
Светлаков провалился в Comedy Club с сериалом «Митрич», но проект недооценён. В чем величие того деда?
Так и помер.
В 2010 году состоялась перезагрузка Comedy Club: из проекта ушёл Таш Саркисян, а к номерам на сцене добавились новые форматы. Группа USB, уроки пикапа от Сержа Горелого и мини-сериал «Митрич», к которому привлекли Сергея Светлакова. Последний формат исчез раньше других и считается диким провалом, а ролики с ним потёрли со всех официальных ресурсов. Но правда ли сериал так бездарен?

«Митрич», конечно, не был вехой комедии и слабо вписывался в формат Comedy Club, но его совершенно точно недооценили и похоронили раньше времени. Чтобы убедиться в этом, нужно для начала вспомнить, что это вообще за сериал.
В чём суть «Митрича»?
Персонаж Светлакова – старик Митрич, живущий в русской глуши под Рязанью. Он страдает от врождённого похмелья, из-за чего постоянно пребывает в агонии. В каждой серии Митрич несколько раз глупо умирал. То под колёсами сельской скорой в попытках поймать радиоволну, то утонув в деревянном толчке без двери. А бархатисто-народный закадровый голос в эти моменты сообщал: «Так и помер Митрич». Слоган проекта – Russian Depression.

Звучит как скетч по мотивам хроник Хтонической Руси от Сергея Минаева. Семиминутные эпизоды показывали публике Comedy Club на большом экране, так что «Митрич» всегда был отделён от тела основного шоу. Такой отстранённый внутренний спин-офф про смерть.
Надо сказать, что из духа Comedy всё это выбивалось довольно сильно. Особенно в годы, когда шоу только-только стал ещё более дорогим и лощёным. Да и зрительский смех никто не слышал. Возможно, поэтому у «Митрича» было так мало фанатов. Целевой аудитории казалось, что их любимую передачу зачем-то прервали, чтобы показать сериал про умирающего крестьянина.
«Митрич» был прогрессивнее остального юмора Comedy
Главная фишка сериала была в том, что в Comedy Club вдруг показали совершенно другой юмор, непохожий на скетчи Харламова, псевдостендап Воли и особенно на кривляния «Сестёр Зайцевых». Нет, «Митрич» – лубочная лайт-чернуха и попытка создать русского Кенни Маккормика. Условно неубиваемого персонажа, проходящего цикл постоянных дурацких смертей. «Так и помер Митрич» – ответ на «Они убили Кенни!»

И надо понимать, что всё это происходило внутри Comedy, где, кажется, всегда стеснялись шутить про смерть конкретно, а не абстрактно. Однозначно шаг вперёд в комедийном плане, но его совершенно никто не оценил.

Тем более, умирал «Митрич» не динамично, а медленно. Светлаков всё время молчал, неспешно рассматривал себя в зеркале, даже двигаться не торопился. Темп Comedy Club был всё-таки гораздо более быстрым и понятным, а тут даже на шутку никто не указывал. На фоне остальной шоу-программы «Митрич» смотрелся как экспериментальная комедия откуда-нибудь из подвала, а не продукция самого популярного шоу страны.
У сериала была одна большая проблема
«Митрич» страдал от глубокого недуга: Comedy Club в 2010 году уже точно не был местом, где молодые голодные комики куда-то двигают юмор.

Как раз наоборот, это был очень сытый, оторванный от земли проект, где на сцену выходили миллионеры. И всё это в мегадорогих декорациях для живого зала, куда ходят поп-звёзды. И когда в такой обстановке рождается скетчком про депрессивного мужика из Зуевки, который обречён на смерть, всё это выглядит как-то неуместно. Как Павел Воля, шутящий про высокие цены на хлеб.

Как будто Светлаков вместе с Мартиросяном и остальными весело бегают и обливают шампанским нищих детей. По факту «Митрич» был вообще не об этом, но важный комедийный принцип высмеивания того, кто сильнее, чисто визуально не соблюдался вообще. Может, поэтому Сергей Светлаков и отказался играть Митрича дальше.
В современности «Митрич» смотрелся бы лучше
Это просто факт. Зритель из 2022 года в среднем гораздо насмотреннее, чем зритель из 2010 года. Касается как западной комедии, так и заходов про смерть, провинцию и стереотипы от русских комиков. Правда, сериал бы точно выиграл ещё и от того, что вышел бы не в рамках Comedy, а отдельно, но это уже другая тема.

Ну и в целом сложилось мнение, что шутка, сказанная с показной серьёзностью, становится более смешной. 2010 год – тупо неудачное время для этого. Комедии Романа Качанова («ДМБ», «Даун Хаус») успели забыться, а нового депрессивного юмора не было. Исключение – команда КВН «Кефир» из Нягани, игравшая с теми же образами. Но они и в Высшей Лиге появились как раз в год выхода «Митрича».

Есть ощущение, что сейчас «Митрич» выглядел бы как сатира на мрачную русскую кинобытовуху, вроде фильмов Юрия Быкова. Или он мог стать экранизацией чернушных заголовков из агрегатора Breaking Mad. И это не казалось бы бессмысленной хроникой смертей какого-то непонятного деда в селе.
«Митрич» доказал: в Comedy нет места экспериментам
Когда-то шоу было испытательным полигоном для юмора, который точно бы зарезали в КВН. А потом те, кто боролся с мейнстримом, сами с удовольствием им стали. Момент перезагрузки в 2010 году как будто одновременно дал новые форматы, но отсекал все попытки показать неформатную комедию.

Посмотрите на Comedy Club сейчас. Это очень консервативный проект, где не происходит ничего нового. Более того, пока в стране развивается стендап-комедия, там тусит чудовищно устаревший Женя Синяков с обзорами на картинки. И его объявляли, как молодого и перспективного комика. Мы таких помним – когда-то в «Аншлаге» молодым и перспективным считался Святослав Ещенко, родившийся с внешностью и шутками облысевшего клерка.

«Митрич» – однозначно коммерческая неудача, но это последний большой эксперимент в Comedy Club. И за это четыре забытые серии можно ценить. Потом был только просчитанный выхолощенный юморок для самой широкой аудитории. Так что если вы вдруг историк комедии, который ищет точный момент, когда Comedy Club устарел – обратите внимание на бесславную смерть «Митрича». Ну, последнюю из них.