
Надоевший Моргенштерн и спад Монеточки. Главное о русскоязычной музыке 2020 года
В самом неудачном для индустрии году были не только разочарования, но и большие открытия.
2020-й был ужасным почти во всех сферах жизни. В кризисе оказалась и русскоязычная музыка. Карантин в странах СНГ убил концерты и фесты, а большинство музыкантов на самоизоляции либо не смогли создать ничего нового, либо делали слабее обычного.
Объяснять серость этого музыкального года только пандемией – удобно, но не верно. Западное музло в 2020-м по-прежнему в порядке, и дефицита мощных релизов нет. У нас же финал десятилетия стал средоточием назревавших давно проблем. Русский рэп погряз в кризисе, новый рок застрял в самоповторах и почти не принёс свежих имён, а стриминги переполнили критическую массу артистов, где количество перерастает уже не в качество, а в конвейер.

В СНГ-музыке 2020-го появилось четыре тренда:
– EP и синглы вместо альбомов. Удобное напоминание о себе в год, когда нет туров и выпускать альбомы почти бессмысленно. Есть как удачные примеры (Алмо, Коста Лакоста, масло чёрного тмина), так и не очень (Луна, Пошлая Молли).
– повторение пройденного. Большинство популярных артистов не рисковало и следовало уже проверенным правилам. Иногда стабильность шла во благо и подкрепляла статус (Mnogoznaal, Дайте танк (!), IC3PEAK), но чаще звучала как застой (Хаски, Kizaru, МС Сенечка, Шарлот, Комсомольск).
– эксперименты без тормозов. Многие артисты искали новое звучания без оглядки на ядерную аудиторию. АИГЕЛ выпустили альбом на татарском, Tesla Boy наконец-то запел на русском, а Петар Мартич с Анной Зосимовой постарались сделать нестыдный русский шансон. Ещё более популярные эксперименты года – смена жанра. Рэперы увереннее запели рок, рокеры перешли в попсу, а дискуссию о строгой жанровой принадлежности закрыл Моргенштерн: в интервью Дудю и фразой «жанры – это для пи***асов».
– на фоне кризиса хип-хопа и рока главными направлениями стали поп и замороченная электронная музыка. Тренд заметен по исполнителям, которых мы хвалим ниже, и по преображению талантливых инди-авторов в поп-артистов. Отдельный симптом: звезда The Flow Николай Редькин бросился в серьёзное исследование русскоязычной поп-музыки и завёл крутейший профильный тг-канал.
– хочешь сделать хит – целься в тик-ток. Моргенштерна, Slava Marlow, Niletto, Sqwoz Bab и других бэнгермейкеров 2020-го не представишь без танцулек под их главные треки в тик-токе. Чтобы попасть на верхушки топов в стримингах, все стремятся завоевать аудиторию школьников. То есть делать проще, качёвее и меметичнее.

Теперь поговорим конкретнее: о главных русскоязычных релизах 2020-го.
Лучшие
Хадн Дадн – Ностальгия
Светлый, сказочный и по-хорошему странный альбом стал самым обсуждаемым релизом начала года. Хадн Дадн доказали, что даже в рамках выдуманного ими причудливого стиля ляоакын можно делать хиты с фразеологичными строчками о звёздах на плечах, которые не дают покоя, и стёртом дождём вагончике Роспечати.
104 – Кино без сигарет
Скриптонит увлёкся продюсированием, фитами, синглами и ностальгичным совместным EP с Niman, но его отсутствие полноценно компенсировал альбом 104. Идеальное сочетание продакшна западного уровня с национальным колоритом.
IC3PEAK – До свидания
Редкие звёзды-2019, которые не подвели в 2020-м и стали только круче. Будучи андеграундой экспортной электронщиной с уклоном в витч-хаус, IC3PEAK символизировали современную Россию с её хтонью, социальной несправедливостью и болезненным акционизмом. Закономерно, что даже максимально не вписывающийся в эту эстетику Юрий Дудь заинтересовался авторами одного из самых ровных альбомов уходящего года.
Краснознамённая дивизия имени моей бабушки – Катакомба
Первый альбом любимой критиками оркестровой инди-группы после ухода сразу трёх участников. Но перемены не сильно навредили Дивизии. Музыка звучит всё так же объёмно, захватывающе и сложносочинённо, а мягкий вокал придаёт огромной конструкции красивую простоту. Идеальный подарок для всех любителей умной инструментальной музыки на стыке жанров.
Dequine – labum
Ещё одно большое открытие из Казахстана. Наконец-то не в рамках хип-хопа. Музыку Декуин невозможно заковать в рамки какого-либо жанра, а альбом labum не очень подходит для рационального осмысления. Это набор чувственных фантазий с элементами джаза, фанка, соула и этнической музыки, где мелодии и ритмическая структура постоянно меняются и растекаются в разные стороны. Но даже в такой непростой структуре нашёлся яркий хит, который вы наверняка слышали: «На западе». Это тот самый небанальный поп, который стал одной из характерных черт русскоязычной музыки в 2020-м.
источник – POP TRIP
Рок-группа, которая долгие годы была вполне приличной, но всё же одной из многих, пошла на резкую смену жанра и только выиграла. Альбом полностью оправдывает название. Это светлоё и лёгкое поп-путешествие по извилистым дорогам. Талант к околофанковым аранжировкам и созданию звучных мелодий никуда не делся, а тексты от упрощения стали только лучше. Одно из самых ярких светлых пятен в мрачном году.
ЛСП – Свиное рыло
Альбом-разминка и альбом-шутка подразумевался как разогрев перед серьёзным One More City. Может, со мной что-то не так, но «главный» альбом ЛСП не зашёл, показавшись повторением пройденного и местами до противного сладкой позитивной попсятиной. В сделанном на коленке «Свином рыле» намного больше жизни, простые шутливые тексты запоминаются лучше, а огромный набор музыкальных и поп-культурных отсылок лишь украшает миниатюрную концептуальную сказку о поросёнке. «Свиное рыло» – это «Горгород» для тех, кто умеет расслабиться и включить самоиронию.
Сёстры – Когда были волны
Дебютный альбом новых подписантов Musica36 сразу начали сравнивать с лучшими примерами творчества основателя лейбла. На деле никакого влияния Скриптонита не было. Наоборот, Адиль позвал группу на лейбл, когда услышал демки этого альбома. Корни сложносочинённой поп-музыки сестёр Насти и Маруси Муравьёвых растут из их музыкальной семьи и профильного образования. А с продакшном в духе Джеймса Блэйка и FKA twigs помог третий участник группы – звукорежиссёр Павел Петренко. Spotify утверждает, что именно этот альбом помог мне пережить 2020-й – спорить не стану.
Куок – Красность
Очередной пример, как в 2020-м радикальные изменения в творчестве рождали крутых фрешменов. Куок был локально известным битмейкером и экспериментальным электронщиком из Праги. В 2020-м он запел на русском, сделал музыку более понятной, а статус «рэпер» оставил номинальным: поп и хип-хоп на альбоме «Красность» разложены в равных пропорциях. С внушительными скиллами, неожиданным лирическим талантом и прицелом в новую аудиторию Куок раскрылся как один из самых перспективных артистов, уже готовых к большим свершениям и серьёзной конкуренции в СНГ.
Сверкай – Дева в беде
Ещё один красивый и необычный поп-альбом выделяется на фоне других удивительной гармонией и цельностью. «Дева в беде» – поразительно ровный релиз, комфортнейший в прослушивании и удерживающий внимание от начала до конца. Юля из прекрасной группы Sewage Sour раскрыла поэтический талант и показала образцовый современный инди-поп, достаточно изобретательный для опытного слушателя и предельно понятный для далёкой от жанра аудитории.
невидимка – Заточка
Группа невидимка – нечто среднее между перестроечной электроникой, жирным индастриалом, танцевальным техно, суровым пост-панком и русским шансоном в лучших его проявлениях. Эффектный мужской дуэт звучит как музыка из прошлого, но не в смысле промаха мимо актуальности. Они описывают нашу действительность с помощью инструментов, которыми не пользуются другие музыканты. Тяжеловесная точёная лирика и брутальный бит запомнятся любому слушателю. Но если раньше невидимка была малоизвестной диковинкой, после «Заточки» – это серьёзная группа, готовая встать в один ряд с IC3PEAK и Shortparis и взглянуть на новую аудиторию за пределами России.
Sqwoz Bab – BODY LANGUAGE
Русский комик-рэп всегда был постыдным жанром: от мезозойских приколюх Мальчишника и Дискотеки Аварии до плоских рофлянок Успешной группы и Хлеба, над которым ваши одногруппники наверняка хихикали в перерывах между парами. Делать рэп смешным и нестыдным стабильно получалось только у легенд андера: Паши Техника, Шляпы Шаляпина и Валентина Дядьки.
В 2020-м появился нестыдный коммерческий хип-хоп, с которого тяжело не угарнуть как сладким тик-ток блогерам, так и серьёзным музыкальным критикам. Sqwoz Bab крайне талантливо сочетает идиотские пацанские приколы («Детка-трап, не предлагай мне трах», «Это дождь или ты так рада меня видеть?», «Хочешь Айран моего разлива?») с хлёсткими абсурдными строками («Я шагаю по столу, как Назарбаев в Астану», «Я бухаю много, называй меня Илюха Авербух», «Вы хотели трахаться, но дети – это дорого»). Всё это качает, и бас в самом деле «бьёт в грудь, как Зидан». Ничего больше от музыки, как говорил Моргенштерн, и не нужно.

Алишеру пора волноваться. Sqwoz Bab уже покорил тик-ток, стал главным мем-рэпером года, выпустил серию убойных хитов («Ауф», «Ой», «Кусь») и научился в перфомансы. Недавно он выпустил альбом рингтонов. С ещё более запоминающимся ником, таким же талантом к написанию бэнгеров и золотым сочетанием интеллекта и харизмы у Марата Газманова есть все шансы стать главным артистом 2021-го. И даже не делайте вид, что вам удалось просидеть с покерфейсом все 40 минут альбома BODY LANGUAGE.
Разочарования
Morgenshtern – Легендарная пыль
Моргенштерна-2020 тяжело оценивать в рамках критериев лучший-худший. Алишер – не только отдельный тег в гугле, но и обособленный феномен, вышедший за рамки музыкального дискурса. Теперь он не музыкант, а шоумен.
То, что не музыкант, доказывает альбом «Легендарная пыль», где хоть какой-то интерес вызывает только трек-мем «Съел деда», который вот-вот запретят. То, что Морген выдающийся шоумен, доказывает его сверхуспешная серия фитов и перфомансов и статус главного артиста уходящего года, которым либо восхищаются, либо брезгуют. Но EP его битмаря, Славы Мэрлоу, всё равно звучит намного сочнее альбома «Легендарная пыль», а бэнгер «Снова я напиваюсь» рвал чарты намного дольше спродюсированных Славой хитов Моргенштерна.
Хаски – Хошхоног
От Хаски в этом году ждали того, чего обычно ждут от Оксимирона. На фоне завышенных требований «Хошхоног» получился особенно куцым и похожим больше на графоманию под вдохновением от Мамлеева, чем на мощное высказывание одного из главных русских рэп-поэтов. И музыка, и лирика тонут в формализме, а единственный яркий разошедшийся по соцсетям хайлайт – простецкий прикол про Путина.
Главред музыкального раздела «Афиши» Николай Овчинников очень точно сравнил ощущения от альбома Хаски с просмотром «Хрусталёв, машину!» Разница лишь в катарсисе. В «Хошхоноге» вместо него осадочек в виде уныния и разочарования, а у Германа – инфернальный восторг от цунами из человеческой грязи. Пора признать, что сравнения Хаски с великими певцами русской хтонической жути – большой аванс, а тот же Гнойный или группа Макулатура справляются с этим подчас намного лучше. Два с половиной приличных трека (удачный «Реванш», уже знакомый до альбома «Люцифер», и парочка анекдотов из «На что я дрочу») – слишком мало для звания одного из лучших альбомов года, которое на «Хошхоног» навешивают музыкальные журналисты.
Монеточка – Декоративно-прикладное искусство
После коммерчески успешных «Раскрасок для взрослых» Монеточка выпустила авторский ностальгический альбом с реверансом нашей эстраде XX века. Эксперимент зашёл не многим. Вместо хитов и уходящих в народ строчек появился кабацкий стиль и гипертрофированный инфантилизм. «ДПИ» – альбом для корпоративов, ставший ключевой стадией превращения ярчайшей молодой поп-звезды в группу Ленинград.
Тимати – Транзит
Фраза «Тимати стал делать лучше после ухода с Black Star» хорошо разошлась, но фактически не подтвердилась. Альбом Транзит – всё тот же старый Тимати, который скучно понтуется, отстаёт от времени и рифмует как семиклассник. На этот релиз не возлагали надежд, но после серии громких и свежих для гламурного рэпера фитов этот скучнейший материал (за вычетом тех самых синглов) стал реальным разочарованием для всех, кто вдруг поверил в трушность и крутость владельца бургерных и барбершопов.
Cream Soda – Интергалактик
Потенциально хороший альбом сгубила экспериментальная концепция. Умеющая писать танцевальные хиты группа зачем-то создала аудиокнигу. Получилась графоманская фантастика с длиннющими литературными отрывками между треками, которые не идут музыкальной части на пользу. Космические фантазии оказались настолько неподходящими стилю группы, насколько Александр Гудков не попал с экранизацией единственной удачной песни альбома.
Kizaru – Born To Trap
Kizaru долгие годы поразительно сочетает статус человека-мема с вполне себе реальным батей русского трэпа. Беда в том, что ни второе, ни первое не делает его музыку талантливой. Под трек «Что за бизнес, сука?» прикольно скакать на вписках, но слушать весь альбом всерьёз и на репите – задача мучительная. Даже у бессмысленного качёвого словоблудия должны быть границы.
Feduk – ЙАЙ
Федук оказался в ловушке артиста одного хита и уже пару лет безуспешно пытается из неё вырваться. Очень личный альбом, спродюсированный талантливыми музыкантами из группы Cream Soda, звучит скучно и второсортно на фоне бэнгеров артиста. Пожалуй, у каждого музыканта должна быть пауза с экспериментом и альбомом для себя. И в целом ЙАЙ тяжело назвать слабым релизом. Он выглядит просто очередным и проходным, что явно не идёт на пользу биографии Федука. Попытка поиграть в Дорна и сломать привычный стиль не зашла фанатам и не привлекла новую аудиторию.
Достойные упоминания
Mnogoznaal – Круг ветров
Самобытный рэпер не изменяет стилю, пытается «сбежать от этой дрочки на негров» и вновь находит тепло в северной атмосфере гулких битов.
Интурист – Комфорт
Замороченный инструментальный хаос в духе позднесоветской музыки от самого продуктивного артиста года. Лидер группы Евгений Горбунов записал с ней два альбома, выпустил релизы в рамках проекта ГШ и стабильно участвовал в онлайн-фестах.
Витя Исаев – Привет! Как дела?
Продюсер и спутник Монеточки, известный ранее как БЦХ, создал новый, более личный проект, где раскрылся как тонкий романтик с розовыми очками на глазах и спасительной подпиской на Netflix.
Дайте танк (!) – Человеко-часы
Нестыдный русский рок не успел надоесть, сохранил жажду к эволюции и стал только популярнее. Новый альбом утвердил группу как одну из важнейших в русскоязычной музыке.
Mujuice – Rytm Moskva
Снова бодрое молчаливое техно от культового музыканта и идеальный саундтрек для прогулок по промозглой Москве.
Boulevard Depo – OLD BLOOD
Самый модный рэпер по версии Ксении Собчак передал ей привет в интро и подтвердил этот статус, вновь выдав серию успешных треков и смелых экспериментов. Пусть и не столь качественно, как на прошлых релизах.
Ушко – Silver Hits
Ни на что не похожая свежая электроника от одной из самых перспективных девушек в русской музыке. Альбом создан для репита и с каждым прослушиванием становится только лучше.
Long Arm – Silent Opera
Талантливейший и незаслуженно малоизвестный питерский мультиинструменталист вновь создал нежный эксперимент с упором на обволакивающий трип-хоп и полностью оправдал его название.
Kate NV – Room for the Moon
Новая звезда русской электроники, талант которой на западе раскусили быстрее, чем у нас. Умение сочетать замороченное многослойное звучание с написанием хитов вроде песни Plans обещает скорую эволюцию в одну из главных женщин русскоязычной музыки.
BOOKER – ЯПМП
Поспорю с коллегой и назову этот переход из рэпа в рок одним из самых удачных. Бывший батл-рэпер Фёдор Игнатьев, который давно жил и выглядел как панк, наконец-то влился в комфортную среду, не утратив жажды кеков и навыков крепкого текстовика.
Lucidvox – Мы есть
Редкий нестыдный пример фем-альбома, где лозунги заменила талантливая лирика, а вместо трогательного второсортного попа звучат жужжащие гитары в духе Sonic Youth.
Molchat Doma – Monument
Стабильные в монументальном минимализме белорусы напоминают, почему пост-панк – главная музыка постсоветского пространства.
ANIKV – Старше
Подруге Saluki хватило несколько месяцев, чтобы выбраться из этого статуса и стать самобытной артисткой с одним из самых узнаваемых голосов в новой поп-музыке. Самый изобретательный и ненадоедливый большой хит последних лет принадлежит именно ей. Если такие треки, как «Меня не будет», становятся успешными и затмевают моргенштернов с тик-токерами, за русскую музыку можно не волноваться.
Тальник – Сипс
Эстетствующая и не гонящаяся за широкой аудиторией группа выпустила самый понятный альбом в дискографии, вызывая ностальгию по временам пиратских станций.
Казускома – Психодел
Портал в американские 70-ые от самых трушных новых русских рокеров. Главный хит альбома, «Животный инстинкт», лаконично описывает идеалы и стиль группы.
VACÍO – индепендент
Фрешмен из Екатеринбурга, которому только предстоит набрать заслуженную популярность. Но уже сейчас у этого иррационального авангардиста есть фит с Федуком и популярный трек FASHION SHOW.
Ella – SUPERFRESH
Звучащий год назад отовсюду голос со знаменитым «Не мешай, не мешай» превратился в самобытный сольный проект, который только подтвердил, что в 2020-м русская поп-музыка в полнейшем порядке.
Слава КПСС – ЧУДОВИЩЕ ПОГУБИВШЕЕ МИР
Самый личный и самый лучший альбом Славы КПСС как по его мнению, так и с точки зрения большинства критиков. Среди пост-депрессивных самокопаний, свежего лоу-файного звучания и монументально кекающего сайфера-прощания с рэпом затесались сильные зрелые треки: «Чудовище погубившее мир», «Могилам II» и «Вечное возвращение».