На часть вещей Дудь не пойдёт чисто из принципа.
Из огромного количества людей, которые делают интервью на русском ютубе, Ксения Собчак – однозначно самая самобытная. Она часто выходит за рамки стандартных полномочий журналиста, постоянно влипает в скандалы, громко падает и громко поднимается. Многих она раздражает просто своим подходом и образом, но, тем не менее, её вью постоянно расходятся на цитаты, а некоторых гостей она несомненно раскрыла лучше всех.

За Собчак номинально закреплён статус интервьюера №2, сразу после неприкосновенного Дудя. И это в целом справедливо, но есть ряд параметров, по которым Ксения начисто урабатывает Юру. Чаще это говорит о том, насколько сильно отличаются их подходы, а не о том, что правильнее. Но всё равно ужасно интересно разобраться, что делает её подход уникальным. Тем более, когда Собчак в форме, она выдаёт действительно топовый контент. И вот что ей помогает.
Ловушки и манипуляции
Дудь редко ставит собеседника в безвыходное положение – даже его блиц-вопросы часто открыты к третьему варианту. Поэтому Юра застрахован от ситуации, когда гость решает закрыться под давлением. Подход Ксении отличается кардинально: она пользуется богатым инструментарием грязных приёмчиков, способных подловить спикера на практически ровном месте.
О самом громком капкане вы слышали и так: это вопрос про закон Димы Яковлева в интервью с экс-«татушкой» и будущей депутаткой Юлией Волковой. Но момент слишком хороший, чтобы не использовать его ещё раз.
Гораздо важнее, что Собчак любит ставить заслоны, не оставляя собеседникам пути для отступлений. Так в разговоре с Натальей Поклонской Ксения спросила, что бы та выбрала: отречься от православия или вернуть Крым Украине? Отказаться выбирать было нельзя, иначе в рамках этого ментального упражнения семью Натальи расстреляют фашисты. Вау! Ей бы тюремные загадки придумывать.
Поклонская в итоге выбрала стать великомученицей, а Собчак ещё раз доказала, что умеет играть грязно. Работает такая тактика не всегда: например, Марго Симоньян устроила скандал и грозилась уйти с интервью из-за большого количества несогласованных вопросов. Но то, что Ксения идёт на такие риски – похвально.
Умение дожать собеседника
Чтобы сознательно идти на такие манипуляции, нужно как минимум прикинуть возможные последствия. И тактику на случай, если гость откажется говорить. К счастью, Собчак умеет добивать сложных спикеров. Чего только стоит выпуск с актёром Никитой Кукушкиным – он выводил каждый вопрос на какую-то философию.
С таким персонажем справится далеко не каждый интервьюер, но Ксения раз за разом разжёвывала и пытала Кукушкина, пока он не отвечал хоть что-нибудь внятное. А кто-нибудь другой мог бы и выкинуть этот выпуск с пометкой «Не получилось». Посмотрите, даже если вам плевать на Кукушкина – Собчак просто вручную тащит из него информацию.
Именно этого качества частенько не хватает Дудю. В нашем тексте о вопросах, которые Юра не задал, полно примеров. А Ксения бы и Моргенштерна запытала спорными кейсами, и у Евгения Баженова про коммунистов спросила бы больше.
Даже такого радужного и открытого Маркони Собчак долго терроризировала, пытаясь выбить не беззубый ответ на вопрос про скандалы с «Коммент Аут» и границами юмора. Если убрать этот момент, то весь выпуск окажется дежурным и несерьёзным.
Огонь на себя и использование статуса
На самом деле Дудя сложно упрекать, что он упускает некоторые моменты и не всегда пытается дожать собеседника. Есть вещи, которые Юре не простила бы ни аудитория, ни гость. Да и мы все знаем, что Дудь всегда использует модель поведения простого парня со списком вопросов. Ксения – не такая.

Собчак не боится скандалов – она ест их на завтрак. Что, публика осуждает выпуск со Скопинским маньяком? Да пожалуйста, вот вам агрессивные ответы в комментариях. Шутка про Стаса Костюшкина не зашла? Никаких извинений. Ксения гораздо охотнее идёт на риски, потому что у неё и так неидеальная репутация: за спиной «Дом-2», «Блондинка в шоколаде», ядовитая фраза про детей и ещё десятки спорных кейсов. И если прилипнет что-то новое – ничего страшного. А вот Юре нужно держать лицо.

По сути, единственное поле, в котором Дудь пользуется своим статусом – это разговоры с ноунеймами, жертвами сложных обстоятельств и «Антохами из Магаданов». И то исключительно в благих целях. Таков уж Дудь – это его личность и его выбор. Но Ксения быть такой не обязана, поэтому с улыбкой подставляется под инфопулю при любой возможности.
Раскрытие женщин
Мы не могли пройти мимо этого пункта, когда речь идёт о создательнице легендарной фразы «Юра, ты сексист!» У раннего Дудя были действительно большие проблемы в общении с женщинами, что убедительно доказали выпуски с Ивлеевой и самой Собчак. Сейчас с этим уже лучше: Монеточка, Саша Бортич и Ира Горбачёва немного поправили ситуацию.

Но всё равно Собчак гораздо сильнее в раскрытии других женщин. Например, выпуск со Светланой Бондарчук был таким разговором подружек на кухне, но показал, что перед нами не просто тётя из мира глянца, а более глубокий персонаж. Даже необязательную Регину Тодоренко, почти не давшую фактуры, Ксения подала так, как будто это содержательное интервью. И это правда круто.

Собчак настолько знает, куда нужно давить, что иногда сама режиссирует себе новые инсайды. Так в выпуске с Ирой Смелой (Tatarka) Ксения Анатольевна усиленно намекала на то, что Ильич и Софья Таюрская поступили с ней нечестно. Потом оп, и уже в разговоре с Таюрской Собчак спрашивает, как ей то, что наговорила Татарка.
Но главное даже не это, а умение Ксении Анатольевны делать интервью с женщиной так, как любое другое интервью. Это не выпуски для девочек, как бывало у Тани Мингалимовой или даже Ирины Шихман. Благодаря этому таланту Собчак легко обставляет Дудя в состязании гендеров и забирает себе кучу важных дам.
Поиск свежих ракурсов
Может показаться, что если человек уже сходил к Дудю, то все остальные как следует вздохнуть, сказать «Ну, поле вспахано» и отправиться на поиск других гостей. Собчак убедительно доказывает, что это чушь, а одних и тех же людей можно раскрывать совершенно по-разному.
Самый очевидный пример здесь – Гнойный. Он пришёл к Дудю поиздеваться, рассказать пару выдуманных историй и предложить гостевую. Не считая мемов, абсолютно пустой выпуск и один из самых провальных в истории канала Юры. Но с Ксенией Анатольевной Слава почему-то вполне нормально поговорил как трикстер с трикстером. Наверное, понял, что Собчак тяжелее поставить в ступор.

То же и с Гудковым. Первая часть разговора с ним рисует портрет вообще не того человека, который говорил с Дудём про русский юмор. И это точно одно из лучших вью 2020 года. Или вот Тёма Лебедев, который очень много рассказал у Дудя. Собчак сделала с ним чуть ли не тематический выпуск о новой этике, разбавленный смешными вставками про навигацию в метро. А почему? Потому что она поставила его в правильные обстоятельства.
А ведь был ещё Гуф! У Дудя это проходной обзорный диалог без особых вспышек, а у Ксении инсайд на инсайде: поездки за рулём под травой, татуировка с инициалами любовницы, обида на Басту, стыд за клип с Тимати и ещё море душевной боли. Оказывается, нам изначально подсунули вообще не то интервью.
Выстраивание тактики под гостя
У Юрия Дудя много сильных сторон. Он много готовится, тщательно соблюдает структуру, выбирает малоизвестные истории и цитаты, которые нужно прокомментировать. Короче, Юра молодец, но мы всегда видим примерно одного и того же Дудя. А у Собчак, наоборот, лиц неприлично много: с Бондарчук она подружка, с Кукушкиным строгая мамаша, с Литвиновой леди из высшего общества, а с Прилепиным опасный противник. Какая ты Ксения сегодня?

Роль Собчак полностью зависит от того, кто сидит перед ней. Она знает, когда нужно активно вести беседу, а когда лучше просто слушать и вставлять комплименты, чтобы не спугнуть потоки дичи от Заремы Салиховой. Ни у одного другого ютуб-интервьюера нет такой явно выстраиваемой драматургии. И это невероятно важный момент.
Для примера возьмём выпуск с Эдвардом Билом. Большую часть времени Ксения Анатольевна позволяет блогеру говорить что угодно и позиционировать себя так, как ему нравится. Она слушает, понимающе кивает и не вмешивается, дожидаясь момента – так крадутся к комару на стене, чтобы точно убить его одним ударом.

У Ксении таких ударов вышло два. Первый – вопрос про видео с Донбасса, после которого Бил явно впал в панику и начал лепетать какие-то невнятные оправдания. Хотя до того он был совершенно спокоен. И второй удар – блок про рекламу казино и капперов, где Собчак поймала Эдварда на противоречии: «Погоди, ты же сам это рекламируешь, а теперь говоришь, что надеешься, что люди этим не пользуются». Подсидела и сожрала, задавив этот милый и позитивный образ, который принёс с собой Бил.
Тут стоит вспомнить, что журналистские навыки появились у Собчак не на пустом месте. Михаил Зыгарь, бывший главред «Дождя», рассказывал, что лично натаскивал её по части интервью и они вместе выстраивали как раз драматургию процесса: «У меня была идея, что каждое интервью должно быть спектаклем. Мы продумывали, в какой роли она, в какой будет гость, и какие у них отношения».

И пока кто-то отыгрывает хорошего парня (Дудь), старательную простушку (Шихман) или интеллигента, у которого накопились вопросы (Солодников), Собчак может быть абсолютно любой и как угодно подстраиваться под гостя. А это огромное преимущество, которого нет больше ни у кого. Обратите внимание в следующий раз, когда будете смотреть. За перевоплощениями Ксении мегаинтересно наблюдать.
Навык превращать всё в шоу
Последний, но крайне важный характерный навык Собчак. Практически в каждом выпуске есть моменты небольшого интерактива, обычно называемые «Суперигра». Иногда это бывает достаточно предсказуемо – скажем, Маркони Собчак поставила в позицию участника «Коммент Аут», придумав злые комментарии и наказания. Но случаются прям шедевральные моменты.

Например, продюсер Леди Гаги RedOne уже в начале выпуска слушал и выбирал лучших российских исполнителей. Казалось бы, в здание вошёл жанр «Иностранцы слушают музыку», но нет. Дядя послушал Моргенштерна, а уже через один монтажный переход Ксения просто знакомит его с Алишером. Очень красивый приём и игра со структурой.

Даже когда Никита Кукушкин на месте выдумывал новых персонажей, за этим было занятно наблюдать. И хорошо, что у Собчак, в отличие от Дудя, нет этой устоявшейся обязательной программы конкурсов. Даже если запустить что-то вместо Юриного «Блица», то всем это покажется вторичкой. А так – каждый раз происходит что-то новое, что уже хороший дополнительный повод включить выпуск и хотя бы пробежаться по таймкодам.