
«Ранетки» – великая группа, превратившая ненависть в пиар. За что их так не любили?
Вспоминаем самый заклёванный, но мегауспешный проект нулевых.
Начнём со спорного тезиса. «Ранетки» – великая группа. Нет, не с точки зрения музыки, потому что я не сошёл с ума. Но девочковый поп-рок строил империю на хейте так, как сейчас удаётся только Моргенштерну. Их кейс должны разбирать пиарщики в ВУЗах, потому что так нагло и одновременно красиво продюсеры работают очень редко.

Те, кто рос в нулевых, хорошо помнят, как сильно «Ранеток» ненавидели. Само это слово было для многих синонимом всего отвратительного, но мерч продавался тоннами, а сама группа успешно просуществовала до начала десятых.
Но за что их не любили на самом деле? Вряд ли за музыку, потому что песни «Ранеток» – совершенно дефолтный поп-рок, ничем не отличающийся от многих западных команд. Причём как по качеству текстов, так и по звучанию. Да и, давайте честно, мало кто из подростков настолько хорошо разбирался в музыке, чтобы провести грамотный анализ. Тут точно дело в чём-то другом. И мы погружаемся в ностальгическое исследование, чтобы докопаться до правды.
Мыльный сериал на СТС
Однозначно главная причина бешеного успеха «Ранеток». Они могли бы стать группой, на которой вырастет одно поколение восьмиклассниц, но стали мощным телепроектом. С точки зрения продвижения это был однозначный вин. Но именно он породил большую часть хейтеров.
Если кто не помнит, сериал «Ранетки» вместе с «Кадеством» был одним из флагманских подростковых проектов СТС. Участницам там дали другие фамилии и родителей-актёров, а в сюжете рассказывали о проблемах девочек-подростков и становлении их как личностей и как музыкальной группы. По форме сериал «Ранетки» мало чем отличался от другого музыкального мыльца – например, Glee («Хор» или «Лузеры» в зависимости от перевода).
Разница была в том, что здесь всё было построено на том, чтобы прорекламировать группу на гигантскую аудиторию. И это сработало! «Ранетки» стали поп-роковым мейнстримом, пришедшим прямиком из телика. Поэтому смотреть их было строгим для табу для жёстких подростков из нулевых. Вдумайтесь: «Кадетство» обсуждали открыто, а «Ранеток» демонстративно хейтили. Хотя объективное качество сериалов не отличалось вообще.
Наверное, причина такой ненависти отчасти была и в том, что сериал плохо скрывал свою главную задачу. Даже школьникам было очевидно, что «Ранетки» снимаются в сериале исключительно ради пиара и продвижения. А если ты сильно хочешь понравиться, то получишь обратную реакцию – так работают вещи.
Умножьте это типичное обывательское мнение о том, что все, кто из телика – продажные твари. Если ты популярен, то вариантов всего два: либо попал через постель, либо продвинул кто-то богатый. По этой же причине нашим зрителям так нравится смотреть «Что было дальше?» Но все эти стереотипы всегда были предположениями, а в случае с «Ранетками» есть прямое подтверждение – да, намеренно продвигают. Какой кошмар, правда?

Сам сериал, безусловно, был лютым мылом, но его довольно забавно пересматривать. «Ранетки» даже подкидывали действительно занятные сюжеты. Например, в первой или второй серии Лера подозревает, что она беременна, а Женю вступление в группу вытянуло из мошеннической секты. Ого, обычно ситкомы приходят к этому сезоне на седьмом, а тут прямо со старта! Но главный боженька в «Ранетках» – монтажёр звука, подрубавший угарный драматический запил к каждому напряжённому моменту.
Обзоры Мэддисона
Этот пункт может показаться странным, пока хорошенько о нём не задумываешься. Позиция лидеров мнений всегда сильно влияла на их фанбазу, а поскольку «Ранетки» в конце нулевых ещё были горячей темой, молодой перспективный обзорщик Илья Мэддисон регулярно их задевал и даже делал обзоры на соответствующий контент.
Понятно, что Мэду тоже не нравилось, что вокруг обсуждают музыкальный фаст-фуд. Поэтому он сделал многое, чтобы превратить это в мем. Но дело не конкретно в Мэддисоне, а и в других популярных в рунете людях. Про «Ранеток» было легко шутить, поэтому так делали многие.
А как поступает аудитория, чей кумир начинает кого-то высмеивать? Конечно, начинает копировать, потому что они получили хорошую мотивацию: смешной чувак в интернете дал понять, что хейт к «Ранеткам» – хорошо и правильно.
Получается отличный конвейер мнений. Условный Мэддисон садится в поезд ненависти по одному из популярных тарифов – например, «Бесит музыка» или «Это пиар из телика», а потом сам порождает новый. Мем продержался так долго, что Илья даже вспомнил продакт-плейсмент тампонов в «Ранетках» и рассказал о нём в выпуске «Рекламного очка». А это случилось уже в момент, когда группа перестала быть чем-то популярным.
Мерч и безумная популярность
Несмотря на всеобщий консенсус о том, что «Ранетки» – позор и отстой, группа успешно собирала кэш с родителей младшей аудитории. И не только музыкальными способами, вроде концертов и продаж альбомов, а и сугубо рыночными. Все вещевые толкучки и канцелярские магазины были завалены сумками, пеналами, дневниками, тетрадками и наклейками с изображением «Ранеток».

Бум производства мерча был настолько жирным, что я могу сравнить его только с популярностью «Покемонов» в самом начале нулевых. Только здесь дети просили купить не Пикачу, а что-нибудь с Аней Рудневой или Лерой Козловой. По ТВ рекламировали даже какие-то журналы, появлялись компьютерные игры.
Не было никого, кто не слышал бы название группы, как не было и сомнений в плане продюсеров. Их задачей было продать побольше всего, пока ещё покупают, а потом и группу можно распустить, потому что свою задачу она уже выполнила. Конечно, откровенное желание наживаться на детях будет раздражать многих, но «Ранетки» при этом выполняли и свою часть сделки: писали конъюнктурные песенки и снимали стереотипный сериал.

Единственное, чего им точно нельзя простить, так это создания мужской сайд-группы «Балабама». Вот это уж действительно перебор и худшая музыка, что вы слышали в своей жизни. Лучше уж клепайте дневнички и тетрадки, ребята.
Трушные рокеры ненавидели «Ранеток»
Система у нас следующая – есть настоящие группы, сами выбравшиеся из загаженной репетиционной базы, а есть фейки ради денег. Что-то на уровне старых рэперов, возмущённых тем, что новая школа не читает про подъезды. Прекрасно помню людей с сальными волосами, говоривших: «Они смеют называть это роком?» И это несомненно самая нелепая и надуманная претензия к «Ранеткам».
Но нужно понимать, что это было сложное время. Тогда люди думали, что принадлежность к субкультуре реально что-то означает. А условно элита русского рока записывала наистыднейший дисс на попсу.
Чего не знали сторонники этой позиции, так это истории многих своих любимых исполнителей. Например, если бы группу «Сплин» не отмыл и не причесал продюсер, увидевший клипы Oasis, они и дальше бы пели деревенские песни про домовых, как на первом альбоме. А Валерий Кипелов когда-то состоял в одном ВИА с Николаем Расторгуевым и смешно рекламировал «Ментос».
Грех «Ранеток» тут только в том, что их продюсер работал более прозрачно и открыто. Но позиция «фу, это не тру» была очень активной. Даже Глеб Самойлов из «Агаты Кристи» пришёл на НТВшное шоу «Музыкальный ринг», чтобы отругать «Ранеток». А когда он узнал, что девочки росли на его музыке, заорал в зал: «Простите меня, люди!» Вышло некрасиво даже для шоу, которое вели Михаил Боярский и Тимур Родригез. Глебу не сказали, что это контент для детей.
На самом деле всем сторонникам настоящего рока нужно было думать о том, что «Ранетки» приносили их умирающему движению пользу. Легко представить, как девочки и мальчики, смотревшие сериал на СТС, видели плакаты Rolling Stones или Metallica в комнате Наташи Щелковой, а потом и сами начинали слушать такую музыку. Так зачем воевать против себя же?
Продюсеры не знали, когда остановиться
Как бы мы ни старались выгородить «Ранеток» тем, что их популярность – часть нормального рыночного процесса, иногда с проектом действительно перегибали. Это было особенно заметно в годы, когда группа уже не была главным хитмейкером для детей младшего подросткового возраста.
Мой любимый пример – бэкстейдж-шоу «Ранетки Live: Откровения подростков», где уже практически тридцатилетние дамы всё ещё пытались косить под тинейджеров. А сама передача была бессмысленным влогом обо всём на свете. То показывали, как Женя Огурцова выбирает стройматериалы, то групповой визит «Ранеток» в аквапарк. Сериал на СТС никогда не был таким ленивым, как этот ужасный спин-офф.
Моментами участниц хотелось даже пожалеть. Продюсеры полностью лишили «Ранеток» шанса повзрослеть и стать самостоятельной группой – даже если они бы пели про «Безопасный секс – самый лучший чай», как изгнанная Лера Козлова.

Но лично у меня начало опенинга со словами «Ведь мы не ангелы, живём мы на Земле» вызывает скорее ностальгию, хоть я и никогда не входил в целевую аудиторию группы и тем более не фанател от их песен. Успех «Ранеток» и ненависть к ним – маркеры времени, которого никогда не было и никогда больше будет.
Да, контентного фаст-фуда хватает и сейчас – есть тикток-хаусы, Влад А4, ленивый альбом от Моргенштерна и ещё куча примеров. Но когда детский поп-рок становится самой ненавидимой вещью в культуре и всё равно продолжает расти, это действительно что-то потерянное. Может, дело в ушедшем влиянии телевидения, а может в чём-то другом, но «Ранетки» навсегда останутся великой продюсерской историей.