Дилерский беспредел – главная проблема авторынка в 2021 году. А что будет с ценами и допами дальше?
ДзенОчень и очень грустный пост.
Те, кто в этом году озадачились приобретением нового автомобиля, наблюдали беспрецедентную картину. Мало того, что рекомендованные розничные цены выросли с начала года в среднем на 15-25%, так еще и дилеры придумали чудесную технологию окучивания народа, которая называется «дополнительное оборудование» или допы.

Начнем с короткого объяснения, почему так получилось. Дело в реальном дефиците автомобилей, который возник из-за нехватки микрочипов (полупроводников). А дефицит чипов, в свою очередь, возник вследствие коронавируса и остановки заводов. Спрос же на автомобили при этом не падал. В таких условиях сформировался рынок продавца, когда он может диктовать свои условия. Эти условия оказались максимально наглыми.

Представьте такую ситуацию. Вы видите рекламу в интернете – абсолютно новый Skoda Rapid от 1 016 000 рублей – и думаете, что неплохо было бы обновиться. Это прикольная тачка из салона всего-то за лям. Идете к ближайшему официальному дилеру, а вам говорят: базового исполнения нет в наличии, но есть средняя комплектация Ambition с РРЦ от 1 230 000 рублей. Но на ней уже установлено по сути ненужное дополнительное оборудование на 252 тысячи рублей. В нашем реальном примере это будут различные коврики в салон, накладки на пороги, педали и зеркала, сетка в багажник, брызговики, спойлер на крышку багажника, опциональные колесные диски и газовые упоры капота. Итого цена получается 1 482 400 рублей.

Вы думаете: «Хм, какой-то конченый автосалон, зайду-ка я в другой». Но такая ситуация происходит во всех автосалонах. У всех брендов. Сейчас допы на 15-20 процентов от стоимости авто – это норма. Варианта два: либо покупать авто с допами, либо заказывать с производства. Но ни прайс, ни сроки при этом не фиксируются. Цену вы узнаете на момент прихода авто: она будет соответствовать РРЦ. Но за те полгода (или больше), что будет собираться и ехать авто, РРЦ еще может догнать текущий прайс машины в наличии с допами.
Трагичнее всего ситуация с бюджетными автомобилями, но встречаются и исключения, вроде Toyota Land Cruiser 300. Этот внедорожник в максимальной комплектации официально стоит меньше 8 лямов, а дилеры отдают его по 12-13 миллионов с допами.

Обойти эти навязанные допы практически невозможно, что бы ни говорили диванные юристы-знатоки законов. Один из самых действенных способов – приобрести авто, например, в Беларуси и везти его в Россию. Но и с этим появляются проблемы. Российские коллеги каким-то образом договорились с братьями-белорусами, чтобы те перестали продавать автомобили россиянам. Часть брендов уже открыто отказывает людям с русским паспортом.
Если же вы найдете сказочное предложение от автосалона по РРЦ или даже дешевле, с вероятностью в 99,9% это разводка для лохов от серого дилера. И на счастливчика, связавшегося с подобными конторами, в лучшем случае навесят и «супер-выгодных» кредитов, и всяких страховок. Да еще и в таком объеме, что лучше прийти в нормальный салон и взять «Солярис» с условными ковриками и сигнализацией за 300 тысяч.

Важно понимать, что допы – не полезное оборудование и аксессуары, а скорее легализованная наценка. Отсюда абсурдные ценники, вроде работ по «установке» ковриков за несколько десятков тысяч. Не нужно удивляться и высчитывать цифры. Примите главное – вы платите не за сами аксессуары и работы, а за право купить автомобиль в условиях жесткого дефицита. Поэтому, если вам предлагают Rapid в наличии, но на нем стоят коврики за 5 тысяч, а их установка стоит 100 кусков, следует закрыть глаза на абсурд и взять этот вариант. Вероятно, так выглядит лучшее предложение на рынке.
Для более полного понимания картины, предлагаю вам мини-экскурс по одному из салонов Hyundai в Москве. Итак, цены в декабре следующие:
- Hyundai Sonata – 2 957 000 рублей (допы 435 000 рублей)
- Hyundai Elantra – 1 890 000 рублей (допы 260 000 рублей)
- Hyundai Tucson – 3 300 000 рублей (допы 660 000 рублей)
- Hyundai Creta – 2 155 000 рублей (допы 600 000 рублей)
- Hyundai Solaris – 1 530 000 рублей (допы 400 000 рублей)
- Hyundai Santa Fe – 3 890 000 рублей (допы 1 000 000 рублей)
В качестве дополнительного оборудования как правило предлагаются коврики, брызговики, сигнализация с автозапуском, сетки в решетку радиатора, тонировка, антикоррозийная обработка днища, защита картера и подобные опции. И, как я уже говорил, это оборудование по сути не нужно покупателю, и на самом деле стоит на порядки дешевле, чем в перечне допов.

Самое печальное, что ситуация не улучшается. Продажи новых автомобилей (в последние несколько месяцев), правда, уверенно падают, а спрос снижается. Но остаются и люди, у которых в текущей обстановке есть страх, что если они не купят авто сейчас, то так и будут всю жизнь кататься на автобусе или на своем нынешнем полуразвалившемся ведре. Либо есть те, кому автомобиль действительно нужен. В самом выгодном положении сейчас автолюбители, довольные своей машиной. Те, у кого нет нужды обновляться.

Что же делать?
Первый вариант – брать автомобиль сейчас, с допами, как угодно, если он реально вам нужен или это ваша мечта. Практически все эксперты сходятся во мнении, что дешеветь автомобили не будут ни при каких условиях. Если же необходимости нет, лучше дождаться улучшения ситуации, чтобы заказанное по РРЦ авто прибыло к конкретному сроку. Сейчас же зачастую дедлайна просто нет. Возможно, те времена, когда машины продают без допов, наступят вновь. Но этого никто не знает наверняка.
Второй вариант – идти на вторичку. Да, там цены тоже неслабо подскочили, но за полтора ляма можно найти более интересные варианты, чем Skoda Rapid в средней комплектации. И в следующих материалах я расскажу о таких вариантах под разные бюджеты. Пишите в комментариях, что бы вы предпочли за полтора миллиона?
Фотографии из автосалонов взяты у Autonews.