вполне себе в духе ностальгических документалок «вДудя».
Юра был действительно хорош во всём, чем занимался на Sports.ru и даже за его переделами – работа в кадре на «Ударе головой» и «Культ Туре» тоже стала образцом для многих последователей и повлияла как минимум на карьеру Евгения Савина.
На ютубе Дудь хоть и расширил палитру гостей, но всё же остался в зоне комфортных форматов. И стал всё чаще косячить. Политиков он зачастую недодавливает, троллинга не понимает, а привычная стратегия «интервью с негодяем» сыплется, когда оппонент оказывается действительно сильным.
Комментаторы и блогеры всё чаще отмечают, что Дудю не хватает кругозора – он то недоумевает от слова «трикстер», то показывает всё невежество на фоне режиссёров и музыкантов. Юра с переходом на ютуб оказался не на своей территории и в особенно сложные моменты это всегда чувствуются – вылезают фактически ошибки, провалы с подготовкой и сомнительная стратегия. На спортсе он всегда мог действовать с позиции силы, имея внушительный багаж знаний и статус. На ютубе в таком амплуа он может почувствовать себя только с гостями, которые сами дико радуются приглашению во «вДудя».
На YouTube Дудь всё ещё учится
Но все ошибки и проблемы Юра объясняет простой фразой: я всё ещё учусь. Он действительно изначально затевал эксперимент с ютубом, чтобы заполнить пустоту после закрытия «Культ Туры» и прокачать скилл интервьюера. Но богатство и слава пришли намного раньше, чем сам Дудь освоился в новом пространстве.
Насколько круче Дудь со спортса выглядит, чем Дудь с ютуба, можно проследить по его интервью с одинаковыми героями. Юра заманивал новую аудиторию и расширял границы спортивного сайта уже достаточно давно: героями интервью становились знакомые по «вДудю» L’One, Шнур и Фараон. Делая упор на узкопрофильную спортивную тему, Дудь неожиданно раскрывал их намного лучше, чем его коллеги из однотипных глянцевых медиа. Но если посмотреть на тех же героев во «вДуде», то все три выпуска покажутся довольно пресными и вторичными, с минимумом новых фактов.
Из рамок спортивных медиа Дудь выходил аккуратными шажками – подобными интервью, экспериментами на телеке и агит-челленджем с политиками «Яблока». Но превращение из узкопрофильного специалиста в интервьюера-универсала резко сменило темп после создания канала «вДудь». Быстро завоевав популярность и получив возможность приглашать гостей почти любого статуса, Юра оказался к ним попросту не готов.
Быть лучшим в узкой специальности намного круче, чем разрываться по разным сферам. В ранние годы карьеры Юрий Дудь был главным в России специалистом по голландскому футболу – тогда никому в голову не приходило смотреть богом забытую Эредивизи. Затем сфера спортивных интересов Дудя расширялась с каждым годом, но в результате и в этой области ему стало тесно. Юра решил расти и пошёл говорить с самыми разными знаменитостями на ютуб – рискованный шаг, который заслуживает уважения. Опрометчиво считать, что у него уже всё получилось – Юра лишь продолжает учиться. И, зная его упорство, когда-нибудь он обязательно достигнет того же статуса, что у него был в спорт-медиа. Но случится это не за год и не за два – ведь даже спортивный этап занял больше десятилетия.