Концерт Вани Усовича – хит года в русском стендапе. Но комику нужно быть осторожным, иначе он превратится в Руслана Белого
ДзенНовогодний подарок фанатам русской комедии.
В сентябре мы выпускали гид по русским стендаперским спешлам, вышедшим в 2020 году. Оказалось, что главный бэнгер был впереди. Концерт «Ещё один день» на момент написания текста собрал уже 6,5 миллионов просмотров. И эта цифра будет расти.
Почему? Да потому что Усович – один из главных русскоязычных стендап-комиков, породивший тренд на медленную подачу. А ещё Ваня грамотно распорядился собой, вовремя сходив и к Дудю, и к Урганту. Неудивительно, что он поймал волну. Сам спешл в полном порядке, но у него есть пара проблем. Давайте выясним, что получилось отлично, а что вызывает сомнения и вопросы.
Комедия наблюдений может быть хорошей
Обычно считается, что наблюдения – это низкий уровень стендапа. Комики, которые рассказывают только про таксистов и отношения, редко добиваются больших успехов. Конечно, если они не Алексей Щербаков. «Ещё один день» почти полностью состоит из наблюдений, но Усович прекрасно заточил их под свой стиль и обернул в концепцию.

По сути, это большая история про лень. И она прекрасно ложится на отрешённо-недовольный стиль Вани. Он начинает с перечисления дел, на которые каждый из нас ежедневно тратит время: мытьё головы, стрижка ногтей, просмотр Дудя и другие элементы рутины.
Лучший блок – про изучение английского. Там панч на панче, а ещё очень интересный ракурс: Усович рассуждает о том, можно ли выучить язык до конца. С такой комедией легко отождествляться, потому что все моют голову и многие, преодолевая лень, пытаются выучить какой-нибудь язык. Включите это своим родителям. Они поймут добрую половину шуток.
Такой юмор был бы идеальным рецептом успеха, если бы его не было слишком много. Фишка Усовича в хорошей редактуре – он точно выкинул все проходные моменты, оставив только час сильного материала. Простого, но всё ещё достойного.
«Ещё один день» – важнейший релиз Усовича
Странно быть известным на всю страну комиком, у которого нет ни одного хорошо записанного сольника в свободном доступе. До выхода «Ещё одного дня» Ваня Усович был именно таким. Были нарезки, шоу с его участием, «Stand Up» на ТНТ и всё.
Было несколько длинных видосов кустарного производства, но спешл с хорошим звуком и видеорядом появился только сейчас. Вообще, это тренд 2020 года. Русские комики накопили много материала и стали достаточно популярными, чтобы позволять себе такие штуки. Сразу после Усовича свой спешл (тоже первый крупный) выпустил Гарик Оганисян. И там тоже круто.
Что же касается Усовича, то он в 2021 году может сменить статус с «Ваня – смешной, известный и влиятельный» на «Ваня – флагман жанра». Глядя на то, какие жирные просмотры собирает концерт, в этом практически не остаётся сомнений.
В будущем Иван станет комиком, с которого начинают знакомиться со стендапом. Смотришь его, всё выкупаешь, проникаешься жанром, а уже потом начинаешь закапываться в комедию глубже. Если таким персонажем будет он, а не Нурлан – это пойдёт всем на пользу.
Усович может стать новым Белым. И это пугает
В концерте хорошо всё, кроме последнего блока. 90% выступления – крепкие шутки про бытовуху, работающие на единую линию лени и усталости. Но ближе к концу Усович резко скатился на нижайшую ступень комедии наблюдений. Тема «Мужчины и женщины – они такие разные» – стыд.

Ваня, конечно, выдал не совсем классический тейк об этом. Наоборот, он всё рассказывал через призму собственной жизни. Но стереотипные наблюдения о женщинах – тухлый материал, который зачем-то портит остальные пятьдесят минут. Жалобы в духе «Я плачу за всё, а она не платит ни за что» ожидаешь услышать от Сергея Дроботенко, а не от современного стендапера.
Другой опасный момент – тейк про квартиру. Когда Усович говорит «Я плачу за квартиру 100 тысяч рублей», в этом нет ничего страшного. Он известный человек, живёт в Москве. Может себе позволить. Но если зайти с этим чуть дальше, то перед нами предстанет Руслан Белый, который окончательно потерял связь с простым зрителем.

Когда Ваня Усович начнёт рассказывать, что нанял дорогого дизайнера для квартиры-студии, будет уже поздно. Поэтому беспокоиться нужно уже сейчас. Всё-таки хочется, чтобы талантливый комик (а Иван именно такой) сохранялся свежим как можно дольше. А для этого когда-нибудь придётся менять материал. Всё-таки сытая жизнь лишает комика возможности делать те же наблюдения, что и его аудитория.