Перейти к содержимому
Почему стендаперы не любят Данилу Поперечного? Есть три основных причины – даже воровство

Почему стендаперы не любят Данилу Поперечного? Есть три основных причины – даже воровство

noAds Виталий Халюков

Популярный и уважаемый – очень разные вещи.

Культура стендапа в России находится на том уровне развития, когда структура и тусовка формируются даже в регионах. И у тех, кто плотно занимается комедией есть устоявшиеся представления о том, кто считается настоящим комиком. Так уж вышло, что Даня Поперечный, формально один из самых популярных стендаперов в стране, этим критериям не соответствует.

Кто-то критикует Попера открыто, а кто-то кулуарно. Но любовь к Даниле в стендап-движе в любом случае считается признаком дурного или несформированного вкуса. Наверное, ни один комик не назовёт Поперечного в числе топовых соотечественников. Что же с ним не так?

Поперечный получил популярность благодаря ютубу

Об этом говорят чаще всего. Даня – в первую очередь блогер, который пришёл в стендап, тогда как современные звёзды жанра проделывают обратный путь. Казалось бы, что в этом такого? Пришёл и пришёл. Но для многих это действительно огромная разница, и на то есть свои причины.

Возьмём любого статусного комика – хоть с ТНТ, хоть из Stand-Up Club #1, хоть совершенно независимого, как Денис Чужой. У них могут быть разные стили и взгляды на комедию, они пришли к успеху в разное время и росли на разном контенте, но все так или иначе проходили один и тот же путь. Они пережили первые неудачные попытки на открытых микрофонах, провальные кастинги в телепроекты и грязные бары с недружелюбной, а ещё хуже безразличной аудиторией. У Поперечного этого всего просто не было.

Для трушных комиков, проходивших через все эти этапы, Даня – читер, который решил сыграть не по правилам. Пока они качались с первого уровня на дорожных разбойниках, Поперечный сразу телепортировался на босс-файт с полными залами фанатов. Логично, что многим такой лайфхак не кажется честным.

Кто-то скажет, что дело в зависти. Отчасти это действительно так. Каждый комик, независимо от личных особенностей, стремится к тому, чтобы над его шутками смеялось как можно больше людей. Но туры, концерты, стадионы и обширную аудиторию нужно заслужить, а Данила, как и другие блогеры-стендаперы того времени, просто конвертировал уже лояльную публику в свою комедию.

Конечно, ему следует отдать должное. Поперечный – единственный из блогеров-стендаперов, прочно обосновавшийся в жанре. Мэддисон, Усачев, Ларин, БэдКомедиан, Кузьма и прочие энтузиасты со временем бросили эти попытки, не оставив никакого наследия. Не выжил даже Юрий Хованский, хотя он занимался переводами западных комиков и изначально ставил многое на комедию. Чёрт, да он назвал свой канал Russian Stand-Up. А Даня остался и уже многое пережил со стендапом. Но этого мало.

Логика следующая: если завтра Алишер Моргенштерн решит, что он стендапер, первый же его сольный концерт без проблем соберёт стадион, а просмотров на ролике будет больше, чем у любого российского комика. Будет ли это значить, что он скилловее? Однозначно нет. Так что стигма пришельца с ютуба останется с Поперечным навсегда.

Данила выступает с сырым материалом и его всё равно любят

На самом деле эта причина плотнейшим образом связана с предыдущей. Дело в том, что производственный процесс комедийного продукта у Поперечного и обычного рабоче-крестьянского комика – совершенно разные вещи. Даня катает большие туры, а уже потом по их мотивам снимает итоговый концерт. Это нормальная практика, но его шутки не проходят должную редактуру.

Даже уже получившие известность стендаперы сначала проверяют шутки на открытых микрофонах и специальных мероприятиях, чтобы посмотреть, как на материал реагирует разная аудитория. Потом этот кусок многократно переписывается, дополняется и обрезается, пока сырой материал не станет пуленепробиваемым. Чтобы получить десять-двадцать минут чистыми, комик может потратить на проверку и редактирование много месяцев.

Что и говорить о большом связном сольнике. В России полно известных стендаперов, у которых до сих пор нет собственного спэшла на ютубе, хотя люди занимаются комедией годами. До недавнего времени к таким относились Гарик Оганисян и Кирилл Селегей, хотя они давно были знамениты среди знатоков. Комедия – это постоянный процесс, состоящий из проб, ошибок и редактуры.

Поперечный же какое-то время работал в режиме «один год – один концерт», но даже после этого выпускал гигантские сольники, полные откровенно недокрученных и поверхностных шуток. Но его выступления смотрят и лайкают миллионы, а считающихся топами профессиональных комиков в лучшем случае сотни тысяч. Получается, что для этих самых профи Попер – вредитель, который портит вкус широкой аудитории и снимает все сливки, но толком не умеет писать шутки.

Обидно, что Даня при этом как будто лучше других понимает, зачем нужен стендап. Он делится личными историями, бьёт только сильных, нажимает на социальные и политические болевые точки. Проблема в том, что этому часто не хватает шуток. Моментами Попер просто перечисляет новостные заголовки и орёт на Путина, забывая при этом ещё и дошутить. Трогает водичку, но не идёт купаться. Из-за этого его поздние концерты больше напоминают митинги.

Поперечного часто обвиняли в воровстве шуток

Здесь нужно сделать две важные оговорки. Во-первых, эта претензия в основном касается раннего творчества Данилы, где даже не самый насмотренный зритель мог заметить прямые цитаты Луи Си Кея, Джорджа Карлина, Джима Джеффриса и других западных топов. Во-вторых, насколько я знаю, Поперечного ни разу не ловили на краже шуток у менее известных русских комиков, а это точно был бы гораздо более громкий и стыдный прецедент.

Но так или иначе у Дани далеко не лучшая репутация. Сам он говорил, что всё дело в плохой памяти и общем инфополе, да и вообще в XXI веке достаточно сложно придумать что-нибудь по-настоящему новое. Странно только, что у других комиков это почему-то получается гораздо чаще. Никто не застрахован от написания уже существующей шутки, но они редко повторяются практически слово в слово.

На ютубе хватает роликов с разборами моментов, которые Данила подрезал у признанных звёзд жанра. И они часто довольно агрессивные.

Тут мы тоже можем проследить связь со всеми остальными проблемами. Попер пришёл в юмор, имея в запасе багаж среднего зрителя западной комедии, из-за чего часто неосознанно цитировал кумиров. А поскольку он не уделяет так много внимания редактуре и работе над материалом, эти куски попадают в final cut его выступлений. Всё переплетено.

Комиков едва ли радует, что флагман жанра и кумир миллионов так регулярно выдаёт вторичный материал, обесценивая их собственные старания. Поперечный и без чужих шуток работает с набором одних и тех же банальных тем: политика, главные новости года, критика религии, отношения между мужчинами и женщинами. С таким багажом риск повторить уже сказанное кем-то другим увеличивается в разы.

Поперечный и сам осознаёт эту проблему. Поэтому в поздних своих выступлениях он придумал два важных решения. Первое – меньше универсальных шуток, больше разговоров о России. Второе – зачем писать панчлайны, если можно просто обозначить своё отношение к теме? И то, и другое по-своему гениально, но точно не прибавляет Дане очков в глазах других комиков.

Поперечный, что бы он ни сделал, уже вряд ли будет адекватно восприниматься стендаперским комьюнити. Но у него есть и причины для оптимизма, потому что жёсткий хейт к его стендапу остался во временах, когда он выпускал первые концерты. Сейчас к нему привыкли и относятся скорее как к чему-то естественному.

Кроме того, сам Даня отдаёт стендап-движухе должное, регулярно поддерживая комиков, попавших в беду – например, того же Идрака Мирзализаде. Так Поперечный из слабого, но раздражающего популярного комика, превращается в полезного деятеля с большим медиаресурсом.

Но самое главное, что изменилось с момента появления Поперечного на сцене – это рост популярности стендапа в целом. Раньше у трушных комиков не было возможности сравняться с Данилой по популярности, но сейчас они постепенно тоже превращаются в звёзд и могут искать чисто комедийные, не связанные с блогерством трамплины. В этих новых условиях Поперечный – всё ещё блогер, а не стендап-комик, уже точно не враг номер один.

Поделиться

Аватар Виталий Халюков

Виталий Халюков

Автор

Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.