
Почему коммунисты считают, что «Колыма» Дудя – ложь? Они до сих пор её пересматривают
Похоже, это главное видео в истории канала Юры.
Какое самое резонансное видео на канале Юрия Дудя? Цифры предлагают нам два ролика – фильм про Кремниевую Долину (39 миллионов просмотров) и интервью с Настей Ивлеевой (34 миллиона). Но количество кликов – не всегда решающий фактор. В случае с Ивлеевой дело скорее в скандальности и громких цитатах, а на самом деле нужно судить по тому, что чаще всего обсуждают.

Фильм «Колыма» – абсолютный чемпион по этой части. Если вы предложите гуглу закончить фразу «Дудь Колыма», то в предложке вылезут следующие слова: «критика», «разбор» и «ложь». А под самим роликом регулярно появляются новые комментарии критиков Юры, обвиняющих его в подтасовке фактов. И это при том, что с момента выхода прошло больше двух лет.
Дело не в том, что в ролике прозвучала какая-то сверхсекретная информация. Во многом, Дудь просто освежил школьные знания зрителей. Но для коммунистов «Колыма» стала большим ударом: все красные звёзды ютуба записали свои разоблачения, пытаясь доказать, что Юра всех обманул. Почему же к фильму так много претензий? Давайте разберёмся.
Почему именно «Колыма»?
Конечно, видео было громким уже в момент выхода. За два дня «Колыма» набрала пять миллионов просмотров, а за две с лишним недели добила до десятки. К осени 2020 года фильм с критикой ГУЛАГа и советской тирании собрал уже двадцать миллионов, а сейчас, на момент написания текста, уже двадцать пять. Очень неслабый рост для документалки, не находите?

Чтобы понять, почему видео так популярно, нужно ответить на простой вопрос: кто её пересматривает? И если судить по комментариям и другим роликам по запросу «Дудь Колыма», то ответ окажется очевидным. «Колыма» стала чем-то вроде книги «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына. Ее никто не цитирует и не обсуждает чаще, чем идеологические противники, то есть коммунисты и другие сочувствующие советскому режиму.

Основная часть критики вышла ещё два года назад, но любое обсуждение Дудя фанатами СССР, особенно сталинистами, рано или поздно скатывается в апелляции к «Колыме». Можете проверить это сами – запустите поиск по комментариям во «ВКонтакте». Более 90% современных обсуждений этой работы Юры – критика от сторонников коммунизма.

Все остальные успели высказаться ещё в 2019 году, когда видео было актуальным и свежим. Зато есть ещё одно интересное наблюдение: если приплюсовать Дудю к официальной статистике ещё и просмотры гигантских (иногда даже длиннее «Колымы») разборов Гоблина и других критиков, то видео легко обгонит Ивлееву с «Кремниевой Долиной». Ни до, ни после Юрец не делал ничего, что вызывало бы такую волну хейта, пусть и от однородной и откровенно скучной группы людей.
Только не подумайте, что Дудь в «Колыме» сделал или сказал что-то особенное, о чём до этого все молчали, и поэтому попал под огонь коммунистов. Они и так атаковали каждого, кто посмеет покуситься на товарища Сталина. Просто до Дудя мало кто делал это на такую гигантскую аудиторию, а раз Юра – самый резонирующий из современных критиков, то и ответы ему звучат громче, чем обычно.
За что именно критикуют «Колыму»?
У нас точно не будет времени разбирать все претензии, потому что они найдутся буквально по каждому кадру. Но мы точно осилим основные точки, на которые опираются хейтеры «Колымы». Они повторяются от автора к автору и из видоса в видос.

Невинных людей не сажали. Итак, в ролике Юра и его спикеры говорят о куче людей, которых отправили в лагеря по откровенно надуманным обвинениям. Именно отсюда, по мнению Дудя, и происходит тот самый вынесенный в заголовок страх – при желании, посадить могли кого угодно.

Начнём с любимого аргумента Дмитрия «Гоблина» Пучкова, считающего, что раскулачивание было не произволом, а необходимостью. Гоблач постоянно утверждает, что кулаки – не просто зажиточные крестьяне, а бандиты, державшие своё село в страхе.
Их сравнивает с «Цапками», имея в виду дело бандита Сергея Цапка, лидера известной преступной группировки из Краснодарского края. Никаких данных о реальном количестве кулаков-преступников, конечно, не приводится. А на все более-менее конкретные истории из фильма Дудя выдумываются опровергающие обстоятельства.
История с мороженщицей – фейк. Вот это прям полный трэш. В начале выпуска Роман Романов, директор посвящённого лагерной теме музея, рассказывает о девочке-мороженщице, которую обвинили в растрате из-за того, что она угостила своих друзей мороженым.

В легендарном разборе от Гоблина и Клима Жукова звучит идея, что это невозможно, потому что мороженое в те годы стоило 36 копеек, и девочка просто не могла добить недостачу до пятнадцати рублей – суммы, за которую сажали. Правда, в реальном 1938 году мороженое стоило чуть больше рубля, а господа вместо фактов использовали свою память.

Историю с мороженщицей считают выдумкой и другие критики. Одни просят показать документы и не верят в аргумент Романа Романова о закрытости архивов, а другие просто утверждают, что такого не могло быть. Но есть и те, кто считает, что это не жестокость, а справедливость: 15 рублей – это разве не растрата?
В СССР не преследовали евреев. Отрывок с Ефимом Шифриным, рассказывающим историю отсидки в лагере его отца, Залмана Шифрина, тоже всегда под ударом. Особенно радует коммунист и бывший корреспондент федерального телевидения Константин Сёмин.
Фразу Шифрина: «Я тебе скажу самое страшное. Его первый следователь был еврей» этот мистер считал, как маркер всеобщего равенства и братства. «Получается, в Советском Союзе не было национализма, раз еврей мог посадить и расстрелять другого еврея». Красота.
Не смей трогать Сталина! Тут всё просто. Товарищ Сталин выиграл войну, а значит, всё остальное не важно. Лагеря нужны были для ускоренной индустриализации, а кровавая внутренняя политика – ну, так это время было такое. Чтобы проиллюстрировать эту претензию, возьмём две великие фразы всё того же Гоблина.

Номер первый: «Если вы говорите, что государство возглавлял преступник, то это значит, что это было преступное государство. Значит, по вашей версии, победа в Великой отечественной войне одержана преступным путём». К сожалению, Дим Юрьич не уточнил, как одно следует из другого, но и так получилось красиво.
Номер второй: «Есть товарищ Сталин, а есть его антипод – Адольф Гитлер. А ты примитивно определись, за кого ты: за нас, или за Гитлера». Посыл понятен, да? Если вам не нравится Сталин, то автоматически должен нравиться Гитлер. Исходит это из того, что цифры расстрелов и посадок завышены, по версии Гоблина с Жуковым, нацистской пропагандой, а в реальности сидели только «Цапки» и другие уголовники.
Вместо Дудя критикуют Солженицына. Удивительный факт, но так поступают практически все разоблачители, хотя ни Юра, ни другие эксперты в «Колыме» не апеллировали к книге «Архипелаг ГУЛАГ». Но считается, что именно Александр Исаевич запудрил Дудю и всем остальным мозги, в том числе по части численности заключённых. Количеству прошедших через лагеря в критике «Колымы» уделяется особое внимание.

Директор музея ГУЛАГа Роман Романов называет цифру в 20 000 000 человек, среди которых было несколько осуждённых по несколько раз, а погибло, по его данным, более двух миллионов. Коммунисты же придерживаются мнения, что погибло меньше миллиона, а осуждено по политической статье было чуть больше двух миллионов человек. Все остальные – уголовники.
Главный источник критики – канал «Плохой сигнал»
Гоблин, Вестник Бури, Константин Сёмин, Ежик Лисичкин и другие блогеры-коммунисты всё-таки активно обсуждали «Колыму» именно в год выхода, то есть в 2019 году. А подавляющее большинство новых критических комментариев отсылает к видеозаписям канала «Плохой сигнал». Люди постят ссылки на видосы и утверждают, что его автор Егор Иванов по фактам казнил лживый фильм Дудя. Что же это за человек?

Вы точно не готовы к такому шок-контенту, но на канале «Плохой сигнал» двухчасовому фильму Юры про Колыму посвящено целых семнадцать роликов. Сем-над-цать! Общий хронометраж коллекции – больше пятнадцати часов. Каждое видео пытается разрушить какую-то одну тему, которой в самом фильме уделено минут десять.
Лучший пример – история с мороженщицей. Только доказательству того, что Роман Романов её выдумал, Егор Иванов посвятил 18-минутное видео, хотя вывод укладывается в одно предложение: недостаточно доказательств.
Но и это не всё. После этого ролика Иванов ещё немного подумал и выложил второе видео на 52 минуты. И всё, чтобы уничтожить маленький момент с мороженщицей.
Похоже, создателю и подписчикам «Плохого сигнала» кажется, что если они добьют несчастную девочку с мороженым, то весь фильм Дудя распылится у них на глазах. Исчезнут подтверждённые документами истории о репрессиях, нелюбовь к политике Иосифа Сталина и всё остальное.
Или вот другой пример. В этом видео Егор Иванов пытается доказать, что Залман Шифрин, отец Ефима Шифрина, действительно мог обладать ценными данными, которые можно слить идеологическому противнику – в данном случае Польше.
Происходит то же, что и в случае с историей про мороженщицу. Критики Колымы вместо того, чтобы говорить об общих вещах, сосредотачиваются на разоблачении частного случая. Хотя существуют данные о том, что руководители НКВД подозревали (и обвинили) в шпионаже в пользу Польши) более 100 000 человек. Вариантов тут всего два: либо у поляков была невероятно масштабная агентурная сеть, которой можно было бы заселить небольшой город, либо внушительная часть дел не имела никаких оснований.
Коммунисты никогда не простят Дудю «Колыму»
Однозначный факт. Юра точно может гордиться тем, что запустил публичную дискуссию такого масштаба, но есть важная проблема – по большей части, в ней принимает участие только одна сторона. Зато успешный опыт «Колымы» даёт прямую подсказку о том, что следует делать дальше.

Дудю определённо нужен новый инфоповод, связанный с исследованием репрессий или других минусов СССР. Резонанс прошлого фильма говорит о том, что тема совершенно точно не закрыта, а если Юра хотел сделать просветительский фильм, способный убедить максимальное количество людей, то у него получилось только отчасти.
Да, большинство хейтерских аргументов разбивается банальной логикой, но Дудь случайно превратил себя в любимое чучело сталинистов. Прошло два года, а они всё равно строят модельку Юры из подручного мусора, чтобы торжественно сжечь и объявить себя победителем. Сначала наблюдать за этим было весело, но теперь откровенно надоело. А новый инфоповод с похожим заходом хотя бы освежит этот бесконечный водоворот одинаковых мнений.