Перейти к содержимому
«Проект Анна Николаевна» – самый стыдный сериал в истории русских стримингов. Второй сезон бьёт все рекорды безумия

«Проект Анна Николаевна» – самый стыдный сериал в истории русских стримингов. Второй сезон бьёт все рекорды безумия

Культура Виталий Халюков

Крайне рекомендуется к трэш-просмотру.

Благодаря наступлению эпохи стримингов российские сериалы находятся на лучшем этапе своей истории. Можно критиковать «Территорию», «Топи», «Вампиров средней полосы» и «Пищеблок» за самые разные недостатки, но факт остаётся фактом – это не стыдные продукты. Более того, появляются и смелые эксперименты вроде сериала «Happy End» и даже не самого удачного «ППЧМЗ» от Романа Волобуева. Красота!

Но всегда найдётся тот эксперимент, который вызывает только приступы безудержного кринжа. И, кажется, на нынешнем этапе это «Проект Анна Николаевна» от «Кинопоиск HD». Второй сезон этого сериала собрал всё худшее, что только есть в современных русских сериалах. А что именно? Сейчас и расскажем.

Первый сезон был лёгким проходняком

Достаточно вспомнить другие эксклюзивы «Кинопоиска» того же периода. На платформе попробовали сыграть в Netflix, одобряя питчи, которые точно не прошли бы на телик. В результате у нас появились «Беспринципные» – сериал с Павлом Деревянко про и для населения Патриарших Прудов, достаточно крепкий «Последний министр» и девочковый психоком «Настя, соберись!» Не топ, но не так уж плохо.

«Анна Николаевна» тоже была одним из первых, и точно самым скучным эксклюзивом «Кинопоиска». Это сериал о том, как в рамках эксперимента в провинциальную полицию внедряют сотрудницу-андроида, которая обучается настолько быстро, что преодолевает свою робо-натуру и становится почти человеком.

Нормальная реакция на первый сезон звучит так: «Эксперимент понял, но смотреть я это, конечно, не буду». «Анна Николаевна» – симбиоз «Приключений Электроника» и типичного полицейского сериала постдукалисовской эпохи, где шуток больше, чем сериала про русских копов.

Да, отдельные элементы сильно смущали уже тогда. Например, вы знаете, как главный герой обнаружил, что Анна Николаевна – робот? Она зависла во время секса. Спрашивать, зачем русскому фем-робокопу добавили такие интересные функции, не стоит. Создатель (андроида, не сериала) сам объяснил, что хотел, чтобы андроиды были максимально похожи на людей во всём. Но если исключить этот момент, то первый сезон был просто унылым проходняком. А вот во втором пошло не так абсолютно всё.

Теперь сериал – мыльная драма с безумными твистами

Это первая проблема. И она была бы не такой острой, если бы к теме нудных отношений майора Пожарского одновременно с женой и Анной Николаевной не добавили немного трэша. Чтобы разобраться, нам придётся выставить фатальные спойлеры. Так что, если вы по какой-то причине хотите сохранить себе интригу, остановиться стоит здесь.

В финале первого сезона Анну Николаевну разбирают на запчасти, потому что она нарушила главное правило робототехники – подняла руку на человека. Во втором сезоне героиня андроида возвращается под видом настоящей женщины, с которой её срисовали. Но длится это недолго – она опять зависла посреди секса. Как будто это было круто в первый раз, чуваки.

Так или иначе, теперь Анна Николаевна помогает жене своего коллеги-любовника вернуть мужа. Как она это делает? Проводит даме эротическую фото-сессию, потому что это так работает. Но куда важнее то, что вместо лёгкого (пусть и посредственного) сериала про роботов и полицию появляется дешёвая сопливая драма в классическом русском стиле «Да я люблю тебяяя!»

Смотреть это невозможно в принципе. На бумаге идея сделать комедийный детектив с роботом звучит вполне интересно, тем более когда в России долгое время преобладал бытовой реализм. Только в реальности это оказывается обычнейшим телемылом со всеми знакомыми элементами, где рядом зачем-то ходит робот. И это – наименьший грех из всех.

В «Анне Николаевне» невероятно плохой юмор

А хуже всего то, что шутить сериал пытается часто. Приведём в пример пару диалогов из пятой – последней вышедшей на момент написания текста серии. В ней Анна Николаевна идёт к психотерапевту, чтобы справиться с проблемами своей возрастающей человечности. Терапевт, конечно, не в курсе, что пациентка – андроид.

Итак, диалог номер один.

– А что мешает вам быть счастливой?

– Евреи.

– ???

– Да я пошутила.

Окей, спишем на специфическое чувство юмора робокопов. Вот диалог номер два – он состоялся буквально через минуту.

– Что вы можете сказать о своём отце?

– Он хороший человек. Пару раз ##### [теребил] на меня, если это важно.

Да, понятно, что имеется в виду создатель-учёный, а чувак напротив об этом ничего не знает. Но неужели это действительно считается чем-то смешным? Иногда кажется, что «Анну Николаевну» писал подросток из нулевых, насмотревшийся «Американского пирога». Она зависает во время секса, жена одного из героев проститутка, а к младшему сотруднику команды копов пристаёт его тёща. Причём к последней шутке сценаристы подходили полтора сезона.

С другими типами юмора тоже всё не супер. Помните сцену из «Терминатора», где Шварц крипово говорил другим голосом? Тут она тоже есть, но в маленькой вариации. Анна Николаевна с задумчивым видом лает, чтобы казалось, что у неё в квартире живёт собака. И это тоже крипово, но больше стыдно. Прямые отсылки к «Терминатору» тут тоже были, но утонули в преобладающем посредственном юморе.

В сериале все постоянно говорят о роботах

Вы спросите «И что? Разве сериал не про них?» Номинально да. Но о роботах здесь говорят все и всегда, даже персонажи, не знающие совершенно ничего ни про секрет Анны Николаевны, ни про злого инженера, ни вообще о таких технологиях. Как будто в этой вселенной все зациклены на роботах.

«Слушай, ну я же всё-таки не робот», «Ну что ты как робот?» и так далее. В любой ситуации. Сценарист сидит у вас на шее и смеётся в ухо: «Они сейчас так говорят, но даже не представляют!» Тонко, ничего не скажешь.

И не подумайте, что я играю в БэдКомедиана и прошу от комедии с роботами полной реалистичности. Но всему должен быть разумный предел. Надеюсь, никто не сыграет в шотгейм с «Анной Николаевной», опрокидывая стопку каждый раз, когда звучит лишнее слово «робот», потому что так и умереть можно. Следить за этим одновременно увлекательно и невыносимо.

Линия с полицейскими-клонами может свести с ума

Лучшее. Главное. Самый сочный момент второго сезона «Анны Николаевны», без которого этот текст бы не появился. В какой-то момент создатели сериала поняли, что сделали что-то слишком скучное и предсказуемое. И решили позволить себе немного безумия.

В одной из сцен двое героев ментов идут бухать в опечатанную квартиру, соблюдая лучшие традиции «Улиц разбитых фонарей». А там оказывается уже сидят роботизированные копии главного героя и его коллеги – как раз того, который пришёл в квартиру. Только тут это не жуткая сцена, а тупая.

Нормальные полицейские вяжут робокопов и везут на допрос. Туда же приходит настоящий майор Пожарский, удивляется и стреляет в ментов-клонов и Анну Николаевну. Но не от шока, а чтобы показать, что это андроиды. А делает их главный злодей первого сезона, который теперь прикован наручниками к специальной даме из силовых структур. Вы ещё не сошли с ума?

Поверьте, в тексте это звучит гораздо лучше, чем в самом сериале. Каждый из этих моментов выглядит максимально кринжово. Чего только стоит объяснение робоклонов от полковника, сыгранного Сергеем Гармашем: «Вы – люди хорошие, поэтому вас и взяли за образец. Вы лучшее, что у нас есть». И всё под мелодраматично-добрую музыку.

На выходе получается, что номинально «Анна Николаевна» действительно много экспериментирует и развязывает руки сценаристам, но ни один русский сериал за последнее время не вызывал такого тяжеловесного чувства стыда. Ещё раз: давать режиссёрам и сценаристам делать безумные вещи – хорошо. Но конкретно здесь это невыносимо, а всё, что есть, кроме них – история и диалоги уровня «Мухтара-5».

«Проект Анна Николаевна» – точно самый безумный эксперимент в короткой истории русских стримингов, но его вряд ли таким задумывали. Сериал не понимает, чем он хочет быть – сопливым ромкомом, подростковой комедией про секс, лёгким детективом или мегалайт-версией «Бегущего по лезвию». Из-за этого рушится каждый элемент, а единственное, что получается генерировать – это кринж. В бесконечных количествах.

Благодаря этому «Анна Николаевна» одновременно один из худших и самый недооценённый сериал «Кинопоиска» и русских стримингов вообще. Мы все поспешили, когда назвали его скучным и серым во времена первого сезона. На самом деле он должен быть жемчужиной русского сериального трэша и получать больше внимания.

Поделиться

Аватар Виталий Халюков

Виталий Халюков

Автор

Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.