Апология режиссёра, которого надо ценить, а не хейтить.
Сарик Андреасян – культовая фигура в российском кино. Причём довольно редкого типа – не икона, на которую принято дружно молиться, а человек-мем. Важное место Андреасяна в культуре уже сложно оспорить – даже самый популярный критик страны посвятил ему гигантское киноведческое исследование.
Во многом своей известностью Сарик обязан BadComedian’у, который делал обзоры на почти все «знаковые» фильмы режиссёра. Как результат – в рунете фамилия Андреасян стала символом слова «бездарность». Но это крайне поверхностная точка зрения. Ниже я постараюсь объяснить, почему Сарик Андреасян не только важен, но и полезен для русского кинематографа.

Гений «плохого кино»
В США понятие guilty pleasure довольно давно оформилось в серьёзных культурологических исследованиях. Умение получать удовольствие от «плохого кино» – неотъемлемая черта сегодняшнего западного интеллектуала. Поэтому наравне с фанатами популярных франшиз и любителями давних хитов DVD-проката в Америке также образовался культ вокруг «плохих» режиссёров: Эда Вуда, Роджера Кормана и Томми Вайсо.
Отсталость российского кино выражалось не только в очевидных проблемах индустрии (от кризиса жанрового кинематографа до упадка профильного образования), но и в отсутствии сегмента «плохого кино». Да, культовый статус у нас обрёл «Зелёный слоник», который, скорее про экстрим, чем про guilty pleasure, но в остальном всенародная ироническая любовь почти ни на кого не обрушивалась. Пока в индустрии ни появился вчерашний КВН-щик Сарик Андреасян, который дебютными же «Лопухами» пробил дно, устанавливая с каждым последующим релизом новую планку ужасности.
Но внимание BadComedian’а и широкий интерес пошли ему только на пользу. Как истинный «плохой» режиссёр Сарик продолжал абсолютно искренне снимать фильмы, не осознавая собственного статуса. И до сих пор у него получается настолько плохо, что уже хорошо – иначе обзоров от блогеров просто бы не существовало. Сарик Андреасян – это наш Томми Вайсо, который до сих пор сам же этого не понимает. И за такую искренность с регулярной доставкой «постыдного удовольствия» его определённо стоит любить.
Гигантский опыт
А теперь давайте чуть серьёзнее. Да, комедии от Сарика – это уже фольклорное понятие, а его попытки в серьёзные драмы получаются довольно плоскими и наивными. Но главный парадокс в том, что именно 35-летний Андреасян сегодня один из самых опытных режиссёров нового поколения в русском кинематографе – всего за десять лет карьеры он снял 16 и спродюсировал 26 проектов разного уровня и географической принадлежности.
Сарик прекрасно знает индустрию изнутри, понимает аудиторию (по крайней мере, до провала «Защитников» почти всего его ширпотребные комедии собирали кассу) и довольно плодотворно поработал на Западе. Многие из наших режиссёров имеют в портфолио хотя бы что-то аналогичное псевдо-боевичку с Эдрианом Броуди? Сарик же бьётся лбом о стену, выпуская с невероятной регулярностью фильмы примерно одинакового качества, но при этом обрастая знакомствами и попадая в лонг-лист «Оскара».
При своём очень странном понимании морали (долинское выражение про «диктатуру доброты» описывает его максимально метко) и попсово-ретроградном вкусе в кино, Сарик стал фактически мини-мэйджором в российском кинематографе и набрался гигантского опыта.
Но, что особенно важно, в отличие от почти всех коллег, он решил им поделиться с самой широкой аудиторией. Полгода назад Андреасян ворвался на YouTube и создал неожиданно фактурный канал для киноманов: он на пальцах объясняет фундаментальные основы режиссуры, делает содержательные интервью с недооценёнными фигурами российского кино и записывает атмосферные подкасты с кучей познавательной инфы.
Титаны нашего кинематографа в лучшем случае открывают школы/курсы, а в худшем – устраивают бесполезные творческие встречи. Сарик же в своей простецкой и наивной манере абсолютно искренне делится опытом из первых уст и рассказывает о том, что вы вряд ли сможете нагуглить самостоятельно: о тонкостях кино-бизнеса в России, о малоизвестных правилах попадания на «Оскар»/«Золотой глобус» и неочевидных проблемах работы режиссёра.
Кино-эссе – это, конечно, интеллектуальный и познавательный контент, но максимально внятное объяснение различных кино-внутряков от человека из индустрии на деле оказывается гораздо более полезным.
Открытость и адекватность
Ещё пять лет назад, во время конфликта с BadComedian’ом, Андреасян обладал репутацией очередного старорежимного воротилы с атрофированным чувством самоиронии. Но сейчас у него совершенно другой образ – да, Сарик, кажется, так и не свыкся со статусом «плохого режиссёра» (хотя и признаёт откровенной неудачей тех же «Защитников» и несколько других фильмов), но стал всё чаще переводить критику в шутку и вести диалог с бывшим «врагами». Совсем скоро вот выйдет его подкаст с BadComedian’ом, которого он чуть не засудил, и с Ануаром, на которого он сорвался в американском аэропорту.
Отношение широкой аудитории к Сарику постепенно изменилось после неожиданного ролика в поддержку Баженова. Во время недавнего скандала с Kinodanz он выступил в защиту блогера одним из первых, а затем несколько раз хвалил его в интервью. Вторым же важным репутационным бонусом стал подкаст с Ануаром, где режиссёр показал неожиданный уровень понимания индустрии, пробудил самоиронию и всячески демонстрировал свою открытость перед новой аудиторией.
Важной добивочкой к портрету Сарика 2.0. получился уже легендарный подкаст с таким же титаном отечественного «плохого кино» Александром Невским. Кажется, Андреасян постепенно свыкается со своими интернет-образом и параллельно делает крутой контент – в это тяжело поверить, но помимо бесконечного самолюбования Невского в выпуске полно полезных фактов про распределение финансов в западном кино, структуру «Золотого глобуса» и специфику различных кинорынков.
Сарик-блогер очень круто поменял отношение к Сарику-персонажу. Во-первых, стало понятнее, почему и зачем он делал и делает такие фильмы. Во-вторых, клишированный хейт от аудитории Бэдкома резко сломался. Все, кто когда-то ненавидел Андреасяна, прошли путь сначала к ироничному отношению, а теперь и ко вполне серьёзному. Сарик оказался абсолютно адекватным и действительно светлым человеком, который не боится показать себя большим ребёнком и не стесняется своих вкусов в кино. Его позицию необязательно разделять, но теперь её хотя бы можно понять.
Кто бы мог подумать, что главным проводником в закулисье российского кинематографа на ютубе станет именно Сарик Андреасян? Но сегодня это именно так – он охотно делится секретами, дружит с популярными кино-блогерами и реально старается расти над собой. Даже его реакция на постоянные шутки от Дудя вполне понятна – да, имя «Сарик Андреасян» стало нарицательно-отрицательным, но, видимо, только от недостаточного погружения в проблему.
Остаётся лишь дождаться, что когда-нибудь Сарик-режиссёр подтянется до уровня Сарика-блогера. Хотя и в уже привычном статусе «худшего режиссёра в истории российского кинематографа» он доставляет гораздо больше удовольствия, чем груда серых и посредственных премьер из отечественного проката.