Ох, сейчас мы точно заденем чьи-то чувства.
Mortal Kombat – великая серия. А когда-то она была величайшей. Само наличие MK III: Ultimate в свое время уже было достаточным основанием, чтобы покупать приставку. На обладателей Sega Mega Drive, не имевших в запасе третью часть Mortal Kombat, косились с подозрением и непониманием: а что ты тогда с ней делаешь, если не заказал основное блюдо?

Но весь этот флер великолепия не относится к последним частям серии. Кажется, в них играют уже просто по привычке. А если хочешь нормально сразиться с другом на консоли, нужно запускать UFC. И да, я понимаю, что сравнивать файтинг и спортсим не вполне корректно. Но об этом поговорим в конце. А для начала нужно выяснить, что же не так с Mortal Kombat.
Старые части были гениальны
Когда Mortal Kombat только появился, это был настоящий шок: как в мире игровых автоматов, так и на олдовых консолях. Подход MK к файтингу сильно отличался от японского стиля. Игра была жесткой, темной и скандально кровавой, создавала культовейших персонажей и известные каждому мемы. И мало какая серия могла сравниться с Mortal Kombat по статусу.

Mortal Kombat III: Ultimate была пиком величия, собравшим все лучшее из двух пробных тайтлов. Множество новых и старых персонажей, топовая на момент релиза графика и сложные комбо, которые заучивали по специальным книжечкам – вот чем был Mortal Kombat. Дальше величие пошло на спад: игровая индустрия развивалась, а старые консоли отмирали. Но серия MK к тому моменту успела себя обессмертить и успешно выпускала релиз за релизом.

Я говорю все это только потому, что в последний раз владел на носителе аж Mortal Kombat 4 – то есть, игрой 1997 года рождения. После этого мне разонравились файтинги, но все это время я знал, что где-то там история MK продолжается. Ровно до тех пор, пока мне с друзьями не довелось заценить сначала Mortal Kombat X, а потом и 11. И знаете что? Эти игры на удивление ужасны.
Новые Mortal Kombat созданы для плохих игроков
Они настолько дружелюбны к новичкам, что я, будучи полным нубом без практики, легчайше забивал персонажей более опытных друзей. Mortal Kombat X и Mortal Kombat 11 слишком толерантны к хаотичному закликиванию. То, что не прощалось в первых частях, здесь стало повседневной геймплейной нормой.

Обычно низкий порог вхождения – это плюс. Всем нравится, когда вы запускаете игру и сразу понимаете, что там к чему. Но не здесь. В Mortal Kombat 11 полный новичок может выучить два приема удобного персонажа и спамить ими до бесконечности, спокойно побеждая более опытного игрока. Потому что игре плевать на опыт. Она создана так, чтобы каждый смог победить, не парясь о тактике и не владея полным инструментарием. Хороший файтинги так не работают.

Да, в старых частях тоже были подобные проблемы. Ultimate подарил миру Нуб Сайбота – лучшего бойца для нубов всех времен и народов. Чтобы сделать на нем комбо из четырех ударов, нужно было провести четыре лоукика подряд – жать кнопку C до посинения. Не очень сложно, правда? А мув с ударом-телепортом – вниз-вверх. Издевательство! Но там опытному игроку было что противопоставить Сайботу. В MK 11 – нет.

Тут важно отметить, что речь идет исключительно про бойцовские посиделки в кругу друзей, а не о профессиональных онлайн-турнирах. Потому что во втором случае проблемы совсем другие. Например, фирменные мувки Эррона Блэка на высшем уровне оказываются слишком медленными, чтобы их было резонно использовать. И отсюда возникает дисбаланс. Но это уже не наши вопросы. Для нас важно, что новые части Mortal Kombat поощряют спам из простейших комбо, чтобы не обижать новичков.
Игра постоянно заставляет тебя прыгать
Сильнее прочих файтингов. Распрыг в Mortal Kombat важнее, чем в Quake, потому что прыжки – хороший способ заставить соперника раскрыться. Причем не важно, речь про ИИ или про реального игрока. Персонажи все время скачут по экрану, как будто пол горячий – и это убивает вайб красивого боя.

Первое, что приходит мне в голову, когда я это вижу – пародийный файтинг Dive Kick. Идея в том, что у каждого из персонажей в игре тут есть только один-единственный мув: собственно, дайв кик – один из самых дурацких приемов в истории файтингов. Так вот, низкоуровневый бой в Mortal Kombat частенько выглядит смешно. Хотя это, конечно, мелочь на фоне закликивания.
Фаталити потеряли ценность
Это заметит любой, кто играл в Mortal Kombat сто лет назад, но не сталкивался с новыми итерациями серии. Надпись Fatality долгие годы была секс-символом всего тайтла, но сейчас этот великий элемент очень сильно подешевел. Почему? Теперь его может выполнить кто угодно без особых усилий.

Каждое фаталити – четыре нажатия кнопок, а последовательность можно посмотреть в меню паузы. Никаких сложных комбо с беспощадными таймингами. С бруталити все еще хуже. В старых частях этим скиллом владели только самые задротистые игроки. Здесь же условный Джакс исполняет некоторые вариации в три кнопки.
В результате каждый второй бой заканчивается на фаталити или бруталити, а это полностью нивелирует ценность завершающих приемов. Если есть торты каждый день, в день рождения можно не заметить атмосферу праздника. Так и здесь. Позорище.

Не говоря уже о, что у разработчиков Mortal Kombat почти закончилась фантазия. Поэтому они решили выкрутить уровень кровавой жестокости до момента, когда она начинает казаться нелепой. Получается постоянный мясной кринж, от которого очень быстро устаешь. Новые MK тупо переперчили.
Режим истории – помойка
Не самая важная вещь в файтингах, но все-таки скажем об этом вслух: нет ничего нелепее, чем сторителлинг в Mortal Kombat. Его мало кто воспринимает всерьез, но все равно находятся те, кто в игре про фарш и удары наслаждается именно историей. Но все сюжеты поздних MK похожи на унылые серии из поздних сезонов аниме, когда идеи начинают прокручиваться по десятому кругу.

Например, в Mortal Kombat 11 главной злодейкой сделали Кронику – персонажа, управляющего временем так, что она может возвращать героев из других эпох Mortal Kombat. Звучит как очень удобное оправдание, чтобы воскресить культовых персонажей ради фан-сервиса, потому что новенькие безродные ноунеймы никого не заводят. Образец ленивого сценария.
В Mortal Kombat смехотворные лутбоксы
Начнем с того, что они вообще тут есть. Но сделаны так пресно и ужасно, что плачет даже FIFA Ultimate Team. Все завернуто в Крипту – специальную локацию, где игроки выбивают из сундуков различные косметики, добивания, бесполезные усиления и скины. В Mortal Kombat 11 Крипту исследует персонаж-ноунейм, открывая различные ящики и надгробия за внутриигровую валюту.

Все эти косметики могли быть товарами во внутреннем магазине, но из этого сделали специальную гигантскую локацию с лутбоксами, где игровая валюта, по сути, тратится на рандомные призы. А в процессе вы просто ходите и открываете, ходите и открываете.
Создали Крипту, очевидно, только для двух вещей. Первая – искусственно растянуть геймплей, чтобы игроки проводили в Mortal Kombat больше времени, пока не найдут нужную шапку, бруталити или что им там вообще надо. Вторая – иллюзия заслуженности. Вы не просто купили новый скин, а нашли его в сундуке, проведя кучу времени в специальной локации. Дешевая и унылая ковырялка, которая раздражает своим существованием.
UFC превосходит Mortal Kombat во всем
Если говорить о чистых файтингах, сравнивать серию MK нужно скорее с Injustice и Street Fighter. Здесь Mortal Kombat сможет урвать несколько очков, но с точки зрения баланса и геймплейных механик Street Fighter намного разнообразнее и глубже, чем MK. Уже хотя бы потому, что японская игра не прощает спам от новичков и не заводит слишком сильных персонажей, вроде Сони в MK 11. Равно как и слабаков, вроде дуэта Ферра/Торр в MK X. У Injustice же есть много проблем, но общий экспириенс и эстетика, по-моему, целостнее. Но мы все же поговорим о серии UFC. Почему о ней?

Несмотря на то, что Mortal Kombat – файтинг, а UFC – спортивный симулятор, именно эти игры соперничают, когда речь заходит об игре в компании. Обе игры есть либо у ваших друзей, либо в какой-нибудь кальянной, где хейтерам кальяна, вроде меня, нужно найти отвлекающее занятие. На этом месте легчайше мог быть Street Fighter, Injustice и Soulcalibur, но люди почему-то хотят играть либо в Mortal Kombat, либо в UFC. Окей, принято.

Так вот, геймплей в UFC гораздо глубже. В этой серии нельзя победить случайно. Если вы проиграли, то всегда знаете почему – либо вас взяли измором, либо нашли ключ к защитной тактике, либо вы не разобрались, как работать в клинче. Закликивание и спам ударами тупо не сработает. Новичок просто израсходует выносливость и дождется, пока его легчайше возьмут на болевой. Да, это медленно и не кроваво, но гораздо более комплексно и увлекательно в процессе.

Тут со мной могут поспорить профессиональные игроки в Mortal Kombat, знающие тайминги всех атак и валидные контрмеры, но мы говорим о дружеском файте, а не об игре на высоком уровне. Да, на первые разы зрелищность и рандом создадут атмосферу, но это быстро приедается. А в UFC, при всех кошмарных решениях EA Sports, навык имеет значение с самого начала.

Mortal Kombat все еще остается великой серией. В нем, как и положено файтингу нового поколения, шикарная графика и много красивых анимаций. Но если сравнить силу старых частей в их прайме с тем, что происходит сейчас, окажется, что новые MK – дефективные и нудные игры. А жаль.
10 игр с самыми агрессивными фанатами. «Ведьмак», Dark Souls, GTA и другие хиты